Заметки театрала. Из записок пожилого человека

Валерий Заикин
               
              Дворец Культуры в Ашкелоне - самый лучший в округе. Выстроен он недавно, и красив не только внутри, но, по своему, и снаружи, и служит украшением центральной  площади города, выполненной в восточном стиле, в годы становления государства, когда профессиональной израильской школы архитектуры не было и в помине, и каждый строил, как бог на душу положит. Поэтому,  новенький Герхал -а-Тарбут ( ''Дворец Культуры'') стал гордостью Ашкелона, его зал привлекает гастролеров со всего света, и мероприятия в нем происходят каждый день. У нас есть музыкальный абонемент симфонической музыки ''Классик Кейф'', нас приглашают на пятничные заседания Клуба любителей музыки (ловкая рекламная задумка, где фрагментами концертов завлекают на покупку дорогостоящих билетов), приезжают сюда и театральные коллективы Израиля и из-за рубежа. С израильскими- проблема, языковый барьер, и хотя для русскоязычной публики дается перевод бегущей строкой, полноценного восприятия постановки не происходит: очень трудно одновременно следить за действием и читать текст на экране, подвешенном где-то под потолком!
  Поэтому, по русским спектаклям мы очень скучаем. И когда администратор Дворца Милка позвонила и сказала, что в июне ожидается приезд театров из России, мы проявили неподдельный интерес.
 На этот раз администратор Милка предложила сразу две, как у нас говорят, ''опции'', то есть, возможности: спектакль Санкт Петербургского БДТ ''Мария Стюарт'', и ''Сирано де Бержерак'' Моссовета...Но наш бюджет мог вынести лишь одно посещение театра, и мы стали перед выбором.
     БДТ!…  Слава Ленинградского Большого Драматического Театра в нашей молодости гремела на всю страну. Гений главрежа Георгия Товстоногова привлек сюда Иннокентия Смоктуновского на роль '' Идиота'' по Достоевскому, после чего Пырьев отказался снимать вторую серию фильма с Юрием Яковлевым, и осталась в прокате лишь лента ''Анастасья Филипповна'' с превосходной Юлией Борисовой. У  Товстоногова начинала  молодая  Татьяна Доронина, а ''Горе от ума''с Сергеем Юрским -Чадским имело бешенный скандальный успех из-за придуманного Товстоноговым дерзкого плаката над авансценой с цитатой из А.С. Пушкина:''И дернул меня черт с моим умом родиться в России!…'', после чего каждая реплика в спектакле  воспринималась, как сатира на советскую власть. Попасть в БДТ было моей голубой мечтой, и когда мы с Верой отправились в семейное (свадебное!) путешествие в Ленинград, первое, что я попытался сделать, это - осуществить мечту. Наивность провинциала!!! Не тут-то было! Дама в окошечке кассы только удивилась: Откуда ты такой взялся?
     Меня ввергла наша беспомощность в глубокое уныние, я уже не воспринимал красот города, и лишь мудрый Верин брат Семен Росовский спас положение, предложив нам  посмотреть в театре Пушкина великого, уже умирающего Николая Черкасова в пьесе ''Все остается людям'', где его герой, большой ученый , тоже прощался с жизнью по ходу действия. Спектакль меня потряс и примирил с недоступностью БДТ. Позже, бывая в редких командировках, я все же сумел посмотреть в БДТ несколько превосходных постановок
 (''Ричард- 111''Шекспира  с Ульяновым и Борисовым, например), а однажды, самым замечательным образом наши пути пересеклись…
  …В народном театре Дома Учителя шел спектакль ''Мещане'', по пьесе Максима Горького, лучший из тех, в которых доводилось мне играть. Поставил его немолодой, но довольно популярный в Симферополе актер Драмтеатра им.Горького Евгений Тарасов, работал он с нами интересно и серьезно, хотя приходилось репетировать чуть ли не по ночам, когда Тарасов освобождался в своем театре. Наша работа имела очень высокие отзывы в крымской прессе, мы были призерами театрального фестиваля самодеятельных коллективов, да и сами мы чувствовали, что у нас получилось нечто незаурядное. А тут еще в печати появилось сообщение, что на Государственную премию выдвинут спектакль БДТ…''Мещане''! Как же нам хотелось (Для сравнения!!) посмотреть этот спектакль!
     И тут такая возможность проявилась: с командой КВН мы с с моим другом и соавтором КВНовских текстов Юрой Семашиным оказались на Центральном телевидении как раз в те самые дни, когда ожидался показ в Москве театра БДТ перед комиссией по присуждению госпремий. И мы немедленно бросились искать площадку, где должен быть такой показ! Выяснилось, что спектакль пройдет в помещении Центрального детского театра на площади рядом с Большим театром.
     С раннего утра мы с Юрой были уже там. В вестибюле театра толпились такие  же страждущие, вроде нас. По их информации надеяться было не на что: спектакль закрытый, для избранных лиц, в кассах билетов не будет, рассчитывать можно лишь на случай. Юра решительно нырнул в кабинет главного администратора. Через приоткрытую дверь я слышал, как Юра убеждал кого-то, что мы, симферопольцы, КВНовцы, актеры Народного театра, участники такого же спектакля, что нами движет профессиональный интерес, что нас устроят и контрамарки, но тот, перед которым он распинался, был непреклонен, и Юра вышел из кабинета с убитым видом. ''Безнадега!''- сказал он, и мы топтались на месте, не зная, что дальше предпринять…
    …И тут случилось нежданное. Администратор выглянул из-за двери и позвал: ''Молодой человек! Из КВН! Зайдите!''
   Юра прошел в кабинет и через пару минут вихрем вылетел из него, бросившись к выходу. Я рванулся за ним, ничего не понимая. Некоторое время мы мчались по заснеженному проспекту, не говоря ни слова, наконец, я не выдержал:'' Юр, что случилось?''
  Юра остановился, тяжело дыша, и выдохнул: ''Есть билеты !!''
  -'' Да ты что?!''- не поверил я. Юра разжал кулак, и показал два мятых листочка с фирменным знаком БДТ. ''Я зашел,''- начал рассказывать он, -'' Стоит какой-то мужик, спрашивает, вы хотели попасть на спектакль, я могу продать вам два билета, м-м-м, за пять рублей. Ну, и я их купил!''
   -''Ну, а бежал чего?''- спросил я.
  -''Чтоб он не передумал!''
   Пять рублей,- это было сносно, хотя суточные по командировке были два шестьдесят. Так мы попали на просмотр, очутившись среди театральной и художественной элиты. Я очень стеснялся своих забрызганных уличной грязью штанов, но торжествовал, узнавая среди присуствующих киношных, литературных, театральных ''князей'', перечислять которых уже нет смысла. Кроме, пожалуй, одного: человеком, продавшим Юре билеты оказался Ростоцкий, знаменитый кинорежиссер, только что сделавший сенсационную киноленту ''А зори здесь тихие''. Это ж надо было ему так поиздержаться, чтобы билетами спекулировать!
    Вот таким был БДТ в моей жизни…
…А Моссовет?
Театр Моссовета! Воочую вижу уютный дворик  в центре Москвы, на площади Маяковского, который звался, если мне не изменяет память, ''Аквариум'', и где довелось мне в командировках проводить долгие послеобеденные часы в ожидании открытия кассы, в расчете заполучить билетик из ''разбронированных'': в обычных кассах билетов никогда не было! Театр был именитым, на его сцене играли в те времена ''зубры'': Ростислав Плят, Фаина Раневская, Георгий Жженов, Марецкая, а когда-то и Любовь Орлова, да и многие другие ''звезды'', всех не перечислить! Много потрясающих спектаклей удалось мне здесь посмотреть, благодаря терпению и настойчивости! Даже такой спектакль, как ''Царская охота'' Зорина, где княжну Тараканову играла роскошная ''миледи'' Маргарита Терехова, а в паре с ней, в роли графа Алексея Орлова был, о, боже, наш симферопольский ''красавчик'' Саша Голобородько, как всегда, ходульный и безликий! Что не умаляло достоинств театра, в целом.
      С Сашей я был немного знаком по Крымскому драматическому театру. Театр я знал с детства: одно время там среди актрис «на выходе», была моя бабушка. Я жил напротив дворика театра, где в неказистом, вросшем в землю одноэтажном домишке размещалось общежитие молодых актеров, только что окончивших Киевское театральное училище. Ребята были талантливые, через пару сезонов Светка Журавель, Валера Никитенко, Мартон оказались в Ленинградских коллективах, а Саша подзадержался в премьерах Крымского театра. А в тот год мы общались по- соседски, за нехитрым столом, Саша неплохо пел под гитару романсы, я притаскивал магнитофон и записывал, многие песни я запомнил через его исполнение. Он был классным фехтовальщиком, двигался очень хорошо, прославился в ''Учителе танцев'' Лопе де Вега, и его ''голубые герои''(не в плане сексуальной ориентации, конечно!) очень нравились молоденьким зрительницам. Актер он был средней руки, но благодаря внешности и очень контактному характеру, при содействии Виталия Соломина, который был секретарем ВТО (Всесоюзного театрального общества), попал в Малый театр, и замелькал на экране.  Помнится его триумфальный приезд на последний, с его участием, спектакль на симферопольской сцене. Был кем-то организован прощальный вечер, с ''капустником''.  Нас с Юрой Семашиным пригласили с какой-то КВНовской миниатюрой, и мы слушали счастливый Сашин рассказ, как он показывался председателю ВТО почтенному старцу, некогда знаменитому Михаилу Цареву. (Царев заснул во время показа)
Сашу Голобородько я вспомнил по ассоциации с Сашей Домогаровым, исполнителем роли Сирано де Бержерака в том составе, который приехал в Ашкелон. Что-то общее было в их облике. А Домогаров- любимый актер нашей внучки Кати!
   И именно поэтому, выбор Веры пал на Моссовет. Чтобы было, что внучке рассказать!
     Итак, спектакль… Для Ашкелона это оказалось событием. Павел Холмский, постановщик, молодец, притащил в Израиль все декорации, чего не делают, обычно, другие гастролеры, и всю труппу (я насчитал 20 человек), при том, что билеты были вполне доступными. Мощно была поставлена реклама, ролики на телеэкране, по радио, встречи с актерами в радиоэфире, в телестудиях, зал нашего Дворца Культуры был полон! Конечно, не только за счет ашкелонского зрителя, организовали подвозку и из соседних городов, обычная прктика для таких случаев. Нужно помнить, что это -русскоязычное население, коренные жители вне таких гастролей коллективов из России.
    Пьеса написана 200 лет назад, и обессмертила имя автора, Эдмона Ростана, его герой Сирано,-легендарная личность, французский поэт 17-го века, то есть, драма, по сути, историческая, а по жанру, романтическая. На русских сценах играна неоднократно, я помню и фильм такого же содержания, на высоких тонах, который  на фоне сегодняшних беспощадных боевиков выглядел бы архаично. Но все равно смотрелся бы благодаря прекрасным актерам. Может быть, потому, что еще были во мне живы давние впечатления, первое появление Александра Домогарова на сцене разочаровало меня, невозможно было отвязаться от его '' Следователя по особо важным делам Турецкого'' из телесериала ''Марш Турецкого'' Несмотря на сложный грим и костюм бретера-забияки…Но потихоньку я обвыкся, втянулся в перипетии действия, и даже увлекся актерской игрой, отмечая достоинства, и отбрасывая недостатки. Финальную сцену Саша провел блестяще, заслужив искренние овации зала. Актриса Кабо, игравшая Роксану, на авансцене, на глазах публики отклеила ему бутафорский нос, и Саша предстал уже в привычном обличии, вызвав новый всплеск восторга, и видно было, что он рад своему успеху на первом гастрольном представлении в Израиле.
     Мы вернулись домой заполночь, как говорится ''усталые, но довольные''. Вспомнились былые походы в московские театры, после которых приходилось возвращаться в Подлипки, где жил Семен, последней электричкой, на которую еще нужно было успеть! В те времена театр был не развлечением, а небольшой щелью в глухой стене сплошной цензуры, политическим актом, где многое воспринималось через Эзопов язык, и будило свободомыслие через эмоции зрительного зала. Сирано в пьесе погибает тоже, как восстающий против мерзости власть имущих, ''заказанный'', как теперь говорят, его политическими противниками, но зрителя  на этот раз взволновало совсем не это, а чистота и возвышенность чувств, сила страстей героев пьесы, и такие, редкие по нынешним временам понятия, как честь, преданность, верность… Впрочем, покинув зрительный зал, публика мгновенно забывает о том, что полчаса назад ее волновало, больше беспокоясь о том, как быстрее    перехватить такси…Наша замечательная, израильская, русскоязычная , воспитанная советской властью в духе поклонения театру, публика, которая обожая театр, еще больше любит хорошо поесть..
, …''Любите ли вы театр, как люблю его я?''   Кажется, Белинский.
                *                *                *