Детективное агентство Хомяк. Часть 2, гл. 13

Хорошулин Виктор
         13. Попугай. Бабушкины сказки

         Ох, уж эта Бобровка! Тоже мне, остров сокровищ! Не знаю, как насчёт золота и алмазов, а неприятностей огрести мы тут можем запросто, если не будем настороже! Каррамба!!!
         А во всём Кот виноват! Предложил нам прогуляться ночью до церкви. Ну, прогулялись! Мы с Котом из дома попросту удрали, а Тимка у Босса отпросился на ночь. Тот сначала не хотел его отпускать, но после того, как я объявил старому сторожу, что наш Пёс – оперативная собака, сразу сдался. Зауважал. Иди, говорит, я прикрою, если что.
         Милка, старая лентяйка, показала дорогу. Прошлись туда-сюда без происшествий. Но место жуткое. Я бы ночью не приближался к нему менее чем на пять кабельтовых, раздери меня кашалот!
         В самой церкви, точнее, её развалинах, ничего особенного нет. Напоминает затопленный фрегат после многочасового боя. А летучие мыши и совы – похуже любого корсара! Тут пришлось поближе к Тиму прижиматься. А сам воздух возле церкви как бы пропитан тайнами и опасностями. Меня-то, потомка славных пиратов, это даже веселит, а Пёс с Котом почуяли неладное. Не наш сегодня день, решили. Точнее, ночь. Вернулись обратно. Но первое впечатление от Бобровской церквушки получили.
         Тут как-то Хомяк оставил свои документы на диване. Кот упросил меня вытащить листик-другой из папки. Это для того, чтобы Шеф понял, что сотрудники Агентства призывают своего начальника к действию. Я и постарался, папку сбросил вниз, листы расшвырял по полу. Бабушка как увидела, так в крик:
         - Василь Николаич! Документы! Важные, наверное! И на полу! Да как же это?
         - Ничего, тётя Маруся, это Федя намекает, что пора за дело приниматься, - улыбнулся Хомяк, собирая листы. – А как за него примешься, если только одни вопросы, а ответов нет никаких.
         - Так спроси меня, Николаич, может, посоветую чего, подскажу? Я тут почти восемьдесят лет живу, много чего знаю! Знаю то, что и учёным краеведам неведомо!
         - Вот как? – выпрямился Хомяк. – Тогда у меня к вам будут несколько интересных вопросов. За вечерним чаем.
         - Ну и отлично, - согласилась хозяйка. – Как раз гроза собирается. Надо бы Тимку в дом забрать, Босс в конуре грозу с дождём переждёт.
         - Тогда я – к колодцу за водой!
         - Хорошо, а я нарву мяты, листочков малины, смородины, вишни. Будем пить травяной чай. Он полезный. И варенье открою. Клубничное.
         И вот, вечерком, на исходе второго дня нашего пребывания в Бобровке, сели мы всей компанией пить чай. То есть, это люди пили чай. Я клевал крошки печенья, которыми меня угостил Хомяк, кошки спали возле блюдец с молоком, а Тимка уселся у ног Шефа. Хорошо было. Снаружи разыгралась нешуточная буря. Пожалуй, в такой шторм лучше бы находиться в тихой бухте, иначе можно весь рангоут порвать, а то и затонуть, клянусь потрохами акулы!
         - Что-то птичка ваша призадумалась, - сказала бабушка Маруся, глядя на меня. В тот момент я действительно размышлял, что мне попалось в кусочке печенья – орешек или изюминка, слишком всё было бесформенно и не отличалось особым запахом.
         - Наверное, строит планы на завтра. Думает, какая будет погода.
- Да, погода испортилась…. Вот, смотрю я на вас, Василий Николаевич, и удивляюсь,… вы уж извините за откровенность. Человек вы разумный, без вредных привычек, серьёзным делом занимаетесь, животных любите. Добрый вы. А что же, у вас семьи нет? Жены, детишек своих нет? Как же так? Не подумайте, что я лезу не в свои дела, так, стариковское любопытство.
         - Ну вот, тётя Маруся, вы меня сразу к стене приложили! – рассмеялся Хомяк. – Ну, нет. Один я. Так уж вышло. Но надеюсь, что у меня всё впереди!
         - Это точно, поверьте. Человек вы ещё молодой, найдётся ваша половинка. Расскажите лучше, что вас в нашу глухомань привело.
         Хомяк слизнул варенье с ложечки и отхлебнул чай.
         - Отличное варенье у вас. И чай замечательный. Я-то привык к магазинному и не догадывался, что от обычных садовых листочков бывает такой вкус и аромат.
         - А хотите, я вам их насушу? Приедете домой, будете заваривать.
         - С удовольствием. … Приехал я в вашу деревню вот по какому делу. Не вдаваясь в подробности, скажу, что некто,… некоторые люди проявляют интерес к вашей Бобровской церкви. Не к самим развалинам, а к той церкви, которая была раньше, целой. Я слышал, что с нею связано много разных историй, в том числе маловероятных: легенд, сказок, преданий. Но те люди, о которых я говорю, не очень верят в древние сказки и предания, они практичны и корыстолюбивы, им подавай то, что есть на самом деле, то есть, реально существующее. Значит, наверное, есть что-то такое, что заставляет людей в наше время это «что-то» усиленно искать. Не стесняясь в выборе средств. Я понятия не имею, что бы это могло быть, но мне хочется эту загадку разгадать. Возможно, в церкви хранится какая-то древняя святыня, реликвия, или интересный исторический документ. Я не говорю о кладе, хотя,… вполне возможно, что именно кладом вызван интерес этих людей. Вот я и хочу покопаться в этой истории.… В истории прошлого и настоящего, ради удовлетворения собственного любопытства. А заодно хотелось бы отдохнуть от прочих дел, пообщаться с природой. Может быть, вы, Мария Антоновна, тоже знаете какую-нибудь историю о здешней церкви, только не фантастическую, а реальную, которой могут заинтересоваться наши современники?
         Старушка усмехнулась.
         - И вы туда же. Да знаете, сколько людей в разные времена занимались здесь поисками сокровищ? Одно время хотели снести эти развалины, а на их месте построить новую церковь. Да кто-то из областного начальства запретил. Другие собирались здесь изыскания проводить. Научные. Несколько раз приезжали, только без толку. А уж местные!... Одни только мальчишки всё в округе перекопали. Видно, что-то здесь действительно есть. А что именно? Слухов много. А насколько они реальны, не мне судить. Пожалуй, расскажу я вам несколько историй, а вы уж сами решите, что похоже на правду, а что – нет. Да, - старушка сделала паузу. - Церковь наша не сокровищами прославилась, а дурной славой. После того, как пропало несколько человек, кладоискателей, перестали люди туда ходить. И взрослые строго-настрого запретили детям там появляться. Тех же, кто иногда там роется, наши, местные, считают сумасшедшими. Не более того.
         А начну с того, что церковь бобровская имеет название. Это церковь святого Михаила. Не Архангела там какого-нибудь, а названа она по имени известного человека. Причём, такое название она получила лет через сто, как была построена. В старые времена через эти земли проходили войска крымских татар на Москву. Грабили, убивали, в плен уводили. Но в здешних землях не так сильно зверствовали, основную добычу они намеревались в Москве захватить. И тащили в обратный путь пленников, и обозы с добром. А местные жители уходили в леса, прятались в пещерах, в церковных подвалах.
         - А Михаил, это кто? Простите за невежество, за что его именем церковь назвали?
         - Назвали - не назвали, а с тех пор его имя как бы прилипло к названию церкви. Князь это. Михаил Воротынский. Он, этот князь, и разбил несметную армию татар на подступах к Москве. Где-то за Окой. Крепко разбил. С тех пор и прекратились набеги татарские на Москву. А царь-то, Иван Грозный, со страху бежал тогда из Москвы. И войск дал князю мало.
         За окном бабахнуло так, что стёкла зазвенели. Кошки прижались друг к другу, Тимка вздрогнул. Только я не испугался. Мои предки легко переносили грохот корабельных пушек. Но только очень уж неожиданно…
         - Вот, - продолжала учёная старушка, - приехал царь в Москву, а его встречают не так радостно и пышно, как князя Михаила, когда тот вернулся с победой. Затаил царь злобу на Воротынского и впоследствии сгубил.
         - Князя, победителя? – удивился Хомяк.
         - Его, спасителя нашего. Замучил и сослал в монастырь куда-то. А тот по дороге и помер. Вот нашу церковь с тех пор и стали называть именем князя Михаила, хотя князь святым не был. Это для народа он святой. Так-то.
         - Да, жалко князя. И это что же, исторический факт?
         - Про князя? Говорят. Ещё говорят, что приезжали сюда его родственники. Но это уже больше похоже на фантазии.
         Ярко полыхнула молния. Вновь дом тряхнуло от раскатистого грома.
         - Ах, как стреляет! – воскликнул Хомяк.
         - Не хотите ли перекусить, Василий Николаевич? Или ваши питомцы?
         - Перекусить? – Шеф посмотрел на часы. – Нет, на сегодня хватит. Чайку, разве что. Вы так интересно рассказываете! А я, к стыду признаться, мало что слышал об этом воеводе.
         - В опалу он попал. Поэтому в Москве, да и по всей Руси имя его постарались забыть. Но наши предки не забыли и сохранили. Только церковь не удалось сохранить.
         - Интересно. А дальше что происходило с церковью?
         - Дальше? Это истории вроде слухов, легенд-небылиц. Вот история про Григория Беса.
         Было это лет сто назад,… нет, скорее, двести. Разбойничал в здешних местах этот Гришка. То ли беглый холоп, то ли отслуживший солдат. Прятался в лесах, нападал на богатые обозы. Проезжает, допустим, купец какой-нибудь с товаром. При нём, конечно, охрана – несколько человек с ружьями. Только Бес этот, спрячется у дороги в кустах и из кустов палит по охране. А дорогу заранее перекрывает деревом сваленным или верёвкой перетянутой. Банда у него была. С оружием. Где они его доставали, Богу одному известно. Наворовали много. Пробовали посылать войско на его усмирение, да никак поймать не могли. Цену немалую за его голову назначали, но никто не выдавал. Сказывают, помогал Григорий Бес беднякам денежкой. … Обычно, пошалят разбойники некоторое время и – тихо. Год, а то и два скрываются. Потом опять начинают. Долго его не могли поймать, но всему есть конец. Как-то раз окружили его войска, загнали банду в болото. Сам он в болоте и утоп, Гришка. А некоторых его подельников сцапали. Стали спрашивать, где награбленное. Все, как один, отвечают: атаман, то есть, Григорий где-то прятал. В деревне у нас. А у Беса был брат родной. Он звонарём служил при церкви. Вот и заподозрили, что Григорий отвозил звонарю награбленное, а тот прятал где-то в церкви, в подвалах. Хотели и звонаря схватить, допросить с пристрастием, а он как в воду канул. Ещё говорят, какой-то план нашли или схему, по которой отыскать можно сокровища. Да и по сей день ищут! – хихикнула старушка. – Сколько жизней было погублено из-за этой карты…
         - Так что, выходит, карту или план нашли, а сокровища нет?
         - А я знаю? Что там нашли… Та карта или эта? Может, и не было никакой карты. Только шум подняли. Известно только то, что искали. Долго искали. И то, что ничего не нашли. И еще поговаривают, будто звонарь этот, брат Гришкин, по ночам ходит по церкви и проверяет, на месте ли сокровища спрятанное, не вытащили ли его. Будто бы стоит подсмотреть за ним, куда он идёт и всё: увидишь место – там оно, богатство. Поэтому, говорят, по ночам иногда слышен в церкви колокольный звон. Жуть!...Только желающих подглядывать за звонарём что-то не находилось! – Тётя Маруся рассмеялась. – Вот такие сказки у нас.
         - Так. Спасибо. Значит, сведения о спрятанных сокровищах имеются. Но сведения самые скудные. Слухи. Безо всяких документальных подтверждений. – Хомяк достал один из листочков и набросал на нём несколько строчек. – Так и отметим.
         Тут я отметил, что Тимка спит и Мурик тоже. Вот любители поспать! А если сейчас нас будут брать на абордаж? Опять мне придётся держать в лапах все нити расследования, подумал я.
         Тут и меня сморило.