Витте и немецкие ордена. Часть XIII

Анатолий Клепов
На фотографии приведен Манифест Николая II о войне с Японией. Плакат времен русско-японской войны 1904 -1905 гг. Из коллекции Российского государственного архива древних актов. Репродуцировался впервые в журнале "Родина".




За спиной С.Ю. Витте стояли некие могущественные силы, которые могли иметь влияние даже на российских императоров. Вероятно, они оказали содействие российскому министру финансов в создании Отдельного корпуса пограничной стражи 15 января 1893 года. Помимо основных функций, которые обычно выполняют пограничные войска, Пограничная стража могла самостоятельно вести разведку на сопредельных с Россией территориях.
16 декабря 1886 года Александр III написал на докладе военного министра отметил, что он  возражал против подчинения военного подразделения Пограничной стражи гражданскому ведомству: «оставлять это дело так, как оно существует теперь, не возможно».

Однако, несмотря на такую позицию  Императора на  заседании специально  созданной по этому поводу  комиссии  С.Ю. Витте сказал:
«Из желательности сохранения и даже усиления воинской организации пограничной стражи никоим образом не следует делать вывода, что в соответствии с сим должно измениться непосредственное назначение пограничной стражи и отношение ее к военному ведомству. Имея строго военную организацию, пограничная стража, тем не менее, должна прежде всего служить интересам финансового ведомства...» (Обзор деятельности М.Ф... С. I10).

Александр III, несмотря на раннее возражение, в конечном итоге поддержал С.Ю. Витте. 
Почему С.Ю. Витте был заинтересован в подчинении Министерству Финансов Пограничной стражи?  Это объяснялось тем, что  в этом ведомстве скапливались огромные суммы неучтенных наличных денег за счет того, что многие «благодарили» пограничников за разрешение провозить через границу запрещенные товары, в том числе оружие. Возможно, поэтому во время революции 1905 года через финскую границу в Россию хлынул поток оружия для революционеров.

Кто приказал пограничникам «приоткрыть» русскую границу для провоза нелегального оружия и прокламаций? До конца этот вопрос до сих пор не прояснен, но без определенного содействия руководства Пограничной стражи вряд ли это было возможно. Учитывая то, что С.Ю. Витте стремился организовать  строгий  контроль за своими подчиненными, особенно за теми через кого проходили крупные суммы наличных денег, можно утверждать, что Министр финансов тоже знал, что через границу нелегально провозят оружие и литературу. И это может быть вызвано тем, что С.Ю. Витте был заинтересован в революции в России как средстве достижения им верховной власти.

Следует учесть, что  и российская таможня также находилась в ведомстве Министерства финансов. Функционирование  в одном ведомстве пограничной и таможенной службы было идеальной системой для  получения огромных неучтенных наличных средств, которые использовались для продвижения наверху «нужных» решений и подкупа влиятельных государственных деятелей.

Под «нажимом» С.Ю. Витте в 1893 году указом Александра III был создан Отдельный корпус пограничной стражи. Отделение пограничного надзора Департамента таможенных сборов Министерства финансов России было выделено из таможенного управления и преобразовано в Отдельный корпус - отдельное военное формирование специального назначения в Вооруженных силах Российской Империи, предназначавшееся для охраны государственных границ. Первым Шефом Отдельного корпуса пограничной стражи стал министр финансов С.Ю. Витте. Он настаивал на «особом» статусе пограничников, чтобы оградить себя от лишних государственных контролеров.

Это гражданское ведомство руководило воинским подразделением, имевшим на вооружении даже артиллерию. 
Кроме управления Отдельного корпуса пограничной стражи в нее входили 7 округов, 31 бригада, 118 отделов, 570 отрядов и флотилия. Общая численность флотилии составляла 36709 человек, из них - 1033 генерала, штаб- и обер-офицера. (История Министерства финансов России. В 4 т. Т. 1. 1903 - 1917 гг. М., 2002. С. 385)  Должностные оклады офицеров и солдат пограничной стражи были в несколько раз выше, чем оклады офицеров Военного министерства.

Заняв пост министра финансов, С.Ю. Витте предпринял огромные усилия, чтобы полностью подчинить Министерству финансов Государственный Банк России.  Директор банка Н. С. Петлин считал, что Государственный банк «как единственное правительственное учреждение, ведающее кредитом страны, должен быть поставлен вне зависимости от одного лица, могущего, по присущим всем людям ошибкам, дать ему неправильное направление.»  (Петлин Н. С.  Назначение, устройство и очерк деятельности Государственного банка. СПб., 1892 г.  С.80).

Уж очень похожая ситуация складывалась после 1991 года в России, когда министры финансов стремились подчинить ЦБ РФ. В.В. Геращенко упорно отстаивал независимость ЦБ РФ, в том числе в деле получения Россией неконтролируемых заграничных займов. Подобные займы, как показывает история,  поставили царскую Россию на колени перед западными монополиями и привели её к краху  в 1917 году. 
 
Получив возможность управлять Государственным банком, С.Ю. Витте начал мощную атаку на наличные средства вкладчиков, хранившиеся в Сберегательных кассах. Естественно, большинство вкладчиков  в  аграрной России  занимались сельским хозяйством. А взятые таким образом деньги Министерство Финансов использовало для строительства железных дорог, что приводило к разорению  сельского хозяйства страны, которое приносило наибольший доход стране в те годы.  (Дякин В. С. «Деньги для сельского хозяйства» С.91)

Как это напоминает 1991 год! Наиболее развитая отрасль  СССР  - производство вооружений,   которая в 1988 г. давала доход государству в сорок миллиардов  долларов ежегодно и по объему продаж  стояла в мире на втором месте после США,  лишившись государственного финансирования, была практически полностью разрушена.    Складывается впечатление, что для того, чтобы развалить Россию, с  разницей в сто лет применялись одинаковые методы – экономические - как самые эффективные для разрушения наиболее прибыльных отраслей  промышленности России. 

С.Ю. Витте удалось изменить устав Государственного банка России, в соответствии с которым банк непосредственно подчинялся министру финансов.  (ПСЗ. III. Т. XIV. №  10767. Ст. 24) В старом уставе значилось, что банк «состоит в ближайшем ведении министра финансов».
И сразу возникло резкое противоречие между кредитной и эмиссионной функцией  государственного банка. Японский исследователь С. Ито приводит следующие сведения: средний срок учета векселя в Банке Франции был 25 дней, в Рейхсбанке - 40 дней, а в Государственном банке России - 134 дня. (Дьяконова И. А. Экономическая история России в конце XIX - начале XX века глазами японских исследователей // История СССР. 1992. № 1 С.203) К чему это приводило? К мошенничеству с помощью фальшивых векселей.  Подобная финансовая афера была организована  в 1992 году в России с помощью фальшивых  авизо.
Концентрация в сберегательных кассах Государственного банка царской России огромных наличных средств привело к тому, что С.Ю. Витте мог бесконтрольно брать из Государственного Банка наличные деньги в любых размерах.

Кстати, С.Ю. Витте отменил важнейшую функцию Государственного контроля: «было изъято то, что должно было составлять одну из наиболее важных частей контрольного дела - операции, которые совершались с казенными средствами в Государственном банке.» (Коняев А. Финансовый контроль в дореволюционной России (очерки истории). М., 1959. С.206, 207) В 1907 году М. И. Боголепов писал о последствиях этой реформы: «Государственный банк ведет свои дела настолько интимно, что даже Государственный Совет не знает тайн этого публичного государственного учреждения.» (Боголепов М. И. Финансы, правительство и общественные интересы. СПб., 1907. С. 59).

С.Ю. Витте владел огромными суммами наличных денег, которые использовал по своему усмотрению, чтобы укрепить свою власть в России. Неудивительно, что вскоре после  назначения  его министром финансов почти все министры России стали в той или иной мере подчиняться  ему, в первую очередь министр иностранных дел, военный министр и министр путей сообщения. Война с министром внутренних дел В.К. Плеве, единственным из министров, которого С.Ю.Витте не смог подкупить, закончилась убийством Плеве. Хотя прямых доказательств участия С.Ю. Витте в организации этого убийства не было, многие косвенные доказательства дают повод предполагать это.

Особо следует отметить, что  вмешательство С.Ю. Витте в деятельность Министерства иностранных дел и во внешнюю политику России было столь велико, что В. Н. Ламздорф в своем дневнике назвал министра иностранных дел Лобанова «порученцем г-на Витте».  (Ламздорф В. Н. Дневник. 1894 – 1896. М., 1991. С. 224)  С назначением  В. Н. Ламздорфа на пост министра иностранных дел  С.Ю. Витте стал «фактическим руководителем официального дипломатического аппарата». ( Романов Б. А. «Очерки дипломатической истории русско-японской войны»  (1895–1907)»   С.247) Это означало, что российский министр финансов получил доступ ко всей наиболее важной информации, поступавшей в МИД. Также он имел доступ к информации о дешифрованной переписке зарубежных дипломатов, так как в МИД России существовал единственный центр по дешифрованию переписки зарубежных дипломатических представителей – цифирный комитет.
 
В. Н. Ламздорф был членом цифирного комитета МИД с 1886 года. В конце XIX века шифровальная служба МИДа  состояла из двух отделений. Первое отделение занималось всей шифрованной корреспонденцией с заграничными учреждениями. Его возглавлял барон К. И. Таубе. Это отделение разрабатывало шифры для  МИД и для высшего руководства страны, включая Николая II. Второе отделение занималось дешифрованием иностранной дипломатической переписки.

Таким образом, С.Ю. Витте мог контролировать даже шифрованную переписку Императора. Недаром в шифрованных письмах Николай II часто предупреждал Вильгельма II, что пошлет ему сообщение с нарочным. Видимо, российский Император не очень доверял шифрам, разработанным в ведомстве, которое полностью контролировал С.Ю. Витте.  Следует отметить, что  обо всех секретных документах, в том числе заключенных тайных соглашениях с зарубежными странами, которые находились в МИД, знали всего несколько человек. Даже Императора не обо всем информировали, что создавало определенный информационный вакуум вокруг Николая II. Таким образом, в нужный момент можно было манипулировать его действиями.

В “Дневнике” В.Н. Ламздорфа есть интересная запись: «…странным является мое положение в данный момент, мои секретные архивы содержат все тонкости политики последнего царствования. Ни молодой государь (Николай II), ни почтеннейший Шишкин, назначенный временно управляющим Министерством иностранных дел, не имеют ни малейшего представления о документах, доверенных в последние годы исключительно и совершенно бесконтрольно мне... Я оказался исключительным обладателем государственных тайн, являющихся основой наших взаимоотношений с другими странами”.

Не удивительно, что эксклюзивный доступ С.Ю. Витте к наиболее важным архивам МИД России позволял ему склонять Николая II к политическим решениям, которые были выгодны министру финансов Российской Империи.
Несомненно, впечатляет деятельность С.Ю. Витте по подчинению российских издательств, чтобы они поддерживали  выгодную для него  политику. С 1893 года Министерство финансов издавало «Торгово-промышленную газету», приложение к «Вестнику финансов». В 1902 году «Торгово- промышленная газета» была присоединена к «Торгово-Телеграфному Агентству», подчиненному Министерству Финансов.

 Это Агентство было тесно связано со многими ведущими издательствами России, в том числе с такими  популярными журналами, как «Разведчик», «Военный сборник» и газета «Русский инвалид». Во время войны с Японией именно эти издания часто разглашали секретную информацию о российских вооруженных силах. В этой связи интересно рассмотреть отчет N 2 генерал-майора Орановского, генерал-квартимейстера при Главнокомандующем генерального штаба, «О деятельности разведывательного отделения управления генерал-квартимейстера при главнокомандующем с 5 марта 1905 г. по 31 августа того же года». В нем в частности сказано:
«Но если сведения частной печати могли внушить японцам сомнения, то уже вполне достоверными и несомненными оказывались официальные сообщения «Русского инвалида» и «Военного сборника», печатавшие Высочайшие приказы, приказы по военному ведомству и по главным управлениям, содержавшие много такого, что должно было бы быть сохранено в тайне до конца войны.» (ЦГВИА СССР. ВУА. Д. 29090. Т.1. Л. 16-56 об.).
 
Японцы же еще до войны, в конце 1903 г., прекратили печатание в официальном органе военных мероприятий и крупных назначений. В начале войны в газеты еще проскальзывали официальные донесения японских генералов, которые могли служить до некоторой степени материалом для нас, но впоследствии редакция подобных сообщений не давала возможности сделать из них какие-либо выводы. (И. Деревянко. Русская разведка и контрразведка в войне 1904-1905 гг.)

В отличие от японской наша пресса не отличалась подобной сдержанностью. Об этом писал в отчете разведывательного отделения управления генерал-квартирмейстер штаба 3-й Маньчжурской армии: «Печать с каким-то непонятным увлечением торопилась объявить все, что касалось наших вооруженных сил „..." не говоря уже о неофициальных органах, даже специальная военная газета «Русский инвалид» считала возможным помещать на своих страницах все распоряжения Военного министерства. Каждое новое формирование возвещалось с указанием срока его начала и конца. Все развертывания наших резервных частей, перемещение второстепенных (формирований) вместо полевых, ушедших на Дальний Восток, печатались в «Русском инвалиде». Внимательное наблюдение за нашей прессой приводило даже иностранные газеты к верным выводам, – надо думать, что японский Генеральный штаб „...“ делал по сведениям прессы ценнейшие заключения о нашей армии». (цит. по кн.: Рябиков П. Ф. Разведывательная служба в мирное время и тайная агентура в мирное и военное время. М. , 1923. Ч. 1. С. 62—63).

Известно, что большую часть сведений военного характера о состоянии войны с Японией журналы и газеты получали из «Торгово-Телеграфного Агентства». Благодаря поддержке и обильному финансированию Министерства финансов оно превратилось в орган, проводивший государственную информационную политику, которая была нужна С.Ю. Витте.  К сожалению, эта деятельность сводилась часто к разглашению российских секретов или компрометации неугодных для С.Ю. Витте людей. Вполне вероятно, что это организовывал С.Ю. Витте, чтобы ослабить русскую армию.

Например, 12 января 1904 года корреспондент японской газеты «Токио Асахи» сообщил о назначении Главнокомандующим на Дальнем Востоке А. Н. Куропаткина, а военным министром вместо него - В. В. Сахарова( ЦГВИА. Ф.ВУА. ОП. 6.Д7. Л. 34-35)  Оба активно  поддерживали к  началу войны с Японией политику С.Ю. Витте,  который предпринимал максимальные  усилия, чтобы они возглавляли Военное Министерство. Для чего это ему было нужно?  Главная цель С.Ю. Витте заключалась в том, чтобы  обескровить русскую армию и вызвать этим  поражение в войне с Японией, а это привело бы к массовым недовольствам и волнениям, которые могли перерасти в революцию и закончиться изменением  государственного строя России и свержением Императора.

Можно отметить, как искусно создавал С.Ю. Витте вокруг Николая II различные организации, во главе которых стояли ближайшие к С.Ю. Витте  люди.  Так Высочайшим рескриптом от 5 мая 1905 года «О необходимости приступить к преобразованиям высшего управления военным ведомством» был образован постоянный Совет Государственной обороны, высший военный орган России в 1905 – 1909 гг. Это был надведомственный и неправительственный орган, который должен был контролировать деятельность военного и морского ведомств. На должность Председателя Совета был назначен дядя Николая II Великий князь Николай Николаевич, профессиональный военный, генерал от кавалерии и генерал-инспектор кавалерии русской армии.

Николай II и С.Ю. Витте были ставленниками Великого князя Владимира Александровича, всю жизнь мечтавшего занять престол. А если это не удавалось, то он планировал поставить во главе Империи своих людей. И они были бы обязаны ему за это всю жизнь.  Поэтому неудивительна позиция Николая II перед подписанием Портсмутского Договора, когда он утаил от Николая II фактическое состояние русской армии и возможность  выиграть войну. Так он вырвал победу из рук русской армии, и способствовал подписанию унизительного для России  Портсмутского мира.

Позже в феврале 1917 года он повторил своё предательство, направив Николаю II телеграмму, в которой настаивал на его отречении от престола.
Много написано о предательстве русских генералов во время русско-японской войны. Судя по всему, ниточки этого предательства шли к С.Ю. Витте, Победа в войне была ему не нужна, потому что она укрепила бы авторитет Николая II. А это не  было в интересах Великого князя Николая Николаевича и Великого князя Владимира Александровича, который также крайне негативно относился  к Николаю II. Это  наводит на мысль, что революцию 1905 года организовал С.Ю. Витте и Великие князья, стремившиеся установить в России конституционную монархию, как в Англии.  Это подтверждает позиция Великого князя Николая Николаевича, который потребовал, чтобы Николай II подписал в 1905 году  Манифест, который ограничивал права российского Императора.   

Разведка и контрразведка играли большую роль в предвоенный период и во время войны 1905 года. Необходимо было получать подробную информацию о потенциальном противнике. В мирное время сбором разведывательных сведений занимались в основном дипломаты, а в военное – офицеры квартирмейстерской части военного ведомства.  Командование армии вербовало информаторов, «конфидентов»,  среди иностранных граждан которые служили за деньги. Специализированные разведывательные органы в то время еще не существовали. «С началом XX в. наступает эпоха бурного развития военной техники и тотальных войн. В связи с этим значительно возросло значение агентурной разведки, увеличилось число ее объектов и расширились способы ведения.

Появилась насущная необходимость в более совершенной организации сбора и обработки разведданных. Между тем в первые годы двадцатого столетия агентурная разведка Российской империи уже во многом не удовлетворяла требованиям времени. Ею по-прежнему занимались военные атташе, дипломаты (а также представители Министерства финансов за рубежом) и штабы военных округов. Однако разведка велась бессистемно и при отсутствии общей программы.» (И. Деревянко. Русская разведка и контрразведка в войне 1904-1905 гг.) Вплоть до начала XX  века в Российской Империи отсутствовала четкая организация контрразведки. Борьбой с иностранными шпионами занимались одновременно Главный штаб, полиция, жандармы, а также заграничная, таможенная и корчемная стража («Белые пятна русско-японской войны».   И. Деревянко. Изд. «Эксмо». 2005 г. стр. 87).  Однако С.Ю. Витте возражал против увеличения финансирования Главного штаба на развитие контрразведки.

С 90-х годов XIX  века по его инициативе началось резкое сокращение военных расходов, поэтому никаких специальных средств на создание отечественной контрразведки Министерство финансов не выделило. И это в то время как «…главный противник России - Япония не жалела денежных средств на организацию своей разведки в регионе. В предвоенные годы она затратила на тайную агентуру около 12 млн. руб. золотом. Так, в Корее Япония уже с 1898 г. помимо военного агента с помощником-офицером Генерального штаба имела и военно-морского агента, а также переводчиков с русского, английского, китайского и корейского языков. Более того, Токио предоставлял своей агентуре на Корейском полуострове особые секретные фонды, денежные средства на канцелярские расходы, право бесплатного пользования телеграфом.

О подобной заботе российским военным агентам приходилось лишь мечтать.» (Е.В. Добычина «Русская разведка против самураев»)
До войны с Японией Главному штабу по 6-й смете на «негласные расходы по разведке» ежегодно отчислялась сумма в 56 000 рублей, распределявшаяся между военными округами: от 4 до 12 тысяч рублей на каждый. Военно-статистическому отделу на нужды разведки выделялось около 1000 рублей в год. Исключение представлял Кавказский военный округ, которому в персональном порядке ежегодно выделялась сумма в 56 890 рублей для ведения разведки и содержания тайной агентуры в Азиатской Турции (ЦГВИА СССР. Ф. 487. Оп.1. Д. 231. Л. 1). Между тем Япония, готовясь к войне с Россией, затратила на подготовку военной агентуры около 12 млн. рублей золотом. ( Илья Деревянко Русская разведка и контрразведка в войне 1904—1905 гг. Документы).

Позиция С.Ю. Витте понятна. Зачем себе наживать головную боль? А вдруг еще обнаружат порочащие связи с иностранными государствами?  Более того, после окончания войны с Японией он постарался уничтожить в Китае всю русскую агентуру, которая поставляла ценнейшую информацию о Японии. Несомненно, отсутствие должного уровня военной разведки и контрразведки сыграло важнейшую роль в многочисленных поражениях на первом этапе войны с Японией. Россию можно сравнить с боксером, который вышел на ринг с завязанными глазами. Сила и смелость есть, а попадает чаще мимо.

Необходимо отметить огромное влияние   фабричной инспекции на рабочих промышленных предприятий и фабрик.  Фабричная инспекция полностью подчинялась Министерству финансов, которое постоянно увеличивало её аппарат.  Поэтому в 1897 году в связи с распространением фабричной инспекции еще на 8 губерний число фабричных ревизоров при департаменте удвоилось с трех до шести.
Непрекращающиеся при С.Ю. Витге попытки МВД окончательно подчинить себе фабричную инспекцию привели к новой её реорганизации. В июне 1898 года шеф жандармов генерал-лейтенант А. И. Пантелеев подал записку, в которой вновь поднял вопрос о передаче фабричной инспекции МВД, аргументируя это ростом рабочего движения. Тогда по настоянию министра финансов особое совещание под руководством К. П. Победоносцева отклонило это предложение МВД.

7 июня 1899 года в Департаменте торговли и мануфактур при Министерстве финансов было образовано Главное присутствие по фабричным и горнозаводским делам под председательством министра финансов для «высшего наблюдения за правильным применением законоположений, касающихся соблюдением на фабриках, заводах и горных промыслах должного порядка и благоустройства». Присутствие состояло из товарища министра финансов, директора Департамента торговли и мануфактур, вице-директора департамента (заведующего делами фабричной инспекции), управляющего Отделом неокладных сборов, директора Департамента полиции и одного из вице-директоров этого департамента, вице-директора Хозяйственного департамента, 2 членов от Министерства земледелия и государственных имуществ, по одному члену от Военного министерства и Министерства юстиции, окружных инспекторов фабричной инспекции (по приглашению).

К 1903 году  насчитывалось уже 224 участковых фабричных инспектора.  (Вовчик А. Ф.  «Создание фабричной инспекции в России (1882 - 1904 гг.). Дисс. на соиск. уч. ст. канд. ист. наук. Одесса. С.260. (ПСЗ. III. Т. XIX. Отд. 1 и 2. № 17122).   Под их надзором состояло 12526 предприятий. Кроме того, в 1903 году инспекторы посетили 2860 предприятий, на которые надзор не распространялся.  С 1892 по 1903 год расходы на фабричную инспекцию возросли на 432%. (Я.В. Соловьев «Министерство финансов Российской империи в 1858-1903 гг., диссертация).  Вот оно, влияние С.Ю. Витте на фабричных рабочих! Крестьяне его не волновали: их трудно было поднять на революционную борьбу, а фабричная инспекция могла провоцировать недовольство рабочих разнообразными запретами и ограничениями. Проконтролировать её действия было сложно!
Фактически благодаря тому, что у С.Ю. Витте была огромная неучтенная наличность, он использовал её для укрепления свой власти в стране. C. Любош отмечал, что образование в 90-х гг. свободной наличности создало министру финансов совершенно исключительное положение, а Витте «по личному характеру своему умел широко пользоваться своим положением и очень скоро стал самым властным министром, истинным главой правительства.» (Любош С. « Последние Романовы». Л.-М., 1924 г., С.176) .  Б. В.  Ананьич и Р. Ш. Ганелин даже считают, что «будучи министром финансов, Витте имел большую власть и пользовался большим влиянием, чем как глава правительства».

(Ананьич Б. В., Ганелин Р. Ш. Ананьич Б. В., Ганелин Р. Ш. «Сергей Юльевич Витте и его время». СПб., 1999. С. 47.)    В стране отсутствовал аппарат,  который управлял деятельностью всех министерств – обычно эту функцию выполняет Совет Министров – и это помогало С. Ю. Витте укреплять власть в стране.  Однако, по мнению И. Ф. Гиндина, С.Ю. Витте «при всей официально оказывавшейся ему высочайшей поддержке не хватало небольшого, но крайне необходимого для свободы действий в обстановке самодержавного строя условия: прочного доверия царя».

Точнее, ему не доверяла Императрица Александра Федоровна, которая испытывала большую неприязнь к С. Витте и его жене.  Недаром Императрицу Александру Федоровну воспитала английская Королева Виктория, которая научила её распознавать разных проходимцев, стремившихся захватить трон в стране. А уж в этих делах опыт королевы Англии был огромен. Англия всегда славилась различными финансовыми махинаторами, которые в конце концов и отобрали власть у Короля  и передали её парламенту  во главе с премьер-министром. Видимо, Императрица Александра Федоровна знала, что С.Ю. Витте намеревался учредить в России конституционную монархию наподобие Англии, и самому стать премьер-министром.

Одним из способов, которыми стремился добиться С.Ю. Витте верховной власти в России, была коррупция. Дело в том, что на службу в Министерство финансов принимали по принципу личной преданности вышестоящему начальнику, а не компетенции человека. Фактически государственный чиновник попадал в своеобразное рабство к вышестоящему начальству. Это положение усугублялось тем, что гражданские служащие,  выходцы преимущественно из малообеспеченных и малообразованных семей,  стремились любой ценой выбиться в люди. Это играло существенную роль в управлении Министерства финансов.

Вопрос усугублялся тем, что реформа министерства финансов, которую проводил   С. Ю. Витте,  совпала  с   возникновением в России большого числа акционерных компаний.  Поэтому к началу XX века около 70% всех основных капиталов и производственных фондов российской фабрично-заводской промышленности приходилось на акционерные общества. (В.И. Бовыкин «Формирование финансового капитала в России». Изд. «Наука». 1984г. Стр. 107).  Формы взяток приобрели в то время совсем иные формы. 

Среди акционеров и учредителей  наиболее прибыльных компаний стали числиться высокопоставленные чиновники, которые путем предоставления различных льгот этим компаниям обеспечивали им  предоставление наиболее выгодных заказов и банковских ссуд.  Так, по подсчетам ученого-экономиста А. И. Чупрова, «высота издержек по добыванию капиталов», как правило, составляла от 30 до 50% действительной стоимости сооружения железных дорог (и значительная их часть шла на взятки влиятельным лицам в правящих верхах для получения концессий).

(Сборник  "Речи и статьи". Статьи А.И. Чупрова 1900-1908 годов. М. Издание М.и С.Сабашниковых. 1908 г.)  А. И. Дельвиг, например, отмечал в своих мемуарах, что ходатаи по делам железнодорожных обществ получали по 4 тыс. рублей за версту пути только за посредничество. Предприниматели называли это «взять дорогу с балластом». (Дельвиг А. И. Мои воспоминания. Т.IV. М., 1913.  Стр. 258).

Коррупция в Министерстве финансов стала основным  способом существования практически всех чиновников министерства. Суммы взяток многократно превышали их основные служебные оклады.  Это в конечном итоге привело к тому, что чиновники вышли из-под финансового  контроля С.Ю. Витте и он не имел возможность контролировать суммы взяток, которые давали чиновникам. При этом следует отметить, что в период руководства С. Витте коррупция редко принимала формы открытой взятки. Это были различные аферы: займы, выпуск акций и облигаций. 

Государственный чиновник становится при С. Витте более ловким и хитрым в добывании для себя незаконных денег.  Государственные чиновники использовали все возможности, чтобы присвоить государственные деньги, тем более, что Министерство финансов контролировало Государственный банк России. А это резко расширяло различные формы махинаций, которые выглядели, на первый вид, очень легально. Можно было под кредит государственного банка скупить еще не выпущенные акции прибыльных железнодорожных компаний, а затем их очень выгодно продать по завышенным ценам.
 
Анализируя махинации государственных чиновников начала XX века, находишь удивительное сходство с  действиями   российских государственных  чиновников   в начале развития новой «демократической» России после 1991 г. Также выпускались  особо привилегированные акции ГКО  Сбербанка России. Но удивительно, что также, как в начале XX века, их скупали в основном «нужные люди», а затем вовремя продавали. Вероятно, поэтому в 1998 году в России произошел дефолт, когда было выпущено слишком много обесцененных государственных акций. 

Можно было привести высказывание  публициста Н. И. Колышко, который отмечал, что при  С.Ю. Витте администрация частных банков, при фикции выборности, состояла по существу из чиновников Министерства финансов. «А так как биржу составляли именно они, то ясно, что биржа, с ее взмахами вверх и вниз, с ее аппаратом обогащения и разорения была финансами Министерства финансов.» (Ананьич Б. В., Ганелин Р. Ш. Сергей Юльевич Витте и его время. С.88).
 
Небывалая коррупция, которая была вызвана созданным С. Витте своим супергигантом министерством, которое в конечном итоге стало почти полностью не управляемым самим Министром и жило самостоятельной жизнью главной целью которого было личное обогащение чиновников этого министерства, которые пользовались своим исключительным положением своего министерства в России.  Министерство финансов, руководимое С. Витте создало  невиданный до этого в России  расцвет системы фаворитизма, прямых и косвенных субсидий, хищений и взяточничества, которые «создавали прямую заинтересованность правящей бюрократии в «делах» крупного капитала» (Гиндин И. Ф. «Неуставные ссуды Государственного банка и экономическая политика царского правительства». Исторические записки. Т.35. М., 1950. С.89).

И «получить заказ для несуществующего еще завода мог далеко не всякий, а только тот, кто знал пути в темных коридорах министерства финансов и был угоден лицам, стоявшим во главе этого учреждения...» (Л. Г.  «С. Ю. Витте и падение русского государственного кредита». - СПб., 1907. - С. 86).

Во взяточничестве были замешены ближайшие сотрудники С.Ю. Витте, например, директор департамента железнодорожных дел Максимов и товарищ министра финансов Ковалевский. В качестве примера богатой за счет государственной казны  жизни  можно упомянуть роскошь и расточительность   управляющего нижегородской казенной палатой В. Е. Вердеровского: «Дом его преисполнен предметами роскоши, изящного мастерства и искусства; его повар - истинный артист; его погреб полон тонких, редких вин и напитков, его гостеприимство, посвященное только избранным, носит на себе яркую печать приветливого барства. Каждый день ... по четыре раза в день меняет свое раздушенное белье и костюмы. Он мастерски умеет жить, умеет мастерски пользоваться жизнью и всеми ее благами и хорошо знает себе цену.»  (Морозов П. О. «Соляное дело (По документам и личным воспоминаниям) // Голос минувшего. 1915. №11.   С. 146).
   
Следует отметить, что низкая квалификация контролеров и их алчность также способствовала резкому росту коррупции. С. Р. Минцлов, историк-библиограф,  археолог, владелец одной из замечательнейших русских частных библиотек, отмечал в своих книгах, что ревизии таможен проводятся чиновниками особых поручений, 99% которых не знают таможенной службы. «Приедет такой ревизор в таможню, как в дремучий лес, и не знает не только главного - досмотровой части, но и ни бухгалтерской, ни пакгаузной. Вся его ревизия сводится к пустякам и к поверке книг, в которых могут отыскаться только описки, да к замечанию о том, что чиновник ест не по чину много омаров; настоящие злоупотребления всплывают случайно, исключительно только по доносам» (Минцлов С. Р. «В таможенном мире». Из воспоминаний. Трапезунд, 1917. С.14.)

Российская таможня тех лет давала российской казне около 70 %  её дохода. И в этом ничего не было удивительного. Ведь Россия в основном всю машиностроительное и высокотехнологическое  оборудование импортировала из-за рубежа.  Например, Южная промышленность выросла, главным образом, на иностранных капиталах. Строили её иностранные инженеры по иностранным образцам. Из 18-20 доменных заводов русскими можно назвать только Сулиновский завод и два завода Брянского общества. Причём заводы не только строились иностранцами, иногда их прямо  за границей и целиком, со всем их устройством, перевозили в Россию.

В конечном итоге коррупция привела к тому, что целые районы России фактически стали принадлежать иностранным монополиям.  В. В. Есипов определил, что внедрение немецкого капитала в Лодзинском  районе практически полностью поставило этот район под его экономический контроль.  А бельгийские и английские фирмы полностью скупили  инфраструктуру города. (Есипов В. В. "Революция" в России. Популярные очерки. - Варшава, 1907. - С. 17)

То же самое было в отношении богатейших Бакинских  нефтяных заводов.
Иностранные компании широко использовали российскую прессу, чтобы дезинформировать  российскую общественность о реальном состоянии перспективных русских предприятий, а затем  скупать их за бесценок. Можно отметить, что некоторые  иностранные компании даже покупали редакции российских газет для этих целей.

 Так поступали английские компании  "Anglo-Maikop", "Maikop-Pipe-Line", "Maikop-Victory",  которые путем дезинформации о нефтедобывающих предприятиях Майкопа покупали нефть по низким ценам.  Естественно, неимоверная коррупция государственных органов России, в первую очередь Министерства финансов, была выгодна иностранным инвесторам, которые за бесценок скупали наиболее прибыльные  предприятия и даже целые отрасли промышленности России.

Иностранный капитал составлял к началу 1900 года около трети функционировавшего в российском акционерном капитале предприятий. Большая часть его была сосредоточена в горной, металлургической и металлообрабатывающей отраслях. В них было сосредоточено три пятых всех иностранных инвестиций, и они были больше российских. Даже в российских акционерных компаниях, которые работали в этих отраслях, доля иностранного участия составляла до 44 %. ( В.И. Бовыкин «Формирование иностранного капитала в России». Изд. «Наука». 1984 г. Стр. 168).

Это наглядно доказывает, что при прямом содействии С.Ю. Витте природные ископаемые России были переданы в эксплуатацию западным компаниям в обмен на инвестиции, за счет которых развивались те отрасли промышленности, которые были связаны с добычей полезных ископаемых и транспортировкой их на Запад, чтобы снизить их стоимость. Западные компании искусственно занижали стоимость добываемого сырья, чтобы выгоднее продавать его на Западе. Т.е. фактически действия министра финансов России превратили Россию в сырьевой придаток западных монополий.

Такая позиция С.Ю. Витте в области экономики подвергалась серьезнейшей критике. Во Всеподданнейшем отчете государственного контролера за 1901 г. говорилось: «В настоящее время едва ли можно сомневаться в том, что основою кризиса является искусственный и чрезмерный рост в последние годы обрабатывающей промышленности, возникшей на почве покровительственной таможенной политики,  крупных казенных заказов и спекулятивных увлечений дешевыми иностранными капиталами, и несоответственное такому росту промышленности развитие нашего внутреннего потребительного рынка, состоящего главнейше из массы сельского населения ... экономическое положение которого не может быть признано удовлетворительным.»  (Всеподданнейший отчет государственного контролера за 1901 год. СПб., 1902. С.55-56).
 
А в отчете за 1902 год отмечалось: «У нас обрабатывающую промышленность можно создать, лишь предварительно подготовив внутренний рынок, который может быть основан на цветущем земледелии.» (Всеподданнейший отчет государственного контролера за 1902 год. СПб., 1903. С.43)  Применяемые меры Витте по спасению убыточных предприятий были подвергнуты жесткой критике и признаны бессмысленными. (Всеподданнейший отчет государственного контролера за 1902 год. СПб., 1903. С.47; Мигулин П. П. Настоящее и будущее русских финансов. Харьков, 1907. С.29).
 
С.Ю. Витте сознательно разорял сельскохозяйственных производителей России, чтобы они не были конкурентами немецким и другим европейским и американским производителям сельскохозяйственной продукции.  О том, что иностранные монополии нещадно эксплуатировали Россию, очень хорошо сказал В. И. Гурко, объяснив кризис 1900 года  специальной позицией западных компаний, которые банкротили свои предприятия,  поняв, что больше не могут извлекать  суперприбыль: "…до наступления промышленного кризиса предприятия пережили несколько благоприятных лет, в течение которых успели в виде прибыли вернуть акционерам весь вложенный в них капитал." (Гурко В. И. Устои народного хозяйства России. - СПб., 1905. - С. 78-79)  Другой исследователь экономики России  Л.Н.Воронов полагал, что "устроенные в погоне за быстрой и лёгкой наживой  иностранные предприятия спешили с первых же лет деятельности выдавать крупные дивиденды, не изучая условий рынка, не приспосабливаясь к его требованиям." (Воронов Л. Н. Иностранные капиталы в России. - М., 1901. - С. 53-54).
 
Л.А. Тихомиров писал о природе иностранного капитала в России  а:  «Если ранее иностранный капитал  должен был бороться своими товарами против наших пошлин, то теперь он сам попадает под их защиту". Он производится в России  и не только не платит таможенных пошлин, но их существование обеспечивает ему промышленный процент прибыли." (Тихомиров Л. А. Вопросы экономической политики. - М., 1901. - С. 50-52, 56. Там же - С. 47). 

Русские экономисты пришли к выводу, что зарубежные нефтяные компании,  пользуясь льготными тарифами по вывозу керосина из России, которые стимулировали его экспорт,  постоянно взвинчивали цены на керосин на внутреннем российском рынке. Это способствовало тому, что русские деревни оставались без дешевого керосина.  ("Прямой путь". - Сентябрь 1913 года. - С. 233).
 
К сожалению, в России все повторяется. И сейчас стоимость бензина на внутреннем рынке одна из самых высоких в мире. И это в стране, которая обладает одним из самых  крупнейших  запасов  нефти в мире!  Можно привести высказывания известного публициста М. О. Меньшикова о сырьевой ориентации отечественного экспорта. Он  обратил внимание на следующее: "Обмен сырья на фабрикаты почти равносилен промену капитала на проценты. Страны, отпускающие сырье, торгуют, в сущности, собственной кровью, они не только истощают... исчерпаемые запасы своей природы - почву, леса, недра гор, но как бы ставят крест над собственной народной энергией.

Последняя обрекается на самые тяжкие, наименее производительные, рабские формы труда. Задержанный в качестве сырья труд вынужден растрачиваться в количестве; чтобы получить из-за границы фунт обработанного металла или шерсти нужно отпустить туда 3 пуда хлеба или масла".  М.О. Меньшиков считал, что, когда С.Ю. Витте  был министром финансов, в России происходило  значительное удушение отечественных производств,  лишённых возможности развиваться в условиях конкуренции с намного лучшими западными товарами.  Коррумпированное русское  общество,  получая огромные дармовые деньги,  оказалось развращено иностранными товарами и бездумно кормило население западных держав. "Если вы купите аршин сукна в Англии, - предупреждал М.О. Меньшиков, - вы дадите дневную работу англичанину". А ведь тот же аршин, купленный дома, мог бы накормить семью русского рабочего. Получалось, что образованные и состоятельные люди переводят свои доходы за рубеж и кормят "как неприятельскую армию целое сословие рабочих и промышленников чужой страны".

Вывод, к которому пришел М.О. Меньшиков, актуален и в настоящее время: « Русский народ живёт плохо не потому, что мало работает, а потому, что работает много, сверх сил, направляя избыток своей работы соседям-иностранцам.» (Меньшиков М. О. Замкнутое богатство. Экономика русской цивилизации. М., 1995. - С. 350, 352-353)
Так что  утверждение С.Ю. Витте о том, что он смог добыть для развития промышленности России три миллиарда рублей западных инвестиций, надо рассматривать как небывалое закабаление русской промышленности западными монополиями. Зарубежным компаниям необходимо было увеличивать свои прибыли в России,  но там правил монарх, который в области законодательства и управления страной пользовался  особым императорским статусом, позволяющим ему принимать единолично  многие важнейшие экономические решения. Влияние на его решения со стороны западных компаний было ограничено, что их не устраивало.

 Западу было бы гораздо удобнее, если бы в руководстве страны был человек, который был бы полностью обязан западным странам за  их помощь в получении верховной власти в России.  Но некоторые европейские страны, особенно США, не могли поддерживать своего ставленника как руководителя государства, если в стране существовала абсолютная, а не конституционная  монархия.  Поэтому так актуально для этих стран была смена политического режима в России. 
Как было сказано выше, С.Ю. Витте делал всё, чтобы развязать войну между Россией и Японией. Это отвечало интересам крупнейших мировых держав, Германии, США, Франции и Англии. 

Следует также заметить, что отношения между этими странами были крайне враждебными. 30 января 1902 года в Лондоне был подписан англо-японский договор. Соглашение с Англией гарантировало Японию от Международной изоляции и образования антияпонского союза европейских государств. США полностью поддержали англо-японский договор. Об этом официально заявил государственный секретарь Джон Хэй. Соединенные Штаты действовали заодно с Японией и Англией против России. Главная цель дальневосточной политики США в этот период состояла в том, чтобы втянуть Японию и Англию в войну против России. Это ослабило бы обе стороны и усилило американское влияние в Восточной Азии. Англо-японский договор был заключен на пять лет и был важнейшей предпосылкой русско-японской войны.
В ответ на заключение англо-японского союза правительства Франции и России опубликовали совместную декларацию.

Они не давали никаких обязательств на случай русско-японской войны. В декларации говорилось, что "вынужденные не терять из виду возможности либо враждебных действий других держав, либо повторения беспорядков в Китае, могущих разрушить целость и свободное развитие Поднебесной империи в ущерб их взаимным интересам, оба союзных правительства предоставляют себе в таком случае озаботиться принятием соответствующих мер в охранении этих интересов".

Англия, Франция, Германия и США были заинтересованы, чтобы во главе России был правитель, который был бы к ним наиболее лоялен и полностью поддерживал бы их политику и экономические устремления. В ином случае эти страны пытались поставить во главе России  своего человека и с этой целью оказывали ему полностью содействие.
С.Ю. Витте пытался найти наиболее выгодного партнера, который приведет его к верховной власти в России. После заключения Портсмутского Договора он намеренно сорвал заем, который готовы были предоставить России Англия и Франция, хотя в то время России были так необходимы деньги для подавления революции!

В своё время С.Ю. Витте говорил, как важно создать сою трех великих континентальных держав, России, Германии и Франции, против Англии. (Б. А. Романов «Очерки дипломатической истории русско-японской войны 1895 1907». Изд. «Академии Наук СССР». Москва- Ленинград. 1947 г. Стр. 377) В частности, С.Ю. Витте сказал: «Если каким-нибудь образом Англии удастся поймать Францию в свои сети и еще больше подчеркнуть нынешнее сближение, русско-японский союз должен был бы кончиться, чтобы очистить место русско-германскому Договору.» (Красный архив. Т V, - Die Grosse Politik. N 6241 (Радолин Бюлову 23 сентября 1905 г.).

Интересно поведение С.Ю. Витте в Роминтене на встрече с Вильгельмом II после подписания Портсмутского договора в 1905 г.  Он плакал, крестился и «благословлял небо» за то, что ему довелось дожить до заключения русско-германского договора, о котором ему сообщил Вильгельм II, но не показал ему текст. (Красный архив. Т V, - Die Grosse Politik. N 6241 (письмо Вильгельма II Бюлову от 27 сентября 1905 г.).  По приезде в Петербург С.Ю. Витте начал лихорадочно разрушать договор с Германией. Он делал это чужими руками, чтобы никто не заподозрил его, но это у него не получилось, и в конце концов Николай II его уволил его с самого высокого государственного поста в России – Председателя Совета Министров. Вероятно, это было сделано по просьбе Вильгельма II, который не простил предательство С.Ю. Витте.

Чтобы разобраться в этой сложной политической ситуации, необходимо уточнить, какой стране была выгодна революция 1905 года. Несомненно, в те годы в русском народе была огромная вера в царя. Поэтому свергнуть или убить его, как Павла I, и сразу изменить политический строй в стране на республиканскую монархию было невозможно. Ни дворянство, ни крестьянство, которое в то время составляло большую часть населения страны, конечно, не поддержало бы заговорщиков, и это могло привести к непредсказуемым последствиям. Однако можно было скомпрометировать Императора в глазах народа и спровоцировать смену политического  строя в стране. Вот в решении этой задачи революционеры могли оказать  огромную помощь. Недаром С.Ю. Витте в своем интервью корреспонденту "Daily Telegraph» заявил: «Единственные люди, которые знают, чего им нужно - это революционеры. Все остальное - абракадабра.».

Продолжение следует.