Городские рассказы. Перекресток

Евгений Ездаков
Рядом с домом – самый обычный перекресток. Таких в России многие тысячи. Светофор перемигивается (недавно даже часы с отсчетом времени установили), автомобили и пешеходы снуют туда-сюда, зебры, козлы.

         В цивилизованных странах перекресток – самое обычное и скучнейшее дело. Красный – стой, желтый – приготовился, зеленый – двигай! Спокойненько все, обычно, буднично. А вот у нас …

         Цвета светофора – вроде иллюминации, для развлечения, чтобы повеселее было переходить и переезжать. Момент и место пересечения опасного участка жизни каждый выбирает сам. И совсем не обязательно, чтобы это был непосредственно регулируемый перекресток. Интереснее же перебежать дорогу не где все, а в избранной именно тобой точке. Здесь важен принцип: перекресток там, где Я. А регулируемый он потому, что регулировщик – тоже Я. Интенсивность транспортного потока имеет второстепенное значение. Главное – адреналин. Видимо, в нашей спокойной, беспроблемной и размеренной жизни его не хватает. Причем есть одна закономерность. Чем ниже у вас физические и умственные кондиции, тем ближе и быстрее должен двигаться транспорт, который вы просто обязаны обогнать и не дать подмять под себя.  Понаблюдайте. Кто чаще других перебегает проезжую часть в неположенных для всех местах? Правильно. Люди преклонного возраста, инвалиды и пешеходы с детьми. При этом они обязательно проклинают водителей, «понакупивших машины на ворованные деньги», зажравшихся чиновников, укравших деньги со строительства дорог, мэра за плохую уборку улиц и подъездов(?), соседей, ставящих машину прямо под окнами. Особую радость подобным перебежчикам доставляют аварии, произошедшие по их вине. Как следствие нежданной радости - у них мгновенно проявляются умственные способности и улучшаются физические качества. Проще говоря, они просто смываются с места происшествия. Может, в этом и есть секрет?

         Отдельную категорию составляют пешеходы, пересекающие трамвайные пути. Рядом с моим домом недавно их отремонтировали. Рельсы, в смысле, со шпалами. Трамвай стал ходить заметно тише. Как надо пересекать такое препятствие? Обязательно не глядя! Лучше в тех местах, где рельсы лежат повыше, а зимой подступы покрылись ледяной коркой. Чтобы представить себя Суворовым, переходящим через Альпы. А если, не дай бог, трамвай предупреждающе и тревожно зазвенит, то следует взмахнуть руками, выпучить глаза и ломануться. Вперед и только вперед! Ни шагу назад! Даже остановиться нельзя, переждать. На штурм! В атаку! На абордаж! Ура!! Видимо, любопытные граждане на своем опыте хотят убедиться в правильности антитезиса: «Не трамвай – объедет». Не верите? Убедитесь сами. 99 процентов так поступает. И опять в первых рядах слабослышащие, слабовидящие, слабоходящие и слабодумающие. Куда спешат? Сами не знают. Трамвай при этом по-прежнему ходит раз в сутки.

         Ладно, вернемся к авто. В часы пик, например, остановка, рядом с перекрестком, забита пассажирским транспортом. Автобусы, троллейбусы, маршрутки иногда, становясь в очередь, останавливаются на зебре. И когда пешеходам загорается зеленый, то они, вместо того, чтобы начать переходить улицу, пусть и с некоторыми затруднениями, начинают ругать препятствия и их водителей. До того момента, пока вновь не загорится красный или преграда не исчезнет. Тогда они начинают ругать правительство. Так может продолжаться до окончания часа пик.

         Переход на разрешенный сигнал также презабавное зрелище. Сразу можно определить характер человека. Кто-то бежит, зачем-то пригибаясь, быстро-быстро. Даже если на счетчике времени еще предостаточно. Как будто опасаясь обстрела или выстрела снайпера. Другие вышагивают медленно, важно и вальяжно, презрительно поглядывая на замершие пока авто, иногда для убедительности поплевывая: «Ничего, подождешь, пока Я соблаговолю передвинуть свое тело из точки А в точку Б». И крайне возмущены тем, что для их перемещения идиотский светофор предоставил им слишком маленький временной промежуток. Люди постарше идут по переходу, угрожая автомобилям, водителям и мировому империализму. Некоторые из них для убедительности вздымают руки, палочки и костыли. Сам видел, как один дед огрел своей палкой капот новенькой иномарки за то, что, как показалось ему, автомобиль собрался поехать без его, дедовой, команды. Молодой парень выскочил из машины, двинул деду в лоб, запрыгнул обратно и умчался на загоревшийся свой зеленый. Кто прав? Кто виноват? Кто лучше? Кто хуже? Или мы все друг друга достойны? Идя в гараж, ругаем водителей. Пересев за руль своего авто, возводим хулу на пешеходов. Вечером – все то же самое в обратном порядке. Двигаясь в потоке, злимся и материмся на коллег водителей. Прекрасно понимая, что зачастую нас не слышно за стеклами и ревом моторов. Но высказаться – просто необходимо. Иначе кто я: тварь дрожащая или право имею? Такая вот достоевщина. Получается, прав был Федор Михайлович: «Широк русский человек. Сузить бы его». Нет? Так и продолжаем жить на перекрестке. А новые законы и правила постигаем с трудом. После введения новых штрафов, на перекрестках стали образовываться новые пробки. Водители уже бояться не пропустить пешеходов, а пешеходы еще бояться переходить дорогу, когда их, вопреки многолетним наблюдениям, даже приглашают жестами к движению (провокация, скорее всего, или «скрытая камера»). Как у Макаревича в песне о перекрестке: «И все кажется мне, что я на тебе стою». Так и стоим, так и боимся.