О творчестве

Виктор Морозов
     Нам нравится слушать гармонию звуков, которой наполнена природа. И хорошую музыку мы слушаем со вниманием, хотя сами порой не можем даже сказать, о чем она! Мы слышим мелодию в «прочтении» профессионально подготовленного музыканта, познавшего таинственным для нас образом её смысл. Можно предположить, что смысл музыкального произведения содержится в его нотах, а нам просто доставляет удовольствие слушать талантливого исполнителя. Отчасти это так и есть. Однако, на самом деле, любого человека притягивают к себе звуки окружающего мира, потому что он, прежде всего, сам творец звуков, слов.  Конечно, не каждый человек может сочинять музыку, но в каждом из нас живет тяга к творчеству, к самостоятельному открытию его смысла.   

     Творчество людей проявляется через многообразные виды их деятельности. Эта деятельность направлена во внешний мир (среду) и во внутренний мир человека одновременно, образуя их невидимую взаимосвязь. Разнонаправленность деятельности человека отражает его двойственную сущность как творца идеального (мира идей) и материального. Творчество существует как процесс освоения человеком фундаментальной взаимосвязи своего внутреннего мира (мира идей) и доступной для его деятельности внешней среды. Взаимосвязь внутреннего мира человека, его мира идей, и среды является асимметричной. Она асимметричная  потому, что всегда изменяется под влиянием двух основных тенденций в жизни людей: их истории и логики. Творчество асимметрично по самой своей природе, поскольку  проявляется с исторически обусловленных форм и начинает осознаваться человеком именно в этих формах.  Подобная асимметрия является естественной, но только при определенных условиях может  привести к гармоничной, совместной творческой деятельности людей. И хотя для достижения этой гармонии существует множество препятствий из века в век разделяющих людей - она осуществима.   

     На Земле следы процесса творчества людей  можно наблюдать повсюду. Однако за многообразием этого процесса до сих пор так и не обнаружена его внутренняя логика. А это неизбежно  приводит к регулярному порождению различных заблуждений, когда, например, начинают считать, что логика в творчестве человека мешает его свободе. Или утверждают, что мышление якобы сводимо к алгоритму, а потому человек способен создать искусственный интеллект, превосходящий его собственный разум. Существуют и такие заблуждения, которые исходят из того, что человек творит вопреки всякой логике, наперекор ей. Однако всё это далеко не так, потому что сам процесс творчества, как мыслительный процесс, глубоко логичен. Он и не может быть иным! Он не может существовать  вне особой взаимосвязи, объединившей миллионы лет назад внутренний мир человека и внешнюю среду. С тех пор творчеством занимаются повсюду, но люди, всё равно, склоны преклоняться перед самой очевидной, примитивной логикой, схемой: родился – жил – умер. Преклоняются перед ней, ищут ей оправдание и поступают так, словно их собственное творчество бессмысленно и никакой иной логики не несет. Но ведь она, вне всякого сомнения, должна присутствовать в деятельности людей! Должна! Другое дело, что человеку, уже занятому конкретным видом  деятельности, очень трудно её разглядеть, хотя он и допускает её присутствие неосознанно, интуитивно, подсознательно. Человек -  разумное, очень деятельное существо. Многие поколения людей  занимались творчеством от самых простых форм до поиска путей создания искусственного интеллекта и желания освоить космос. Причем, всё это время, продолжая «продвигать» многообразие  своего творчества в жизнь, они искусственно и чрезмерно  ускоряли этот процесс. И вот теперь им всё сложнее и сложнее «остановиться» и осознать особую роль единства исторической и логической основы в своей деятельности. Но без подобной «паузы» творчество людей, служившее верой и правдой тысячелетия, медленно, но верно истощается. Истощается, вырождаясь в мишуру сиюминутных достижений, сомнительных открытий, всё чаще и чаще только имитирующих творчество. Имитация творчества усугубляется тем, что жизненный уклад всё прочнее привязывает людей множеством пут к деятельности противоборствующих элит. Эти элиты разрозненны религиозно, политически и иными исторически сложившимися обстоятельствами, хотя и находятся в поиске основы для своего объединения. Такая  социальная среда со всё возрастающей скоростью создает условия для изменения сущности обычного человека. Изменения эти не всегда заметны только потому, что, проникая очень быстро во внутренний мир человека, затем медленно, скрытно превращают его в умного глупца, помешанного, например, на технологическом прогрессе и псевдодемократии.

     О том, что такое творчество, существует очень много мнений. И это их разнообразие  убеждает в том, что творчество не только исторически, но, что очень важно, логически связывает внутренний мир человека с внешним миром. Связывает и запускает процесс саморегулирования творческого «горения»,  который свойственен каждому, без исключения, человеку. В этом «горении» вызывает интерес всё: и начало, и собственно само творчество, и этап завершения, и его загадочное саморегулирование. Для каждого человека творчество глубоко индивидуально. Однако есть все основания утверждать, что за многообразием индивидуального, особенного в творчестве скрыта общая для любого разумного существа, разумной сущности логика его саморегулирования. Эта логика является фундаментальной основой разумной деятельности любого масштаба и глубины. Но «разглядеть» её чрезвычайно трудно, так как она скрыта длительной эволюцией и историей становления разумной деятельности. Но без этого «покрывала» (вне конкретной эволюции и истории) эта основа существует как «сверхчистая» логика, реализующаяся в развитии мировой «сверхчистой» идеи. «Сверхчистая» логика и мировая «сверхчистая» идея составляют «элементарный» цикл саморазвития реальности и, одновременно, глобальный мировой принцип саморегулирования. Чтобы выделить принцип саморегулирования в этом «элементарном» виде, совсем не нужно реальность специально подвергать различным экспериментальным, научным и околонаучным испытаниям - это ничего не даст.  Доступ к этому принципу открыт практически для любого человека! Открыт, но только через осознание им его простого «сверхчистого» образа, который может быть сформулирован исключительно в словах. В этом уникальность этого принципа! После того, как он сформулирован в словах, он будет осознаваться всё шире и глубже (математически, физически и т.д.), поглощая или отвергая то или иное своё расширение и углубление.  Но, каким бы ни оказался вид этого принципа после очередного своего научного и иного «заполнения», он всё равно сохранит свой «сверхчистый» образ. Этот принцип саморегулирования присущ любой разумной сущности,  процессу её мыслительной деятельности, всему окружающему миру. Более того, сама возможность разумной деятельности существует только потому, что действует объективный, независимый ни от кого и ни от чего, принцип её саморегулирования. И именно поэтому творчество способно привести человека к безграничным возможностям в познании и преображении и себя, и среды своего существования. Значение этого принципа саморегулирования трудно переоценить, а без его осознания и использования разумная деятельность не способна выйти за узкие рамки локального существования. Любой процесс творчества без познания и освоения этого фундаментального принципа обречен на неизбежное угасание, разрушение, гибель.
 
     На протяжении длительной эволюции, истории взаимосвязь внутреннего мира человека и внешнего подвергается постоянным изменениям, искажениям. При этом она еще никогда не достигала целостности и не выходила за рамки разрозненных исторически сформировавшихся форм. Это происходит потому, что каждое новое поколение людей остается во власти  очень слабой, близкодействующей взаимосвязи с внешним миром. Такая слабая взаимосвязь недолговечна и может существовать только на локальном уровне. Она заключена в своем многообразии, естественной сменяемости поколений людей, их культур, цивилизаций. Однако на основе такого «вечно молодого» калейдоскопа творчества невозможно образовать социальные системы, устойчивые к возможным глобальным изменениям. Это невозможно, так как источником   изменений являются не только сами люди, но и окружающая всех единая внешняя среда. С этой средой известные нам социальные системы, вопреки сложившемуся мнению, связаны очень слабыми связями. Подобные системы существуют вне единства своей исторической и логической основы, а потому могут быть  только замкнутыми, ограниченными. Этими системами творчество людей замыкается, ограничивается до тех пор, пока оно существует вне осознания фундаментального принципа своего же саморегулирования. Оставаясь таковым, творчество в перспективе неизбежно будет приобретать все более пагубные для людей формы, а  цивилизация, как социальный организм, становится все менее жизнеспособной. Творчество пока ещё «теплится» на локальном уровне, но по-прежнему распространяется «на расстояние» действия слабых, близкодействующих связей с окружающим миром. Прошедшая история нашей цивилизации интересна очень многими географическими, научными и иными достижениями людей.   Цивилизация как система была только чуть приоткрыта для внешнего мира и сохранена нашими предками, но сейчас ускоренными темпами набирает скорость обратный процесс. При этом она всё больше напоминает корабль в бушующем океане, где самый оптимистичный прогноз не оставляет надежды на безмятежный дрейф. К тому же на корабле почти не осталось парусов, нет профессиональной команды, а управляют им всё чаще случайные люди да их величество случай.

     В этом году исполняется 100 лет со дня смерти  Л.Н.Толстого. Он где-то говорил, что лучший вид литературы – автобиография. Но видимо он заблуждался, так как написать человеку честную историю своей жизни, искреннюю исповедь, значит добровольно выставить себя к позорному столбу. Любой человек очень сильно привязан к обществу. Общество является его «колыбелью» и приучает с детства говорить и думать так, как само этого требует. Поэтому общество не прощает отступления от своих законов, а суд его неумолим и беспощаден. Мы все это знаем, и даже самые смелые среди нас приспосабливаются к общественным требованиям. И не нужно требовать от отдельного человека ни правдивой автобиографии, ни исповеди и даже истинную научную теорию от него ждать бессмысленно. Впрочем, в утешение тем, кто не боится порывать с традициями, скажу, что истина всё же не так опасна, как это принято думать.  Кому не следует, тот истины все равно не услышит! Л.Н.Толстой был прав, когда утверждал, что не нужно думать, что, противопоставляя злу силу, мы поступаем разумно. Но за эту простую идею кто только не предавал Л.Н.Толстого анафеме. А он, в принципе, не мог убедительно доказать свою правоту ни себе, ни своим современникам, ни нам. Не мог потому, что, опираясь на свой жизненный опыт, просто интуитивно поверил в свою правоту. Да и наивно было бы ждать и требовать от Л.Н.Толстого исчерпывающих объяснений этой абсолютно верной философской идеи. И подобных правдивых догадок у Л.Н.Толстого множество. Поэтому все его последние произведения являются скорее философскими трудами о творчестве, его смысле, чем литературной прозой.  Тяготясь обществом, укладом своей жизни в Ясной Поляне, Л.Н. Толстой не раз собирался порвать привычные связи с обществом. И вот осенней холодной ночью он всё же ушел тайно, но по дороге заболел воспалением легких и  умер. 10(23) ноября 1910 г. величайшего писателя и философа похоронили в Ясной Поляне. Я был на этом месте, в лесу, на краю оврага, где Л.Н.Толстой в детстве вместе с братом искал "зеленую палочку", хранившую "секрет", как сделать людей счастливыми. Удивительное место! 


Иллюстрация к рассказу Л.Н.Толстого «Крейцерова соната». Художник Верхоланцев М.М.