Крюков канал

Роберт Тальсон
Легенды Крюкова канала.

Там, где Крюков канал и Фонтанка-река,
Словно брат и сестра, обнимаются,
От зари до зари, чуть зажгут фонари,
Вереницей студенты шатаются.
Они горькую пьют, они песни поют,
И еще кое-чем занимаются.

Так пелось в старинной студенческой песне.
Крюков канал был проложен в 1717-1720 годах под руководством посадского человека Ивана Крюкова, лично знакомого с Петром Первым. По легенде, сам царь Пётр пообещал Ивану Крюкову назвать его именем новый канал, поощряя его преданность и услужливость. Тут всплывает фигура художника Никитина, замечательного русского живописца. Никитин, будучи приближенным к царю, пожаловался ему, что русские картины плохо покупаются, богатые вельможи хотят голландские да немецкие. Петр Первый немедленно объявил при дворе – кто больше всех заплатит за русскую картину Никитина?
- Я! – объявил Крюков, и его имя осталось в веках.
При Петре канал соединял Мойку и Неву. Строительство продолжалось, и он был протянут до Фонтанки. Но канал не оправдал свое предназначение как транспортная артерия, и  в 1847 году участок от Невы до Адмиралтейского канала заключили в трубу. Вернее, в туннель со сводчатыми кирпичными стенами.
С подземной частью Крюкова канала связаны зловещие легенды.
В нем собирались темные личности, преступники и бездомные. В романе Всеволода Крестовского «Петербургские трущобы»  описывается убийство, произошедшее в этих подземельях.
Криминальная история имела реальную подоплеку. Про темную жизнь в туннеле поползли страшные слухи, и в конце 19 века было принято решение заделать вход в подземелье. Про него почти забыли, но в 1912 году кирпичные своды обвалились… Посредине Благовещенской площади (ныне площади Труда) образовался гигантский провал, открывающий взгляду жуткое подземелье. Городское управление приняло меры, и большая часть подземного канала была засыпана. Сегодня мы, спустившись в подземный переход на площади Труда, можем видеть только его небольшой сохранившийся фрагмент.
Подземные сооружения под площадью существовали до начала девяностых годов двадцатого века. Одновременно с Благовещенским мостом, называвшимся долгое время именем Лейтенанта Шмидта,  была построена Благовещенская церковь. В ней изначально хранились реликвии Отечественной войны 1812 года. Под Благовещенской церковью находился склеп и подземный храмовый комплекс. Там хоронили умерших уже в мирное время героев войны с Наполеоном. Большевики взорвали храм, как мешающий трамваю. А в наше время, ради строительства подземного перехода и торгового комплекса, склепы с останками были полностью уничтожены.
Еще одна городская легенда, связанная с Крюковым каналом – это Литовский замок.  Он был построен по оригинальному проекту архитектора Старова в 1787 году и был предназначен для литовского мушкетерского полка. Замок, построенный в стиле классицизма, представлял неправильный пятиугольник с семью башнями.
Когда литовские мушкетеры были передислоцированы, архитектор Шарлемань перестроил замок в тюрьму. Пока в здании жили военные, замок называли «Семибашенным». А тюрьму сразу прозвали Литовским замком. Эта тюрьма печально прославилась  на весь Петербург. В журнале «Сатирикон» был напечатан такой анекдот:
- Извозчик! К Литовскому замку!
- И обратно?
- Можно и обратно.
– Ждать-то долго?
- Шесть месяцев!
Суровые стены тюрьмы, выходящие на нынешнюю улицу Декабристов, были украшены фигурами двух ангелов, держащих крест. Все заключенные верили, что ангел ночами заботливо обходит все камеры.
Квартиры вокруг Литовского замка часто превращались в игорные дома, поскольку существовало поверье - выиграет тот, кто будет смотреть на дом палача. Такой дом как раз был в тюремном комплексе.
Здесь недолго отбывал заключение писатель Короленко, осужденный за связь с народниками. А писатель Куприн провел несколько суток за дебош в ресторане.
Единовременно в тюрьме содержались до 830 заключенных. Среди них были политические преступники, и Литовский замок начали называть Питерской Бастилией. Интересно, что тюрьма повторила судьбу своей тезки. Во время февральской революции 1917 года, она была взята штурмом и сожжена восставшими. Все заключенные вышли на свободу. Величественные развалины сгоревшего замка простояли на набережной Крюкова канала до 1930 года.
Сейчас на этом месте находятся жилые дома, школа и разноцветная гостиница. Литовский замок был не единственной тюрьмой на Крюковом канале. Внутри комплекса Новая Голландия в 1828 году по проекту архитектора военного ведомства А.Е. Штауберта построили Морскую тюрьму. В народе ее называли бутылка, по форме башни, в которой она находилась. Выражение «не лезь в бутылку», по преданию, происходит от названия этой тюрьмы.
Сейчас Крюков канал является маршрутом для прекрасных водных экскурсий. Только пустые окна недостроенной сцены Мариинского театра вызывают ассоциации с мрачным прошлым этого района.