Роль имени в сценарии судьбы

Анна Гайдук
С благодарностью Елене Калитеевской и               
Александру Моховикову   

Что в имени тебе моем…Опыт психологии самопознания
               
Когда ребенок приходит в мир неопределенным сгустком энергии, то имя, которым его называют, задает некое направление жизненного движения. Имя звучит как послание, которое несет его обладатель окружающему миру своими поступками. Исполнить и воплотить послание – это миссия жизни. Имя направляет  и, одновременно, ограничивает своего носителя..

Если исследовать и распутывать хитросплетения посланий, заложенных самим именем и теми смыслами, которые, вложили в него родители, осознанно или нет, то, первое, что приходит в голову, почему так назвали, и кто назвал?

По версии мамы, меня назвал папа, будто бы в честь Натальи Николаевны Гончаровой, как известно, первой красавицы Петербурга и жены величайшего поэта России, к которой  был неравнодушен сам государь император.. Наверное, называя Натальей, папа хотел для меня лучшей участи. Кто не желает своей дочери красоты и удачного замужества?  Я же  читаю это  предписание, как довольно скандальное и публичное, даже эпатирующее, претендующее на исключительность. Оно конкурентное и, одновременно, вне всякой конкуренции, потому что первая красавица бывает только одна, и первый поэт в стране бывает тоже только один. Интересно, что я много чего делала в своей жизни демонстративного, шокировавшего обывателей и доставлявшего мне кучу удовольствия. .

Папа назвал меня и позвал, дав мне эту роль женщины со скандальной судьбой, а вот куда и зачем? И еще, я же не из воздуха вдруг взялась, а появилась в какой-то определенной точке его жизни, в которой были отношения с моей мамой, его история и его родительская семья. Об этом я знаю очень мало, а теперь спросить уже не у кого..

Моим дедом был служащий на шахте, а моя бабушка, папина мама, никогда не работала, вела дом, занималась детьми, и по тем временам, они жили довольно обеспечено.
В школе у папы была кличка «принц», данная ему за красоту, прямую спину и интерес к чтению, а также сдержанность и благородство манер, особенно, по контрасту с другими детьми. Мама была, совсем другое дело, из крестьянской семьи, тринадцати лет ушла из дому и жила в семье у родственников. Она была красивой и работящей девушкой, неутомимой и неунывающей, послевоенной безотцовщиной и наполовину сиротой.

Родители познакомились в старших классах и рано поженились. Это во всех смыслах был неравный брак, хотя и очень страстный, по накалу невысказанных чувств, напряжению молчания, взаимным претензиям, невероятному влечению друг к другу и неспособности, невозможности его высказать или выразить. Как я теперь понимаю, в эту взрывоопасную смесь добавлялась ревность папы к карьерным успехам мамы и не оправдавшиеся ожидания, что мама станет за ним ухаживать так, как бабушка ухаживала за дедом.
В детстве обычной сценой для меня были молчаливые родители, злые, как голодные осы,
а фоном - страшное напряжение, опасное гудение которого, как под высоковольтными проводами, я ощущала буквально физически. Несладко им было друг с другом, может потому папа меня и позвал?..

Позвал свою девочку, из «высшего общества», чтобы понимала его и любила, под стать себе, «принцу».. Не хватало ему от мамы нежности, понимания, хотелось, чтобы женщина шла за ним на несколько шагов позади, восхищаясь, ловя каждое слово, чутко отзываясь и разделяя его интересы?. Мама же работала от зари до зари,  обеспечивала все семейство, высокими материями  не интересовалась совсем, и главным для нее было, как для многих переживших военный и послевоенный голод, наесться досыта, накормить семью, сделать запасы, развернуть такую деятельность, чтобы с избытком хватило всего, всем и всегда ..

Папу звали Владимиром, то есть «владыкой мира» и я, соответственно, дочь «владыки мира», наследница - принцесса, но какого «мира»? Каким был его мир и что это был за мир? Пожизненная  посменная работа инженера на  электростанции или походы, парусники, книги и чертежи? Папа с друзьями по чертежам и журналам построил виндсерфер из пенопласта, стеклоткани и клея «Момент». Парус был сшит из тормозного парашюта реактивного самолета, который был припрятан в надежном месте и сохранился с армейских времен.

Мое воображение потрясала мачта, которая была сделана из небольшого, размером с моток пластыря, рулончика стеклоткани, из него пальцем, а потом карандашом выдвигался конус. Этот конус, по мере выдвижения, становился  тоньше и длиннее, а когда достигал нужной длины, намазывался клеем. После того, как клей застывал, рулончик  превращался в гибкую и звенящую мачту. Мягкая ткань, совершенно неподходящая служить опорой, волшебным образом превращалась в прочный стержень, который легко мог удерживать рвущийся парус.

Когда работа была закончена, произошло еще  множество совершенно магических метаморфоз: тот же ветер, который наполнял парашют и тормозил самолет, будучи пойманным в купол, который стал парусом, ускорял движение виндсерфера. Папа перекроил  и совершенно переделал то, что тормозило, и использовал, чтобы наполнить воздухом свою жизнь. В юности он мечтал стать летчиком, но если нельзя парить в воздухе, то можно лететь по волнам! Значит, как наследнице, папа оставил мне свою мечту о свободе..

..Он называл меня дочь и я вздрагивала, как от пощечины. Вот интересно, позвать меня и не называть по имени, тогда спрашивается, зачем? И я подвисала, как джин, вылезший из лампы,  случайно потертой, в ожидании пожеланий, приказаний, дел, активности после веков покоя и.. невостребованная, в недоумении, обратно забиралась в лампу восвояси. Лет с тринадцати меня не в шутку занимает вопрос: зачем я? для чего я живу? В чем смысл моей жизни и в чем мое предназначение?

Не помню, чтобы в детстве меня вообще называли по имени, мама называла кнопкой или,  когда злилась, Наталкой, друзья называли Новой. Нова - означает «новая», что тоже обязывает к постоянным изменениям, творчеству, поиску иных, не торных путей, и способности выдерживать в пути ветры и шквалы неприятия, непонимания и холод одиночества..

Добавляет путаницы в это смешение смыслов и контекстов буквальное, книжное значение моего имени, так как, по одним источникам, Наталья означает «подаренная», а по другим «родная». Эта двойственность точно передает мое привычное состояние и вопрос, который я  себе часто задаю: так я чужая, подаренная, как нечто диковинное и чуждое окружающим или своя, близкая, понятная и родная?. Похоже, что послание моего имени еще и в том, чтобы распутывать свои путаницы и чужие, разбираться в неразберихах и докапываться до смыслов..

Получается, что, с одной стороны, амбиций, сил и ресурсов у меня много, а с другой стороны, непонятно, куда приложить эту силищу и зачем. Что предназначена я какому-то исключительному мужчине, для которого буду родная и своя, а для всех – чужая?
И нужна ему, чтобы заполнить какую-то пустоту в его душе, которую не смогли заполнить мои предшественницы?  Мне правда, часто нравились мужчины с каким-то внутренним надломом, душевной неприкаянностью, непохожие на других. Я различаю таких с первого взгляда, чувствую их нутром, каждый раз, безмолвно вопрошая со всей страстью и надеждой: «Ты звал?.»

Похоже, папа позвал меня в какую-то исключительную судьбу, в мечту, практически сказку, яркую, невероятную, которая у всех на виду, почти публичную. Мне нравится это папино? послание об исключительности судьбы и почти сказочное мое предназначение. В то же время, меня никогда не вдохновлял образ бледной северной красавицы, знакомый по полупрозрачным акварелям, очень уж от меня далека ее типичная, исключительно женская судьба жены и матери..

Сейчас я чувствую и знаю, что Наталья – это точно я, имя наконец-то, к середине жизни, пристало ко мне, я приняла его и примирилась со всеми противоречивыми и разнонаправленными его посланиями. И самым важным для меня все еще остается его буквальный смысл - подарена, чтобы стать родной.

Хочется верить, что имя - это не вся я, что каждый человек, не смотря на неоднозначность и глубину своего имени, все-таки больше и шире, чем это имя. А иначе, как выйти за направляющие с младенчества рамки навязанного имени-колпака, натянутого на голову и сжимающего ее, нахлобученного на глаза, толкающего идти по жизни почти вслепую?..

Может быть, выбраться  из предопределенности имени можно, если понять, что находится по другую сторону его смыслов? Если вслушиваться в чувства, которые возникают по ходу его толкования? Восторга от заданной волшебной сказки, ужаса ее невероятных притязаний и печали одиночества..
Если вслушиваться в надежду о возможности другой судьбы
и другой роли.Найти другое толкование.

..Мою младшую сестру папа назвал Надеждой..

А тебя читатель, как зовут? Кто и куда?

сентябрь 2008- июнь 2009, Киев