Безумие и жадность бюрократии или Метро лужковское

Лисий Веер Ею
   Для меня, безлошадного московского обывателя (никогда не имевшего и никогда не желавшего обзаводиться собственным "железным другом" по причине кошмарной лени и ответственности перед не сбитыми пешеходами), лоботряса и бездельника сыздетства пространства метрополитена были немаловажной частью моего мира. Ах, как нравилось проходить не спеша, не повернув головы, мимо экскурсионных стаек каких-нибудь итальянцев или японцев, которые - в прямом смысле - раскрывши рты разглядывали мозаику Киевской или скульптуры Площади Революции, с не отполированными ещё тогда от поглаживаний собачьими мордами и башмаками матросов!
   Дядька мой, фронтовик со стандартным набором для пехотинца наград, если смотреть по карте, жил неподалёку от нас, в Кузьминках, но чтобы добраться до него, нам с матерью приходилось делать круголя с пересадкой на кольце, и мать мечтала о том времени, когда появится второе кольцо или хотя бы такие новые линии, что не пойдут через центр, а соединят собою уже существующие (потом их окрестят хордами). Год за годом удлинялись старые и возводились новые линии, но все они проходили почему-то через центр, где и так было напихано станций через край. Когда возвели Боровицкую новой тогда серой ветки, заговорили о повреждении русла какой-то подземной реки, которая теперь подтапливает фундамент Пашкова Дома. Проклинали идиотство проектировщиков. А когда в восьмидесятые сделали перемычку Каховская-Каширская, думали: вот оно - грядущая победа Здравого Смысла, начало нового кольца или хотя бы хорды, которая пойдёт, если не на восток, то хотя бы на запад и соединит Новые Черёмушки и Университет... Давно уж умер мой дядька, и мне незачем теперь ездить в Кузьминки, недавно опочила мать... Мечты их так и остались мечтами.
   В детстве я искренне заблуждался, думая, что станций метро в Москве немало. Сейчас их меньше двух сотен, а, например, в Париже или Лондоне их зашкалило за сотен пять. Конечно (как в анекдоте про носки Василия Ивановича), и подземки там постарше будут. А вот в Корее, в Сеуле, где метрополитеном, если не изменяет память, начали заниматься в 1974-ом, уже три сотни нарыли. Ну да, ну да - ведь там изначально не строили коммунизм.
   В конце восьмидесятых наметили несколько станций, тянущих щупальца в новые, задыхающиеся без демократического транспорта районы (Люблино, Марьино, Строгино, Митино) и даже вырыли котлованы (мысли были здравые, правда, светло-зелёная ветка опять пошла через центр, через Трубную и Чистые Пруды, но, раз уж вырыли, надо строить), но приспела революционная разруха и "заморозила" строительство.
   В девяностые Люблинскую линию (без станций в Центре) кое-как запустили, а на карте появились (потом, правда, исчезли, потом появились вновь и, видимо, теперь-то по-настоящему строятся) нарисованные Борисово, Шипиловская и Зябликово, любопытно соединяющие зелёную линию со светло-зелёной.
   
   Далее началось сумасшествие: про Строгино и Митино московские власти напрочь позабыли (так и катались люди автобусами туда от Тушинской и Щукинской), в Южное Бутово провели якобы из экономии "лёгкое метро", словно там живут люди второго сорта, быдло, которое всё-таки требуется хоть на чём-то доставлять на рабочие места, зато от Киевской потянули длиннющий глубокого заложения перегон до Поклонной Горы, открыли аж две (!? - думается, на радостях от того, что деньги выделила Федеральная власть; выделила б на три или на пять - они б и три, и пять запихнули) станции, отделанные тем же мрамором и гранитом, до зеркального блеска отшлифованным теми же шлифовальными машинами, что успешно потрудились и внутри копии Храма Христа Спасителя. К слову, в отличие от по самое "не горюй!" забитых многоэтажками спальных районов, в непосредственной близости к метро Парк Победы находится всего лишь четыре(!) десятиэтажных дома, возведённых для элиты советской поры, где во все времена недолгого их стояния проживали люди, вряд ли сами спускающиеся в метро. Не знаю - возможно метро построено специально для их челяди, чтобы, допустим, опоздавшая поутру повариха или домработница не ссылалась бы на проблемы с транспортом? Так как станция (точнее две станции) была конечной, то, при переполненности остальных, смотрелась пустыней. Эти нестыковки надо было как-то исправлять. И вот объявлено было, что вторая станция построена "на будущее", как возможное ("в будущем") место пересадки непонятно какой, не спроэктированной ещё линии. Чтобы замять безумие уже построенное, было решено (не иначе как лично Лужковым) довести его до абсурда, а именно, запараллелить давно существующую филёвскую линию шунтом, тянущимся от Киевской через Парк Победы до Кунцевской. Таким образом, Парк Победы перестаёт быть конечной станцией, и её пустынность и раздвоенность уже не так бросается в глаза. Всё бы замечательно, - чем больше станций, тем лучше, - если бы во время этого бессмысленного строительства аборигены Строгино и Митино не добирались бы до ближайшего метро, как и прежде, на автобусах. Только по окончании рытья шунта немецкий "крот" был перенесён в изначально положенное ему место и прорвался-таки к Строгино, а затем и к Митино. Всё это смотрелось настолько абсурдно, что не хотелось в это верить, и некоторые журналисты начали фантазировать - мол, им известно из осведомлённых источников, что ставшую ненужной Филёвскую линию вот-вот закроют, и на её месте возведут так любимое лужковской семейкой элитное жильё или какой-нибудь оздоровительно-развлекательный комплекс с опасной крышей типа аквапарка, либо же здесь планируется запустить новую автотрассу... Из ответов Гаева, генерала от метрополитена, ясно стало, что ничего такого не планируется. Из его же ответов также следовало, что, к примеру, в Бирюлёво-Западное метро не пойдёт никогда. Видимо, там живут людишки даже не второго, а третьего сорта, достойные, если пенсионеры, только наблюдать из окон жерла циклопических бетонных мортир - печей, обогревавших когда-то Москву, или, если работающие, толпиться в бесконечных пробках у двух узких выездов из своего проклятого местечка.
   Одновременно, вместо хорды нормального подземного метро, соединявшую бы  серую и оранжевую ветки, был возведён на огромных железо-бетонных сваях (и следовательно, место под ними было потеряно для автомобильного транспорта) знаменитый никчемный аттракцион под названием "монорельс", взятый после прогара фирмы-застройщика "добрым" московским правительством на обременительное содержание. На сём проекте я не буду останавливаться - о нём писано-переписано.
   Из ответов того же Гаева следовало, что в Москве куда ни плюнь - везде секретные подземные кабели, поэтому де, хорды рыть невозможно, а вот прокладывать новые линии, опять же идущие чрез центр - это пожалуйста!
   В 2007-ом открылась спроектированная в 80-ых и законсервированная в 90-ые красивая и почти бесполезная Трубная, затем её сестрица - Сретенский бульвар. В 2010-ом - стоящая в том же ряду Достоевская. Я не против красоты, но почему опять в центре?
   Видел, и даже вырезал и куда-то сунул, новые рисованные проекты развития московского метро: всё опять через центр, теперь к Дому на Берсеневке (тёщи, что ль, их там живут?), плюс какие-то испуганно жмущиеся к единственному пока кольцу полукольца (Рижская-Красносельская-Бауманская). Реализация подобных эрзац-проектов точно не облегчит движения пассажиров.

   Мало кто помнит о Московской Окружной железной дороге (открыта в 1908 году), которая полсотни лет как не используется даже для грузовых перевозок. Казалось бы, выход: проведи электричество, оборудуй готовые станции, дострой необходимые, пусти поезда - вот тебе дополнительно 54 км готового метро - всё дешевле нового строительства! Возможно, правда, что дешевизна как раз и не устроила лужковских копателей. В конце девяностых некая инициативная группа (не знаю людей по именам, но дай Бог им здоровья!) пыталась "пробить" подобный проект. Сначала бюрократическим бараном стоял собственник - РЖД (во главе - ставленник Путина, бывший дипломат, где только можно выпячивающий свою православность мультимиллионер Якунин; небось, в грудь себя бил, кричал: "Моё! Заработал!"). Сколько-то лет ухлопано было на согласования. Вроде о чём-то договорились. В 2001-ом своими ушами слышал по тогдашнему государственному "Маяку", предшественнику "Вести-FM", интервью с женщиной - куратором проекта. Деньги, как видно, выделили минимальные, поэтому затею обкорнали: метропоезда или хотя бы электрички заменили двумя тепловозами. Хорошо бы хоть так! Сроки - три года... "Дальнейшее - молчанье..." В первой, "жирной" половине 2008-го опомнились и старый проект вдруг выплыл как солнце из тумана и представлен был как некая новость, чуть ли не "нанотехнология". Затем была война с Грузией, затем грохнул кризис - не до жиру...
 
   Друг мой прописан в Выхино. Когда он живописал, что происходит там по утрам, я чувствовал себя слабонервным человеком. "Как же так? Там же то ли открыли новый, то ли расширили старый переход, на узость которого и списывали сии столпотворения?" "Да, - подтвердил он, - открыли новый переход, но в том месте, где никто не ходит. Да и людей на перроне от этого, как сам понимаешь, меньше не стало." Подумалось: "Ужас, конечно, но, слава Богу, такая у нас - единственная..." Но как-то утром мне довелось ехать со Щёлковской (тоже конечная; вливается всё Гольяново и Северное Измайлово, плюс ближайшее Подмосковье, плюс, хотя электрички рядом нет, есть автобусы, целый автовокзал)... (Читайте http://proza.ru/2010/10/26/659)
   Недавно в Москве гостевал Шварценеггер. Спустился в метро, проехал перегон, вышел (об этом многие писали). Подивился уйме народа... Ну он, положим, гость - ему простительно...
   Строительство станции метрополитена (самого глубокого залегания и самой богатой отделки) "под ключ" даже по раздутым московским расчётам, обходится не более трёх сотен миллионов американских рублей. Кстати, у одной только батуринско-лужковской семейки (не говорю об их камарильи) их три миллиарда (откуда-то получилось)...
   С (большим) приветом и с пушистой лапой распростёртой
всегда Ваш