Красивая работа

Майя Басова
Для любого человека поиск работы — очень важное и  ответственное дело, а, если ты недавно в стране, то — вдвойне.
Поскольку мытье полов не входило в мой список возможных работ ( не потому что я такая гордая, не дай Б-г, а потому что я просто не умела и не умею это делать — для того чтобы помыть пол у себя в квартире мне надо долго морально себя готовить и уговаривать, я это делаю, потому что не люблю когда грязно, а, убрав, чувствую что совершила небольшой повседневный подвиг!), я решила применить все свои умения и навыки ( как то знание компьютера и пары иностранных языков), которые давали мне некоторые преимущества перед остальными соискателями.
Однажды, в поисках возможной вакансии, я обходила Бюро по   Трудоустройству в Тель-Авиве, и не найдя ничего, направлялась в сторону Центральной Автобусной Станции. Рядом с главным входом на вокзал находился небольшой офис, на котором было по-русски написано - « Работа». Не особо надеясь, я зашла туда. В офисе сидела миловидная девушка-блондинка. Узнав кто я и что ищу — она позвала хозяина — молодого человека кавказской внешности, который представился  Семой. Оказалось, что Сема открыл еще один филиал своего бюро. Как раз через дорогу и им с братом- совладельцем позарез нужен секретарь, как раз такая вот интеллигентная  и образованная женщина как я.
Девушку-блондинку звали Оксана и она, по словам Семы, работала давно и красиво ( как понимать этот эпитет по отношению к работе секретаря я не знала, но списала его на образную речь южного товарища).
Сема пояснил, что трудоустройство у них платное, но поскольку секретарь им нужен срочно, мне сделают послабление — я внесу залог в размере 300 шекелей и мне его вернут вместе с зарплатой. Зарплата  в день составляла 100 шекелей, что при 6-дневной неделе вышло бы около 3000 тыс Поскольку у меня практически отсутствовал иврит и опыт работы в стране,  условия показались мне приемлемыми.
Я отдала Семе 300 шек, предусмотрительно взяв квитанцию об оплате, показав ему тем самым, что не с лохом он дело имеет! Назавтра уже в 8 утра я была в офисе.
Сема меня ждал. Самолично проводил в офис напротив через дорогу. Обстановка там мне понравилась — большой кабинет, кожаная мебель, удобные кресла,  компьютер, телефон, факс.
В углу кулер с водой и маленькая кухня, где можно приготовить кофе, небольшой холодильник и кондиционер — все как надо, никакого подвоха.
Минут через 15 появился совладелец офиса   Рома, молодой упитанный парниша лет 25.
Рома и был моим непосредственным начальником. Не откладывая в долгий ящик Рома стал меня вводить в курс дела.
 « Мы помогаем людям найти работу и за это берем небольшую плату — это справедливо! Мы должны обещать работу всем, даже если   в данный момент  у нас никакой работы нет. Мы даем объявление в бесплатные газеты, люди звонят, ты должна с ними говорить и приглашать на собеседование. Вот и все что входит в твои обязанности.»
Мне это показалось даже слишком просто, но я согласилась. Действительно — приятным голосом отвечать людям и объяснять как к нам добраться — что может быть проще!
Звонков было немного, было даже немного скучновато, но я утешала себя, что скучать в красивом офисе лучше, чем весело водить шваброй ( это для меня всегда было убойным аргументом!)
Внезапно мои размышления были прерваны дикими воплями. В офис ворвалась какая-то девица, дико матерясь на родном русском языке, с проклятиями в адрес Ромы, Семы и фирмы, куда они ее послали. Не зная толком как реагировать на такое, я позвонила Роме, который был  в офисе Семы.
Он явился незамедлительно — предложил девушке присесть,  налил ей воды и попросил рассказать все по порядку.
Пару дней назад девица была у них в агентстве и отдала 500 шекелей за направление на работу почтальоном. Оказалось что на почте никакого почтальона не надо — все должности заняты и ее просто отправили ни с чем. Теперь она требует свои деньги обратно, иначе просто пойдет и заявит в полицию!
Рома был в праведном гневе! Как так! Ведь начальник почты совершенно четко дал заявку на почтальона! Ну ничего с ним он разберется, а пока — вот еще адрес, там точно почтальоны нужны! Деньги  у них ведь она всегда может обратно получить, а работу нет... Успокоенная девица взяла направление и удалилась с благодарностью.
Я поинтересовалась — часто ли так бывает, что получают отказ с их направлением. Рома весело ответил, что всегда — в этом смысл их работы «крутить людьми», а иначе они бы прогорели.
Иногда, один раз на 100 они дают работу реальную, чтобы их имидж не упал окончательно, тогда благодарные люди всячески рекламируют их агентство и к ним приходят новые клиенты.
Прошел первый день. В конце рабочего дня Рома выплатил мне100 шекелей и я подумала, что треть своих денег я вернула.
На другой день я уже сразу пришла в офис Ромы и привычно отвечала на звонки. Примерно в полдень в офис, заливаясь слезами зашла женщина лет 50. В руках у нее была тяжелая дорожная сумка. По виду туристка ( для тех кто не знает — в Израиле словом «турист» обычно называют не праздных обеспеченных людей, которые отдыхают и знакомятся с достопримечательностями, а тех, кто приехал на заработки, часто нелегально, и поэтому готов на любую работу за любые деньги). С ними в агентствах  Ромы и Семы церемонятсяся еще меньше, чем с новыми репатриантами.
Оказалось, что она работала  в какой-то семье, куда ее направил Рома, но ей за месяц работы не заплатили ничего, а когда она попросила зарплату, хозяйка  заявила, что все деньги она отдала уже Роме и все расчеты через него. Если ей не нравится — она может уходить хоть сейчас.
Женщина собрала вещи и пришла к Роме. Ее паспорт был тоже  у него. Рома пообещал разобраться. Самолично сбегал в киоск, принес свежих булочек, я сделала женщине кофе и она немного успокоилась. Было ясно, что никаких денег Рома не вернет — это не входило в его планы. Паспорт у него и он может делать что хочет. Женщина даже не сможет заявить на него в полицию — у нее давно закончилась виза и в стране она находится нелегально, так что прежде чем заняться Ромой — полиция вышлет ее домой в молдавскую деревню без права  повторного въезда. Это выглядело как современное рабство. Только тетенька, видимо этого недопонимала. Когда Рома вышел, она поведала мне какой он прекрасный человек. И Сема и Рувен... Рувен был босс Семы и Ромы — мужик лет сорока. Он заходил к нам в офис посмотреть на меня и попить кофейку. На мое счастье я ему, видимо не слишком понравилась, потому что с визитами он не частил.
Они так стараются ей помочь, вот только с хозяевами где она убирает виллы ей не везет — непорядочные такие люди, обманывают, не платят....
Тетенька отлежалась у нас в офисе на диване — Рома любезно предложил ей отдохнуть, пока он ходит по делам. Потом он вернулся с загадочно веселым лицом и сказал ей собираться. Дал денег на автобус и записку с адресом новых хозяев. Тетенька попросила паспорт, но Рома сказал, что у него сохраннее будет — ведь если она его потеряет — как же домой вернется. « И то правда! Какой же ты молодец, Ромочка!»- сказала тетенька и бодро направилась к выходу перекосившись от тяжести сумки. Рома подмигнул мне  и стал деловито звонить Рувену и Семе.
День подходил к концу. Рома достал сотенную купюру, вручил мне и мы расстались с ним до завтра.
Третий день ничем не отличался от второго, только был еще интереснее.
С утра было море звонков — вышло новое объявление в разделе « предлагаю работу»
« Высокооплачиваемая работа ( 40 шекелей в час) для крепких  мужчин в возрасте 45-60 лет, предпочтение отслужившим в рядах Советской Армии»
Сорок шекелей в час — это много и теперь. Тогда это была сказочная оплата. Я только успевала назначать встречи и объяснять где мы находимся. Мне было жаль, что я  сама не подхожу по вполне объективным причинам для этой работы.
А вот  и первый посетитель . Мужик лет 50, крепкий, не турист — новый репатриант. Ивритом не владеет — всего полгода в стране. В армии служил — даже был майором. Просто идеальный кандидат.
Рома неторопливо расспрашивал мужика о том о сем, кем работал, чем занимался. Работа он объяснил не тяжелая, но нужен человек психологически устойчивый, крепкий.
Для этого подходящим кандидатам предоставляется психологический тренинг до начала работы. Обучение платное, поэтому внести надо 600 шекелей ( часть суммы — на обучение). Не прошедшим тренинг деньги будут возвращены. Работа предоставляется на кладбищах страны — ночным сторожем. Счастливый мужик достал  600 шекелей и,получив квитанцию, ушел.
Я спросила Рому -  есть  разве такая должность у нас на кладбищах? Рома чуть не упал  со стула - « Вот видишь, даже ты купилась, а народ-то совсем с ума сойдет...»
После обеда Рома сказал, что сегодня можно уйти пораньше — он мне заплатит, как договаривались, 100 шекелей.
Я уходила с мыслью, что завтра я им позвоню и скажу, что нашла другую работу, ближе к дому.
Но мне не понадобилось это делать. Рома сам позвонил в 8 утра и сказал, что у них в офисе кадровые перестановки и они свяжутся со мной в течение месяца. Что интересно, дочка говорила, что звонки от какого-то Ромы  действительно поступали, но перезванивать я, конечно, не стала.
Прошло несколько лет. По местному телевидению показали передачу о таких вот  бюро по трудоустройству. О том, что правительство провело «чистку» в центре Тель-Авива в районе автобусной станции и таких работодателей как Рома с Семой успешно разоблачили.
Дай  то Б-г!
Посмотрев передачу, я поняла, что я отделалась просто дешево! Ну подумаешь — отработала даром три дня, потратившись, правда, на дорогу. Зато опыта приобрела на всю оставшуюся жизнь!