Глава 14. Разлука

Татьяна Афанасьева1
Настя окончила школу и поступила в мединститут вместе с Семёном. Теперь они жили в городе и к Анне приезжали редко, только на каникулы и праздники. Когда они окончили первый курс и были  на летних каникулах, Анна  слегла.
- Настенька, давайте свадьбу сыграем! Послушай меня!
- Бабушка, ну зачем сейчас? Мы решили на последнем курсе, когда будет распределение. Чтобы вместе на работу направили. А сейчас только проблемы начнутся: где жить, на что жить…
- Деточка моя, не всегда получается так, как задумаешь. Вы ещё только один год отучились, - Анна с укором и жалостью глядела на внучку, она знала, что всё будет не так, как они с Семёном задумали.- Ну ладно, что зря говорить. Всё будет, как будет. От судьбы не уйдёшь.

Через неделю бабушке стало совсем худо. Рано утром она позвала Настю:
- Хочу тебе кое-что дать. Вот этот ключик. Он от комода. – Бабушка потянула за шнурок у себя на шее, и в её руке оказался маленький ключик.
- Бабушка, да у нас комод никогда в жизни не замыкался!
- Послушай меня, доченька. Видишь на боковине комода маленькую щёлочку? Вставь ключик и сделай два поворота влево. Там тайник, в нём книга. Попробуй открыть сейчас, при мне. Достань книгу.
Настя открыла, достала книгу. Она была большая, в кожаном переплёте. Когда Настя взяла её в руки, ей показалось, что она дотронулась не до мягкой кожи, а до ледяного металла.
- Я её много лет не доставала. Мне очень хотелось бы, чтобы ты её вообще никогда не открывала. Грех это большой. Моя мама каждый раз подолгу молилась, когда приходилось обращаться к помощи этой книги. И меня этому научила. Теперь вот я тебе всё это рассказываю. Однажды она уйдёт из нашей семьи, эта страшная книга. Таким было пророчество. Но когда это случится, никто не знает. Убери её. А ключ пока давай мне.
Бабушка с трудом надела шнурок с ключом на шею.
- Как умру, снимешь.

Настя всю ночь просидела у бабушкиной кровати. Приходили соседи, многим из них Анна когда-то  помогла, люди не забыли добро, хотели ещё раз сказать "спасибо", поддержать. Приходил батюшка Павел. Он хотел поговорить с Настей, поддержать её. Одна она теперь останется. Пришёл Семён, потом Валя с Надей.
Под утро бабушка умерла.
Соседки стали собирать Анну в последний путь.
Настя с подругами сидели во дворе, когда одна из соседок вынесла ключ на шнурке.
- Настя, вот у бабушки на шее был какой-то ключ.
- Да, спасибо, я совсем забыла. Бабушка мне о нём говорила.
Валя с особым, нескрываемым любопытством глядела на маленький ключик.
- Наверно от шкатулки с драгоценностями? Люди говорят, что у бабы Ани, наверняка, клад спрятан. – Сказала она с усмешкой.
- Как ты можешь, Валя? –  У Нади слёзы задрожали в голосе. – Ты ведь знаешь, что нет у них никаких шкатулок! И бабушку Аню ты тоже хорошо знаешь! Кто это говорит? Какие люди? Что – то я никогда такого не слышала!
Настя, будто не слыша спора, сказала спокойно и равнодушно:
-Нет. Это от ящичка. Там книга лежит.
- От ящичка? У вас все ящички открыты и не замыкаются! От какого ящичка?
- Это потайной ящичек, он находится на боковой стенке комода.
Настя положила ключик в карман кофты.

Похороны прошли тихо и быстро.
Иногда Насте казалось, что она смотрит старое немое кино: вот бабушка лежит… вот гроб выносят… вот опускают гроб в могилу… вот закапывают... А вокруг - мир, залитый ярким солнцем, жара, лето... Тополя роняют пух. Он кружится в воздухе, будто пух из подушек, и падает, падает... укрывает всё лёгкой дымкой.
После поминок, когда все разошлись, Надя с Валей помогли Насте вымыть посуду и пол. Соседки сказали, надо обязательно это сделать, так принято.
- Спасибо вам, девочки. Я так вам благодарна.
-Надя, ты иди домой, а я останусь у Насти. – Валя обняла подругу за плечи и проводила до дверей. – Я маму предупредила, что тут переночую.
Проводив Надю, девочки улеглись спать. И здесь Настю, как прорвало. Только теперь она осознала, что бабушки больше нет. Бабушка умерла, её похоронили, и она осталась одна – одинёшенька на всём белом свете. Она, конечно, любит Семёна, они скоро поженятся, но…бабушка, которая заменила ей мать и отца, умерла. В это невозможно поверить. Настя всю свою недолгую жизнь жила с бабушкой. И вот теперь её нет. Она у-мер-ла… Её вдруг не стало…

Настя плакала долго, навзрыд. С ней была настоящая истерика. Вначале Валя пыталась её успокоить, но видя, что всё напрасно, пошла на кухню и накапала ей 40 капель валерьяны. Не аптечных, а что бабушка Анна сама делала.
Выпив лекарство, Настя ещё немного поплакала. Через полчаса, то ли от лекарства, то ли просто обессилев от слёз, она успокоилась и уснула. А у Вали сон пропал.
Убедившись, что подруга крепко спит, она тихонько встала, подошла на цыпочках к Настиной одежде и вынула из кармана кофты маленький ключик. При тусклом свете ночника, Валя дрожащими пальцами ощупала боковую сторону комода. Не сразу она нашла маленькую щёлочку для ключа. Открыв потайную дверку, она вынула большую чёрную книгу. На кожаной обложке зловеще сверкнули золотистой змейкой буквы: МАГИЯ. Сердце Вали бешено заколотилось: «Вот она, заветная книга! Правду мама говорила, что всё их счастье от колдовства! Ведьмы проклятые! Ну, теперь она им покажет! Всем покажет! Теперь это – её книга! Почему это: им - всё, а ей – ничего? Нет! Теперь всё будет иначе!»
Валя осторожно закрыла дверку, повернула ключ. Уходя, решила написать записку: «Настя! Я должна срочно уйти. Потом всё расскажу. Валя».
Что «расскажу» - пока не приходило на ум. Всё её существо – и тело, и душу – охватило одно желание: быстрее домой, чтобы прочитать книгу!

Дома Валя закрылась в своей комнате и открыла тяжёлую обложку. Со страниц на неё пахнуло стариной и чем – то запретно – сладким. Листая страницы и читая заголовки статей, Валя улыбалась: «Любовный приворот», «Как извести врага», «Как избавиться от соперницы». Шрифт книги был старинным, с буквами «ятЪ» и «i».  Но скоро Валя разобралась, привыкла.
Она уже представляла себе, как Семён будет с ней. С ней, с Валей! Сколько лет она любила его тайно! Сколько лет она только со стороны смотрела, как он любит Настю. Теперь это всё в прошлом. Семён будет только её! А Настю она изведёт. Нет, пожалуй, не надо изводить. Пусть она смотрит на её, Валино счастье. Она сама изведётся от обиды и горя.

Именно в это время, когда Валя с упоением изучала книгу и строила план мести, Семён подходил к дому Насти.  Рано уснув, вернувшись после похорон, полчаса назад  он  вдруг проснулся. Его  охватил страх,  будто он теряет Настю. Теряет навсегда. Семён, вскочив с постели и быстро одевшись,  поспешил к ней. Увидев, что любимая спокойно спит, что с ней всё в порядке, он принял свои тревоги и предчувствия за последствия похорон. Только почему она спит  с открытой дверью? Надо обязательно поругать её, чтобы двери на ночь закрывала! Он сел возле её кровати и так просидел до рассвета.

На рассвете, когда Настя проснулась и увидела рядом Семёна, она не удивилась, но очень обрадовалась.
- А ты мне сейчас снился! – Настя рассказала ему все свои страхи и думы. Он поделился с ней своими переживаниями, рассказал, почему пришёл к ней ночью. Как – то так получилось, что они даже не вспомнили о Вале. Да им было и не до неё. Именно в этот день и именно в эту минуту было суждено случиться тому, к чему они шли уже так долго, и что теперь связало их навеки. Они любили друг друга. Так нежно! Они не знали, что «завтра» для их любви нет.
Весь день они не выходили на улицу. За окном сладко пели птицы и ласково светило солнце. Настя и Семён были счастливы, что вместе и что – любят. Настя рассказала о бабушкиной  просьбе – быстрей расписаться и сыграть свадьбу.
Семён заглянул любимой в глаза, нежно поцеловал её.
- Дорогая, родная моя, милая Настенька! Давай выполним последнюю волю бабушки Анны.
- Сенечка, мы ведь теперь с тобой муж и жена перед Богом. Ну, давай распишемся. Я не против.
- Завтра же пойдём в сельсовет и распишемся!


Но именно в это время Валя приготовила всё для заклинания. Сегодня, на её счастье, было полнолуние. Теперь надо было только дождаться полночи.
В полночь Валя сделала заклинание на Семёна. Всё было, как в сказке! Она могла пожелать всего, чего только хочется, и всё сразу же будет её!
А Семён в полночь только уходил от Насти. Дома он собирался поговорить с родителями о женитьбе. Впрочем, его родители в Насти души не чаяли, так что здесь  всё должно пройти без осложнений. Завтра они распишутся. Он станет Настиным мужем, Настя станет его женой. Семён шёл по безлюдной улице села и глупо улыбался. За заборами лениво лаяли сонные собаки. Чёрное небо сияло звёздами. Огромная круглая луна светила так ярко, что было видно всё вокруг в её серебристом свете.

Утром Настя встала рано. Она погладила своё самое нарядное платье. Сделала себе самую красивую причёску. Сердце её пело: «Для тебя, для тебя, для тебя!» Эти слова песни как нельзя лучше передавали её настроение.
Единственной грустной мыслью, была неотвязная мысль: «Бабушка не дожила до этого дня! Она так хотела, так просила. Прости, родная моя».
Чтобы как – то быстрей прошли минуты ожидания, Настя решила приготовить праздничный обед. Они придут домой, и она первый раз накормит мужа обедом.
Настя любила готовить. Сделав несколько блюд, она вдруг поняла: что – то случилось! Семён уже давно должен был прийти! Что же произошло? Родители - против? Не может этого быть. Сам он передумал? Тоже не может быть. Сердце Насти заныло, как от предчувствия чего – то плохого. Просидев полдня у окна и глядя на калитку, она поняла, что Семён не придёт.

В праздничном платье и с причёской, Настя легла на кровать и укрылась одеялом. Её знобило. К вечеру поднялась температура. Часов в семь зашла Надя.
- Настенька, ты одна? Что с тобой? Да ты вся горишь!
Надя помогла ей раздеться, уложила в постель, напоила лекарством и липовым чаем с малиновым вареньем, из запасов бабушки Анны.
- Наденька, милая, сходи к Семёну. Только не говори что от меня и не говори, что я заболела. Просто узнай – что он, где он, как он. И всё. Пожалуйста!
- Хорошо, я схожу. Всё сделаю, как хочешь. Я быстро.
 Надя вернулась и правда быстро, полчаса не прошло. В деревне всё близко, в деревне все всё знают: кто где и кто с кем.
- Настенька, не знаю, как и сказать тебе.
- Говори, я знаю. Семён с Валей на танцах?
- Откуда ты знаешь?! – опешила Надя.
- Сорока на хвосте принесла. Шучу. Сама не знаю откуда. Сердце подсказало.
- Да, они сегодня с утра по деревне под ручку ходят. Ужас какой – то! Всех родственников обошли. У неё сначала сидели часа два. Потом у него. По деревне гуляли. А потом на танцы пошли. Я, как от тебя вышла, Олю свою встретила. Она с его сестрой Варей дружит. Всё это мне и рассказала. Я ей не поверила. Сама на танцы заглянула. Правда, стоят под ручку. Он её обнимает, она глаз с него не сводит. Прямо Ромео и Джульетта!
- Я так и знала. Спасибо, Надя. Иди домой, я спать буду.
- Нет, Настя, я тебя не оставлю одну. Я Оле сказала, что ты заболела и я буду ночевать у тебя.

Не успела она договорить, как вошла её бабушка Клава. Она принесла миску пирогов и бидон молока.
- Нате – ка, повечеряйте. Ну, как ты, деточка?
- Мне уже лучше, спасибо. Бабушка Клава, у нас есть что покушать. Наготовила я всего как на свадьбу…- из глаз Насти градом покатились слёзы.
- Ну, что ты, что ты? – бабушка Клава присела рядом, взяла её руку. – Что случилось?
Настя рыдала в голос, но молчала.
- Ну, поплачь, поплачь, деточка. Легче станет, когда выплачешься. От невыплаканных слёз сердце надрывается. Единственного родного человека похоронила. Оставайся, Наденька, здесь. Ночуйте. Нельзя Настю одну оставлять.

Проводив бабушку, Надя замкнула двери. Настя встала, поставила на стол всё, что приготовила. Достала из буфета бутылку вина.
- Садись, подруга. Я тебе историю одну расскажу. Только поклянись, что никому никогда не расскажешь.
И Настя рассказала Наде всё, что случилось после похорон бабушки.   После её рассказа они  молча смотрели друг на друга. Невозможно было найти объяснения поведению Семёна. Этому просто не могло быть объяснения. И почему ушла Валя, оставив такую записку? Что она собиралась «потом рассказать»?
- Ну что же, давай, Надюша, выпьем сладкого вина. Я думала отметить этим вином день свадьбы, а приходится отмечать день разлуки. Проводим мою любовь. Сегодня от меня ушла любовь. Слава Богу, что бабушка не узнает всего этого. Хотя… она, наверное, знала. Поэтому и торопила меня со свадьбой.
Из глаз Насти опять покатились слёзы.
- Нет, подруженька моя дорогая, любовь осталась с тобой. Хочешь ты этого или не хочешь, но любовь так просто не уходит. Давай, Настенька, выпьем это вино за тебя, за твою любовь и за твоё счастье. Ты ещё будешь счастлива, вот увидишь!
Подруги чокнулись и выпили.

- Надюша, милая, я знаю, что счастлива уже никогда не буду. Мне и бабушка намекала, уговаривала меня быстрее расписаться с Семёном именно из – за этого. Бабушка знала, что так всё будет. А теперь и я знаю, что никогда мне не быть с Семёном. А ведь мы с ним любим друг  друга.
- Успокойся, Настя, как Господь даст, пусть всё так и будет.
- Нет, Надя, это не Господь Семёна к Вале привёл. Это не Господь! – Настя опять разрыдалась. – Я – его судьба, а он – моя судьба. Понимаешь, Валя отняла, украла чужое! Но вот – как? Не понимаю… после того, что между нами было. Как он мог уйти к ней? Ведь перед Богом мы – муж и жена.
- Успокойся, родная! Успокойся. Пройдёт время, всё забудется. Не плачь… слезами горю не поможешь…

Ещё долго говорили подруги о непонятном, загадочном поведении Вали, о подлом предательстве Семёна. Уснули они только под утро. Через несколько дней Настя вспомнила о маленьком ключике, о бабушкиных словах, но, сколько она ни искала его, найти так и не смогла. Ключик пропал.
В конце августа Настя уехала в город, у неё начинались занятия в институте.

Семён немного задержался, в начале сентября они с Валей должны были расписаться. Их родители готовились к свадьбе. С той памятной ночи, судьбы Насти и Семёна разошлись.
Александра Ивановна настойчиво убеждала будущего зятя перевестись в любой другой институт.
- Сёмочка! Ты сам подумай, ну зачем тебе учиться с ней? Видеть её каждый день на занятиях? Она ведь тебе проходу не даст! Будет доставать разговорами, слезами. Ты сам рад не будешь.
- Александра Ивановна, не называйте меня, пожалуйста, так! Вы знаете, я не люблю, когда меня так называют. Я уже сказал, что переведусь.
Семён и сам боялся встречи с Настей. Ему казалось, что сердце его осталось с ней. Иногда он пугался, что всё так случилось и никак не мог вспомнить – почему? Когда он оказался вдруг с Валей? Он не помнил.
- Я переведусь в юридический.
- Почему в юридический? Почему не в педагогический? Учились бы с Валечкой вместе. В школах ценят учителей – мужчин. Обещаю, что через пять лет ты станешь директором!
- Я переведусь в юридический. – Семён сказал это так твёрдо, как отрезал. Ни Александра Ивановна, ни Валя спорить с ним не решились.
 
Надя в этом году окончила курсы по кройке и шитью. Она работала на дому, шила на заказ  всё – от рубашек, детских ползунков, до зимних пальто. Получалось у неё отлично, от клиентов отбоя не было. В деревне бурно обсуждали минувшие события. Соседи не могли понять по какой причине Настя и Семён расстались, ещё более непонятной была любовь его к Вале. Да ещё такая плодотворная! Только начали встречаться, а уже - свадьба! Но чего в жизни не бывает, решили односельчане.

В середине октября Надя получила от Насти письмо. Из него узнала, что та ждёт ребёнка и что делать – не знает.