Полушка

Николай Тернавский
                Полушка

- Ты за эту спрашиваешь?.. За полушку 54-ю, да?.. Цена?.. Не, не скажу…
?!.
-Ну не скажу, потому что у нее цены нет… Нет, нет… и не уговаривай, не стану махаться, даже на полтинник екатерининский. Я же сказал…
… -Откуда  у меня?.. А вот наливай еще по сто и расскажу.
… -Да, так вот, она мне, можно сказать, дарма досталась, еще до того как Витька научил монеты собирать.
Я, наверное, классе в пятом, или шестом, учился, а этот… Виталик, был на два класса старше. Виталий сейчас мент, гаишник или мусор – не знаю. А может, уже и не мент… Они ж там на пенсию рано по выслуге уходят. 
Вобщем, когда мы с ним последний раз стретились, он был в ментовской робе и при сержантских погонах. Было прощенное воскресенье, и мы с ним у пивнухи так трогательно обнялись и облобызались троекратно, прося прощение… Ну все по обычаю… Да, все так умилительно, что его кореши, зыркавшие на нас из-за пивных  бутылок, даже сплюнули.
Виталик первый подошел с прощением, на душе сначала как-то стремно было, а потом хорошо, неиначе соловьи запели. Честно сказать, мне и самому давно хотелось попросить у него прощение, но он упредил…
Да.., так вот, он жил на другой улице, соседней, но все равно наши пути-дороги в школу пересекались. А Чебурек – кличка такая у моего подопечного дружбана, класса на три младше меня, жил за квартал от меня на моей же улице. И этот Чебурек часто шаркал подошвами своих щеблет, когда я опаздывал в школу, что-то мне щебетал. Еще чаще я снисходительно  слушал его пацаначью белеберду по дороге домой. Мне нравилось наставлять его… Нет, не в матюках – этому и без меня было кому учить.  Среда учила. Я учил его самому полезному в жизни: как магний с марганцем смешивать, чтобы вышла классная жабка, как и куда  наносить и хук и оперкот при необходимости. Учил, что  за себя и свое достоинство надо стоять до последних сил… Что надо бить первым и под солнышко, чтобы нараз вырубить чувака… Короче, мне нравилось быть его практическим и духовным наставником, и, конечно, защитником.
Драться, Чебурек совсем не умел, из-за близорукости ему было лучше не ввязываться в потасовки. Правда, как мне потом рассказывали, он раз вырубил пацана крупнее и крепче себя на школьном дворе. У них был какой-то кипиш, ну типа разборки. Отошли за сортир.  Его соперник за старое: «Ну ты че, козел… Да я тебя  зарою…»
А Чебурек, наверное , вспомнив мою науку, ему так серьезно кричит:
-Стой! И начинает  левой рукой вести отсчет с верхней пуговицы: «Раз, два…» а  на три вырубает опешившего чувака с ног.  Говорят, тот сознание потерял… Так что мои наставления шли  ему на пользу.
Ну,  он и был мне за родного брата, тем более что рос без отца…
Так вот шуршу я в школу, глядь, а, за квартал до нее какая-то непонятка на тротуаре. Крик, возня, вопли. Я бегом туда. А это Виталий перевернул Чебурека верх ногами  и трясет из него мелочь, что дала мать на школьный обед. На асфальт уже высыпалось сколько-то медяков. Закипела у меня в жилах кровь от праведного гнева, подскочил к Виталику и врезал ему в ухо. Тот было на меня с кулаками хотел наскочить, но я его схватил за грудь, подтянул к себе и что-то чувственное  прошипел в лицо. А я и сейчас, да вы сами знаете, если злой, то страшный, - лучше не подходи…
Ну вот, Виталий назад, назад, а метров через пять начал обещать: «Мы с тобой встретимся, я тебе  еще покажу…»
Я, конечно, его словам никакого значения не придал, отряхнул Чебурека, утер сопли, приказал собрать деньги. Тот мне что-то невнятно бормотал. Ну, все как в хороших книжках и фильмах про благородных ковбоев. С чувством удовлетворения явился я в школу и занял свое место на камчатке.
Неимоверная борьба с вероятной двойкой по алгебре, - как же я ее ненавидел, - вымотала меня всего. И только алгебраичка вышла за порог, а я перевел дыхание, в класс  ввалила шобла Блевака. Блевак  - шибза, но с ним было человек семь, вместе с Виталиком. Обступили мою парту. Блевак кивает Виталию:
-Этот?
-Ага…
-Ну так че, чувак, кранты тебе!.. -  шипит  мне Блевак и для убедительности стучит несколько раз по крышке парты тонким  наполовину залитым свинцом шлангом.
Да… и, наверное, были бы мне эти самые кранты, если бы не Вася Курочкин. Он в этот самый момент и вмешался в наш круглый стол.
-А ну стой, Блевак! Ты че это со своим шлангом да еще всемером против одного… Не западло?.. А в чем суть? – Вася хоть и был двоечником-второгодником, но в школе у него авторитет…  Мы все в сравнении с ним были мелкота. Крепкий был пацан; в восьмом классе он на уроке отмахал учителя труда, не помню, правда, за что.  Его, жаль, потом какой-то работяга, не захотевший в темной подворотне  с зарплатой расстаться, зарезал его же ножом. Но в целом Вася был чуваком справедливым. И на два года старше нас.
Да… так вот, Вася и развел эту бодягу в классе.
-Он же, - толкает Вася в грудь Виталика, - старше Санька. И че самому слабо с ним махаться, так притащил вас всех. Западло!..
Ну вот пристыдил их и назначил нам турнир.  В сопровождении всех пацанов шестых и восьмых классов вывалили мы из школы к сортиру.
Начали драться, а я держусь принципов: че тянуть кота за хвост, зачем слова, когда перед тобой обидчик, бей первым, а там что будет. Короче, Виталик рухнул на колени, не выдержав моего натиска. И быть бы ему битым, если бы не директор с завучем и физруками. Сборкали нас с Виталиком и потащили в кабинет директора.
И все бы ниче, да директор с завучем как наехали на нас:
-Кто зачинщик? Из-за чего драка? - Директор аж рычит, а  мы молча пожимаем плечами. И тут завуч таким змеиным  своим голосом подсказывает:
-Алексей Викторович, да что вы их уговариваете… Давайте вызовем милицию, и пусть ставит их на учет как злостных правонарушителей. А потом вызовем родителей и выпишем штраф за хулиганское поведение и обоих исключим из школы.
-Кто первый начал? – еще раз рыкнул директор.  И повернув свое бульдожье лицо к завучу, сказал:
- Юрий Алексеевич, звоните в милицию!
Завуч взял трубку и стал набирать номер.
-Если сейчас не скажите кто первый начал и из-за чего драка, оба отправитесь в участок.
И тут я, черт меня дернул, кивнул на Виталика и сказал, что он начал, сказал, что он отнял деньги у Чебурека, а я вступился. И так гадко и стыдно на душе до сих пор из-за этого, что не поверите, жить неохота. Я в своих же глазах опустился дальше некуда.
Меня отпустили,и больше не приставали. А  Виталика не то чтобы исключили, а выдали аттестат о начальном образовании и не перевели в девятый класс. Он доучивался в каком-то ПТУ, потом служил в армии, а после пошел в ментовку. Короче, нормальная, обычная как у всех жизнь . Но у меня до сих пор как увижу его, так на душе кошки скребут. Чувствую перед ним вину, что хоть на коленях отмаливай. Хотя подумать - за что?..
А полушку эту мне Чебурек подарил в тот  же день после школы. Сейчас он солидный бизнесмен, предприниматель, глава какой-то фирмы. Носит черную бородку, всегда в костюме с галстуком, в темных очках. Назвать Чебуреком язык не повернется; он – Эдуард Анатольевич… К нему теперь не подойти и не подъехать. Иногда, правда, кивнет  снисходительно головой в окне своей Вольвы и все. Да мне без разницы.
Но эта полушка, связанная с ним малолетним, греет  душу  воспоминанием о моем соседе - корефане.