Круги на воде

Селадьин Алексей Владимирович
Круги на воде

На дворцовом мосту стоял молодой  человек и бросал камешки в воду. Камешки падали и образовывали круги на воде. Круги получались ровные, причем молодому человеку это не стоило ни какого труда. Он вспомнил,  как пытался рисовать на песке  круги, и они получались кривые, как он ни старался.
- Вот ведь что значит следовать природе,- подумал он. На ум ему пришла та тетрадка, которую он нашел в электричке. Ее оборванные странички не давали ему её забыть. Он не любил не оконченных дел и книжек, и ему было любопытно, что там было еще написано. И ему захотелось продолжить мысль, которую автор начал в той тетрадке.
- Ну, хорошо,- начал рассуждать он,- движущими силами  истории являются ученые, которые, возможно, посредники Бога или природы. Но тогда можно ли определить границы действия истории, на основании возможности познания учеными вселенной.
Молодой человек недавно прочел восьмитомник  Канта, и все виделось ему с точки зрения границ познания, априорно. В данном случае как  критика истории.
- Хотя древние культуры, - продолжал рассуждать он,- на первый взгляд, и были различны, и связи между ними не видели ни Данилевский, ни Шпенглер,  ни Тойнби, ни многие другие, однако, натурфилософия или, по - современному, физика, у них, как ни странно, была, в принципе, одинакова. Из пяти элементов: вода, земля, огонь, дерево, метал. С непринципиальными изменениями. И их взаимодействия как сырое, теплое, холодное сухое и прочее. В этих категориях Леви-Стросс в  «Мифологиках» пытался структурировать мышление древних. В этом смысле единство истории вполне понятно и очевидно. Как очевидно и сейчас при всех национальных и религиозных конфликтах науки и их плоды объединяют народы в единую историю.
Тут на глаза молодого человека попалась девушка, переходившая мост. Девушка был романтична на вид. Длинные  золотые распущенные волосы, белое платье, легкая походка.
- Наверное, с филфака, после занятий домой идет,- безнадежно хмыкнул себе в нос юноша. С девушками ему не везло и храбрости в знакомствах это ему не прибавляло.
Но на ум ему пришла другая эстетическая сторона человеческой жизни.
- Но если ученые занимаются объективным формированием мировоззрения, то формы красоты, эстетики  должны давать художники, писатели, артисты. А вот тут – то совсем и не так! - воскликнул молодой человек,- с неким ощущением свободы и победы.
- Вот, допустим, эта девушка, по-моему, прекрасна. Но где тот критерий, данный мне художником, что она прекрасна. Нет. Она прекрасна для меня по моему естественному чувству красоты женщины, которое во мне есть от природы. Некоторые сводят его к биохимическому чувству, но здесь  в чувстве красоты только зрительное восприятие, пропорции, энергетика движения. Она прекрасна и без возможности обладания её мной. Она прекрасна как птичка ветке  или восходящее солнце. В этом смысле в чувстве красоты есть свобода и чистая субъективность, приватность. Свобода в красоте и красота в свободе!
Молодой человек почувствовал вдохновение. Он забыл все, о чем рассуждал выше. Ему хотелось любви, полета, движения, событий. И он быстро зашагал вперед, надеясь догнать ту девушку, чтобы познакомиться с ней.



18.10.10