Кайф без границ

Леонид Словин
               


               

       … залитый солнцем  двор ташкентского политехникума здесь живут работники авиационного завода эвакуированного из подмосковных Химок в Узбекистан война пока она еще никакая ни Великая Отечественная так ее назовут потом а сейчас  просто война с немцами сорок третий год моя мама  мастер цеха дед работает где-то на новой территории завода бабушка хозяйствует  в учебном классе разделенном школьными досками на три отсека по числу проживающих в нем семей мне  двенадцать коридоры политехникума испещрены моим прозвищем, выведенным  мелом на стенах Атос иногда к нему добавлено в рифму Куриный Нос это упражняются в мелких пакостях  мои сверстники  мне на них наплевать Атос для меня в действительности еще и д’Артаньян но оно слишком длинно как и родовое  граф де Ла Фер я  счастлив и горжусь именем которое себе выбрал оно  вписано в справку  врача обследовавшего детей уезжавших в пионерский лагерь мама  расстроилась  обнаружив разночтение в моих документах боялась что меня не пропустят отправят домой но пионервожатая только поинтересовалась как мама называла меня, когда я был маленьким  Атосик  как интересно иди садись  и я  уже в автобусе она явно не читала Трех мушкетеров...
      … я живу в нереальном мире вокруг меня Франция мушкетеры в школе я учу французский язык от которого правда  очень скоро останутся в памяти всего несколько фраз  ими открывается учебник  Шарль ва а леколь Шарль ва вит Шарль идет в школу Шарль идет быстро как и мой французский кумир я тоже влюблен моя Констанция Бонасье  девочка из нашего подъезда я дал ей красивое  имя Лаваль я почерпнул его из политических новостей тогдашних газет кажется им был какой-то известный французский предатель ташкентская Лаваль моложе меня в  следующем году она должна  пойти в первый класс в клубе мы всегда сидим с ней в одном ряду и наши места  на всех кинофильмах всегда оказываются рядом…
         … я учусь на хор и отл наш военрук он же преподаватель арифметики инвалид войны с протезом ноги назначил меня командиром отделения и у меня на рукаве скромный но видный всем знак отличия  тонкая полоска  красной ленты военрук строг  шевеление шепоток во время  его объяснений  он прерывает  сильнейшим ударом клюшки по столу классный журнал подпрыгивает вместе с чернильницей ученики бледнеют и сам военрук становится белее полотна в наступавшей тишине слышен полет мухи ошалевшей от испуга…
        …с преподавателем произошел неожиданный конфуз когда однажды после родительского собрания моя мама знавшая мою неусидчивость  поинтересовалась у него не разговариваю ли я на уроках не мешаю ли другим военрука аж передернуло  усомниться в его способности поддерживать на уроках железную дисциплину он едва не хватил привычно клюшкой по столу чего я вполне допускал ничего этого не произошло но оплошность моей мамы очень скоро дала о себе знать едва я однажды на уроке ослабил бдительность что-то сказал соседу как меня настиг его крик и удар палки о стол твоя мать не зря интересовалась…
          … наш военрук  еврей кстати вокруг особенно среди учеников много евреев и  никакого антисемитизма никакой враждебности стоят жаркие весенние дни мир улыбается мне я удивительно удачлив когда в школе потребовали чтобы все мальчики постриглись наголо я отрезал кусочек  овчины от  шубы  моего деда и прикрепил его булавкой изнутри к тюбетейке с тех пор мне постоянно гарантирована кривая по блатной моде челка на лбу в то время все уважающие себя пацаны косили под уголовников щеголяли безопасными бритвами обмотанными изоляционной лентой чтобы удобнее держать в пальцах пускать их в дело никто понятно не решался хотя…  в школе я впервые столкнулся с настоящими малолетними преступниками кстати евреями и оценил исходящую от них опасность эвакуированные из одессы молодые бандиты могли запросто оставить без глаз…
        …потом будет  и такой случай  один из моих одноклассников Алик Баренбойм по какой-то  причине вызовет меня с ним стыкнуться как истинный мушкетер я не задумываясь смело приму вызов дрались у нас на набережной  Боз-су недалеко от моста у Урды наша школа была мужской весь класс целиком собрался глазеть на поединок… 
       …у меня никакого опыта драк когда однажды меня перехватили двое незнакомых пацанов с явно намерением посчитать мне ребра дело было в чужом дворе  я прочитавший незадолго до этого Тараса Бульбу внезапно проорал обращаясь к кому-то невидимому слова Остапа  Бульбы перед казнью Батька, слышишь ли ты меня…  пацаны сразу отступились многозначительно повертев пальцами у висков...
       …и вот с последнего урока мы идем стыкаться к Боз-су речка холодная быстрая  на набережной пусто я в положении человека который входит в воду полагая что умеет плавать снова ощущение нереальности происходящего мое положение дурацкое пока я жил своим мушкетерством большинство моих одноклассников уже обжились в секции бокса  городского дворца пионеров руководимой знаменитым на весь Советский Союз Сиднеем Львовичем Джексоном  тренер  тоже кстати еврей боксер из Австралии эмигрировавший в СССР в будущем герой нашумевшей книги Георгия Свиридова Джексон остается в России многие его ученики  стали чемпионами в том числе первый узбекский чемпион мира Руфат Рискиев известные мастера спорта Владимир Агаронов Игорь Гудман Эли Люксембург  популярный писатель в прошлом чемпион Узбекистана по боксу ныне живущий в Иерусалиме...
       … Алик Баренбойм тоже занимался у Сиднея Львовича и он сразу все понял про меня поэтому вместо того чтобы тут же нокаутировать  только насмешливо проводит ладонью по моему лицу что произойдет дальше я и сейчас вспоминаю со стыдом я  подпрыгну растопырив пальцы словно собираясь по-девчачьи искарябать  его ногтями но  не решусь даже прикоснуться опозоренный останусь я на набережной когда все уйдут а потом пойду в ту же секцию бокса к Сиднею Львовичу Джексону но это будет потом…
      … зато я мастерски играю в лянгу свинчатку с кусочком  овчины все от той же дедовой шубы которую по нескольку раз высоко подбрасывают стопой особо мне удаются джанзы это когда подпрыгивая подгибаешь левую ногу в колене прижимая ее к правой и бьешь по лянге внутренней стороной правой стопы из под голени левой…
       …но это не все…
       … у меня появятся друзья среди тех кто много старше один их них под большим секретом мне расскажет что именно он написал слова популярной фронтовой песни В Кармане маленьком моем есть карточка твоя…  в его варианте правда она звучит чуть иначе В Готовальне маленькой моей...  он даже покажет мне эту самую готовальню действительно небольшая далее в его песне будет все как у Евгения Долматовского  Так  Значит мы всегда вдвоем моя любимая...         
      … и вот он триумф вор по кличке Казах  в  шароварах и красных тапочках с такой же челкой из под тюбетейки  публично объявит во дворе что я его  брат что он держит за меня мазу и никто никогда безнаказанно не может поднять на меня руку...
      а солнце заливает наш двор все ярче и ярче...
      и вдруг…

      
       Я отчетливо  слышу каждое произнесенное слово. Чужой грубый бас неожиданно врывается в мое  лучезарное счастливое далеко. Крупный мужчина разговаривает с кем-то совсем близко, над моим ухом. Я не понимаю о чем он говорит, это не имеет отношения ни к юному графу де Ла Фер, ни к Лаваль…
         - Газ убегает …
       « Газ?!»      
       А хирург уже во весь голос кричит кому-то…
       Может анестезиологу?!
       - Зажим, идиот ! Скорее! Больной  уже надышался!
      
       …  а я  уже снова там  во Франции в огромном дворе ташкентского политехникума поток света и удачи заливает  до краев мой детский мир…