Гендель

Константин Рыжов
Георг Фридрих Гендель родился  в Галле в феврале 1685 г. в семье цирюльника-хирурга, находившегося на службе  у герцога Августа Саксонского. Его отцу было тогда шестьдесят три года, а матери тридцать четыре. Родители мало обращали внимания на рано проявившуюся склонность сына к музыке, считая ее детской забавой. Лишь благодаря  случайной встрече юного таланта  с большим поклонником музыки герцогом Иоганном Адольфом судьба Генделя резко изменилась. Он стал регулярно заниматься у известного галльского  композитора и органиста  Фридриха Цахау. Под его руководством Гендель за три года научился свободно играть на скрипке, гобое и клавесине. Однако, вопрос о музыкальной карьере по-прежнему перед ним не стоял. В 1697 г., по окончании гимназии, Гендель, исполняя волю отца, поступил на юридический факультет Галльского университета и в то же время получил место органиста в городском реформаторском соборе. Он преподавал пение в гимназии, имел частных учеников и постоянно сочинял мотеты, кантаты, хоралы, псалмы и музыку для органа. Позже Гендель вспоминал: «Я в то время писал как дьявол».

В 1703 г. Гендель переехал в вольный город Гамбург и устроился скрипачом в местный оперный театр. Вскоре он заявил о себе как композитор. В январе 1705 г. была поставлена его первая опера «Альмира», а в феврале того же года вторая – «Нерон». К несчастью, местная опера  вскоре потерпела банкротство, и в 1706 г. Гендель переехал в Италию. В следующем году во Флоренции была поставлена его первая итальянская опера «Родриго». Перебравшись затем в Венецию, он ставит здесь другую свою оперу «Агриппина» (1709). Венецианцам она пришлась очень по душе. Один из очевидцев сообщает: «Зрителей можно было принять за сумасшедших. Раздавались возгласы, крики: "Да здравствует дорогой саксонец!" и неподдающиеся пересказу экстравагантности. Величие генделевского стиля поразило  их, как громом». Опера шла двадцать семь раз подряд, неизменно собирая полные залы, что было неслыханным событием в театральной практике Венеции.  Но вскоре Гендель понял, что рассчитывать на прочный успех в Италии ему не приходиться. Местная публика привыкла к более легкой музыке и произведения приезжего маэстро казались ей «слишком немецкими».

В 1710 г. Гендель отправился в Лондон. И на этот раз он не обманулся в своих ожиданиях. Британская публика  тепло приняла его оперу «Ринальдо» (1711). Но особенную популярность принесла Генделю его церемониально-торжественная музыка. Написанный им монументальный «Те Деум» был исполнен в июле 1713 г. в соборе св. Павла во время торжеств по случаю подписания Утрехтского мира.

Композитор решил навсегда остаться в Англии. До 1720 г. он находился на службе  у старого герцога Чандоса. Затем при его участии было создано театрально-коммерческое предприятие «Королевская академия музыки». В течение следующих двадцати лет Гендель фактически руководил академией, сочинял и ставил оперы, набирал или распускал труппу, работал с певцами, оркестрами, поэтами и импресарио. Он продолжает писать оперы, и тогда же пробует себя  в жанре оратории (оратория представляет собой композицию  для хоров, солистов и оркестра на библейский сюжет). В 1732 г. была поставлена первая его оратория «Эсфирь» (ранний ее вариант, называвшийся «Аман и Мардохей», был сыгран еще в 1720 г.). За ней последовали «Дебора» и «Аталия» (обе в 1733 г.). Все три произведения были встречены достаточно сдержанно. Еще хуже обстояли дела с операми Генделя. Большинство из них с треском провалились. Однако композитор с непоколебимым, чисто немецким упорством продолжал писать и ставить новые. Только в 1741 г., когда неудача постигла последнюю из них (и сороковую по счету!) «Деидамию», Гендель решил не перечить больше английским вкусам и посвятил себя сочинению ораторий.

В 1739 г. композитор создает  эпические полотна новых  ораторий: «Саул» и «Израиль в Египте», в 1742 г. ставит в Дублине «Мессию», а в 1743 г. в Лондоне – «Самсона» (на стихи одноименной драматической поэмы Мильтона). «Самсон» был с восторгом встречен публикой и имел долгий, непреходящий успех. Казалось, британцы признали его гений. Но следующие оратории Генделя»: «Семела» (1743), «Иосиф» (1743), «Геркулес» (1744) и «Валтасар» (1744), -  не произвели на публику особенного впечатления. Только в 1746 г., когда  появился «Иуда Маккавей», имя Генделя вновь оказалось на устах у всех поклонников музыки. Особенный успех имел он у буржуазной публики. Благодаря ее поддержке, с 1748 г. все музыкальные постановки и концерты Генделя неизменно собирали полные залы.

«САМСОН». Первая часть оратории изобилует драматическими контрастами. В ней представляются  основные герои произведения, каждый из которых получает очень рельефную, портретную музыкальную характеристику. На редкость сильное впечатление  производит исполненная глубокой скорби ария Самсона. Лишенный силы, сраженный слепотой герой изливает в ней свои горестные чувства. С первых звуков  воцаряется трагическое настроение, которое, однако, передается с обычно присущей  музыке Генделя суровой сдержанностью. Вслед за арией Самсона звучит хор израильтян: народ обращается к Богу с мольбой о спасении. Во второй части  возникают сольные номера, характеризующие филистимлян. Полна  изящества и обаяния  ария Далилы с хором.  Сложный, капризный ритмический рисунок, вкрадчивые, словно уговаривающие интонации  помогают передать в музыке коварство  и вместе с тем обаяние  жены Самсона, предавшей мужа и вновь пытающейся вернуть его любовь. Наконец, в третьей части развитие событий  приобретает еще большую остроту, наступает  кульминация драмы и ее развязка – сцена разрушения Самсоном храма и его гибели вместе с филистимлянами.  Это оркестровый эпизод, музыка которого столь динамична и изобразительна, что почти восполняет отсутствие сценического действия.  Низвергающиеся бурные потоки, напряженный пунктирный ритм – все рисует постигающую филистимлян катастрофу, их отчаяние и страх. Следующий затем  хор филистимлян построен на том  же музыкальном материале. Короткие, полные ужаса  фразы-восклицания в разных хоровых партиях звучат на фоне  драматической острой темы, и возникает ощущение непрерывного  музыкального развития. Завершается оратория  арией Михи  и хором израильтян  - это горестный плач о герое, погибшем, но спасшим свой народ. Постепенно траурный марш  превращается в гимн, прославляющем подвиг Самсона.

«ИУДА МАККАВЕЙ». Одна из лучших ораторий Генделя. Уже вступительный хор – «плач по Сиону» раскрывает ощущение беспредельной скорби, мрачного отчаяния в таком сгущенном виде, в таком массовом  масштабе, с такой силой непосредственности, какую нечасто увидишь в мировой  музыкальной литературе. На фоне настойчивых «долбящих» аккордов оркестра ширится, развертываясь и захватывая постепенно весь хор, заунывный жалобный вопль. (И тот же хоровой коллектив далее, в начале второго действия, совершенно преображается, пылает неудержимым гневом, дает картину  такого мощного стихийного напора, что может стать в ряд с лучшими образцами мирового симфонизма). На протяжении первых четырех номеров  происходит оплакивание погибшего вождя, раскрывается картина скорби и мучений иудейского народа, порабощенного жестокими завоевателями. Затем начинается обратный процесс – нагнетание бодрости, поиски выхода из создавшегося невыносимого положения. В последнем разделе первого акта иудеи, вдохновленные Иудой,  охвачены боевым духом и вместе молят Господа даровать им победу.

Вслед за "Макквеем" Гендель создает оратории: «Александр Балса»  (1747), «Иисус Навин» (1747), «Соломон» (1748), «Сусанна» (1748), «Феодора» (1749), «Иефай» (1751). Внешне оратории  состоят из отдельных номеров, и каждый из них является  либо выражением большого чувства, либо картиной какого-либо события. Рельефность музыкальных образов подчеркивается резкими контрастами, крупными планами, монументальность замысла. Главенствующую роль играют хоры. Богатство  хорового стиля композитора, многообразие  его хоров  потрясает. Их  эмоциональное содержание различно, но все же доминируют номера, ярко выражающие большие, мощные чувства.  Особое значение приобретают хоровые фуги. Среди них встречаются торжественные, героические, с виртуозными партиями, требовавшими  большого мастерства от исполнителей.  Партия оркестра  то идет в унисон с вокальными голосами, то создает изобразительный фон к ним.  Композитор часто словно рисовал  в  своей музыке звуковые «иллюстрации» к тесту – и к отдельным фразам, и к целым, наиболее красочным эпизодам.


В 1751 г. Гендель начал быстро слепнуть и после трех неудачных операций в 1753 г. совершенно лишился зрения. Он больше не писал музыки, но продолжал концертную деятельность. Умер Гендель в апреле 1759 г. Его европейская слава стала разрастаться сразу после смерти. Правда, в эпоху романтизма она несколько потускнела, но к концу XIX столетия заблистала с новой силой.

Барокко  http://proza.ru/2023/01/24/220