Прекрасные имена

Галина Чеснокова
«Прекрасные имена» в религиозном сознании мусульман




1. В современных геополитических условиях существования России и русского населения в непосредственном контакте со странами и на¬родами традиционной исламской религии возникла проблема нахож¬дения точек соприкосновения двух культур и цивилизаций, которые позволили бы обеим сторонам более открыто и дружелюбно взглянуть друг на друга, ибо только по недоразумению стороны воспринимают друг друга как чужие, а ислам в представлении среднеобразованного россиянина - враждебная религия, плодящая террористов и мракобе¬сов. Между тем, ислам и мусульмане по сути своей страшны не более чем гоголевский Вий, и многие отрицательные эмоции соотечествен¬ников к «иноверцам» объяснимы незнанием или нежеланием знать.

2. Думается, полезно было бы приоткрыть завесу тайны, окутываю¬щую первоисточник всего сущего на Земле, который оказывается не таким уж чужим для нас и о котором долгие столетия имели право рас¬суждать только теологи и религиозные философы. Кто он? Бог? Чело¬век? Пророк? Нечто неземное, но Сущее? И насколько страшен воинственный клич идущих за веру «Аллах Акбар» (Аллах Велик)?

3. В истории поздних монотеистических религий, каковыми следует считать иудаизм, христианство и ислам, наиболее известны имена де¬вяти пророков, единых для трех религий по сути и отличающихся зву¬чанием имени. Это Ной (Нух), Ибрагим (Ибрахим), Иосиф (Юсуф), Давид (Дауд), Иаков (Якуб), Иов (Аййуб), Моисей (Муса), Иисус (Иса) и Магомет (Мухаммад). Христианство наделило одного из них (Иисуса) божественными качествами, создав понятие Троицы, и фактически отождествило с Богом, дав ему в русском языке названия Бог, Боже, Отец, Господь, Спаситель, Мессия, Христос, Иисус Христос. Антропо¬морфизм образа отчетливо проявляется в традиции христианских конфессий отображать Иисуса на иконах и в живописи в виде человека в разные периоды его жизни - от рождения и до предполагаемого «пришествия». Магомет, или Мухаммед никогда не уподоблялся Богу в исламе, он - человек, воин, глава рода, «посланник Аллаха» (Расул-ул-лах), в отличие от Исы, называемого в Коране «дух Аллаха» (Рух-
            ул-лах), и Ибрагима - «друга Аллаха»
            (Халил-ул-лах) Согласно исла¬му, Бог
           (Аллах) говорит с человечеством
            посредством «Святого писа¬ния»,    которое он передал разным народам через Моисея («Тора»), Давида («Забур», или «Псалмы»), Иисуса («Инджил» или «Еванге¬лие») и Мухаммада («Аль-Куран», или «Коран»). Мы понимаем, что в основе всех «писаний» лежит Библия как древнейший памятник пись¬менности и культуры многих цивилизаций.

4. Понимая, что несанкционированное вторжение филолога в экзеге¬тику сакральных имен может вызвать неудовольствие людей более посвященных, а также помня завет «Не упоминай имя Господа твоего всуе», мы не претендуем на оригинальность, обращаясь к «именам Божьим», ибо многовековая история и православной, и мусульманской теологии и религиоведения богаты квалифицированными трепетными исследованиями в этой области. Однако вспомним, что на заре XX в. в России был велик интерес к имени (Е.П. Блаватская, ВС. Соловьёв, П А. Флоренский, А.Ф. Лосев), и русские религиозные философы пы¬тались установить идеи терпимости ко всем религиям, в каждой из ко¬торых скрыта «единая божественная сущность». Упомянем также о теософских и антропософских направлениях в религиозно-философской среде интеллигенции начала и конца XX столетия, пы¬тающейся организовать некий симбиоз религий с привлечением идей индийских и китайских философий и вероучений.

5. Хотелось бы взглянуть на проблему Имени Господа с позиции на¬учного, лингвистического характера и показать на примере только од¬ной конфессии антропоморфный характер Имени Бога, как и его самого, а также обратить внимание на комплекс нравственных и эти¬ческих ценностей, воплощенных в представлениях о Боге, будь он Ба¬га (санскрит), dues (латынь) , Theos (греческий), Рабб, или Илах (аравийские диалекты), Яхве, Элохим или Иегова (др. еврейский), Ал¬лах (арабский).

6. В отличие от православия и католицизма, ограничивающих назы¬вание Господа несколькими именами-эпитетами, упоминание Аллаха и его эпитетов в исламе считается проявлением благочестия и веры. С этим связано количество бусинок на мусульманских четках (обычно 99), с этим связан обрядный танец «зикр», отправляемый в суфийских братствах, а в современном мире - среди сторонников ваххабизма, официальной идеологии Саудовской Аравии и Эмиратов.

7. Так называемые «прекрасные имена», или имена-эпитеты, кото¬рыми надлежит называть Аллаха, частично фигурируют в Коране, в сводах хадисов, или преданий о Муххамаде, их число достигает 99, а знатоки ислама называют и сотое имя. Историки ислама и Корана дос¬таточно подробно исследовали религиозную типологию имен, среди российских ученых именами занимались М.Б. Пиотровский, И. Петрушевский, А  Кныш, А. Хисматуллин и др. Для филолога интерес представляет богатая синонимия эпитетов как в арабском языке, так и в русских переводах, вариативность переводов и, что очень важно, глу¬бокая концептология, стоящая за каждым эпитетом, которая соотноси¬ма не столько со Всевышним, сколько с его толкователями.

8. Однако исследователя-филолога подстерегает опасность увяз¬нуть в изобилии точек зрения на правомочность существования того или иного Имени. Это зависит от принадлежности толкователя или ин¬терпретатора к тем или иным школам ислама, от выбранного метода исследования и ведения дискуссии, от философско-религиозной или политической установки и т д. И все же попытаемся, не вступая в дис¬куссии и не придерживаясь ни одного из религиозных толков, взгля¬нуть на содержание наиболее известных имен-эпитетов, которые в русскоязычной литературе называют по разному: «свойства»,«качест¬ва», «характеристики», «значения», «смыслы», «идеи», «модусы», «божественные атрибуты», «концепции состояния» и «прекрасные имена».  Среди атрибутов признавались положительные и негативные, или отрицающие, сущностные, описательные, атрибуты действия, кра¬соты, величия, совершенства, извечности. Ибн Сина (Авиценна) и его последователи признавали только «соотносительные» атрибуты (на¬пример, Бог - первопричина всего «тварного»). Сторонники «концеп¬ции состояния» характеризовали модусы Бога как «сущее» и «не сущее» одновременно. Суфийские теологи предлагали рассматривать Имена в зависимости от нашей установки. Во всяком случае, вопрос о божественных именах был и является центральным догматом мусуль¬манского богословия, признающим наряду с антропоморфизмом «бо¬жественных свойств» возможность «внутреннего» видения неантропоморфизируемой сущности.

9. Отвлекаясь от многочисленных принятых в исламе классификаций «атрибутов», или «имен», мы постарались сгруппировать их по неко¬торым понятийным, концептуальным признакам, одинаковым как в арабском, так и в русском языках. Прослеживаются две неоднородные по наполняемости группы - атрибуты сущности, не соотносящиеся с человечеством, могущие быть субстанцией («сущий», «вездесущий», «вечный», «вечно живущий», «свет», «истина», «единственный», «первый и последний»), и атрибуты, имеющие отношение к человеку и природе. Вторая группа неоднородна: это, прежде всего, слова со зна¬чением деятеля («творец», «создатель», «образователь», «архитек¬тор», «изобретающий») и верховной власти, как созидающей («царь», «царь царства», «господин», «правитель», «распоряжающийся»), так и уничтожающей («мстящий», «унижающий», «вредящий»). Верховная власть и могущество выражают эсхатологические понятия «умерщв¬ляющий», «оживляющий», «воскрешающий», «возвращающий». Как и на Земле, верховный правитель и господин осуществляет суд над под¬чиненными («судья», «свидетель», «справедливый»,  «прощающий», «всепрощающий», «приемлющий покаяние»), руководит и контролиру¬ет («ведущий верным путем», «правильный», «учитывающий», «счи¬тающий», «следящий», «хранящий»).
Еще одна подгруппа атрибутов связана с положительными и же¬лаемыми качествами, присущими, по-видимому, представлениям об идеале человечества («богатый», «обогащающий», «сильный», «даю¬щий силу», «дарующий блага», «благостный», «благодарный», «за¬щищающий» и «наказывающий» и др.). С понятиями величия связаны эпитеты «высокий», «превосходящий», «высочайший», «большой», «обладатель величия»
Значение Силы, Мощи содержат слова «сильный», «всемогущий», «могущий», «могущественный», «могучий», «прочный». Значительную часть представлений о качествах Бога составляют оценочные слова с положительным потенциалом: милосердный, милостивый, любящий, отзывчивый, мудрый, добрый, славный, терпеливый, верный, искрен¬ний, кроткий, мягкий, благородный. Два первых «сифата», или «каче¬ства» традиционно входят в начальную фразу первой суры Корана «Во имя Аллаха, милостивого и милосердного...». Особенностями арабско¬го словообразования и богатством корневой системы языка можно объяснить замечательную синонимию и вариативность эпитетов, соз¬дающих порой трудности при передаче их на русский и другие языки. В перечне «имен» имеются и такие, смысл которых ясен только посвя¬щенным и может толковаться по-разному, например, «собирающий», «расстилающий»,: «сжимающий», «отодвигающий», «выдвигающий вперед», «наследник» и др. Среди неарабских народов, почитающих Аллаха, известно меньшее количество «имен», основу и последова¬тельность которых можно продемонстрировать на примере оды аф¬ганского суфийского поэта Рахмана-баба, писавшего на одном из диалектов пушту, который характеризует своего «господина» (Рабб) следующими эпитетами и метафорами: «создатель», «владыка всего сущего», «высочайший из всех», «ни в ком не нуждающийся, и никому не обязанный», «творец, создавший из ничего сущее», «создатель всех сотворенных», «слышащий всякую речь», «не имеющий себе по¬добных», «зодчий всех строений в мире», «читающий ненаписанные страницы», «знающий любые тайны», «понимающий все, что явно, скрыто и между этим», «не имеющий сотоварищей в своем царстве», «множественный в своем единстве», «друг всякого живущего, но сам не нуждающийся ни в чьей дружбе», «находящийся рядом со мной в моём доме», «не подверженный никаким изменениям», «вечный». Как видим, основные качества, присущие Богу (Аллаху), связаны с его свойствами Творца, Созидателя, Вездесущего, Всезнающего и Всеслышащего, Вечного, Единого в своем многообразии.

10. Обращаясь к теме национально-религиозного сознания, отражен¬ного в языке, отметим, что до сих пор в мусульманских семьях принято
давать детям имена так называемого теофорного характера. Первой частью таких имен является слово абд (раб), а затем называется один из эпитетов Аллаха с определенным артиклем ал- (Абд-ал-Рахим, Абд-ал-Кайум, Абд-ал-Рахман). В устной речи -л- и -р- ассимилируются, в результате чего появляются имена типа Абдуррахман. В просторечии два первых слога опускаются и, таким образом, «прекрасные имена» оживают в образе человека - мальчика, юноши, зрелого мужа, затем расширяются добавлением слова абу (отец такого-то) и ибн (сын тако¬го-то). В некоторых случаях в имени какого-либо старца божественный эпитет повторяется многократно. Отдельные имена связываются та¬ким же образом с именами пророка Мухаммада и «праведного» хали¬фа Али, зятя Мухаммада.

11. Интересно, что среди женских имен практически отсутствуют эпи¬теты Бога, разве что к единичным именам добавляются окончание женского рода –а\я  или -ат (Рахима, Кудрийа, Зульфия, Наджиба). Женские имена обычно соотносятся с женщинами семьи пророка (Хадиджа, Фатима), с биб¬лейскими персонажами (Билкис, или царица Савская, Марьям - мать Исы), с иранским или индийским эпосом (Ширин, Зулейха, Зайнаб). Но большинство женских имен связывается с цветами, драгоценными камнями, реками и другими прелестями природы (Гульнар(а), Гульафруз, Лала, Шарара, Лайла, Фируза).
Таким образом, сфера собственных имен в сознании и языках на¬родов, исповедующих ислам, неразрывно связана с божественными эпитетами Аллаха, Мухаммада, Али. Называние и частое упоминание «Имен» считается в исламе делом благочестивым. Божественные имена в быту прослеживаются, в основном, по мужской линии. Женские имена основаны на домусульманском или аравийском эпосе или свя¬заны с красотой природы и атрибутами любви.
В последние годы модными становятся женские европейские име¬на, озвученные национальной интерференцией (Шила, Мари, Тамара, Лайза ( Лиза), Сима), у тюркоязычных мусульман доминирует тюрко-монгольский эпос, мусульмане Северного Кавказа предпочитают име¬на, уходящие в глубины своего родного (не арабского) языка.
Но по-прежнему сакральны (священны) три «самых-самых» имени - Рахман, Рахим, Акбар (Милостивый, Милосердный, Великий).