Командировка на границу

Юрий Вшивцев
—Ты поедешь в Венгрию? - спросила нарядчица.
—Куда-а-а? - я не верил своим ушам.
—В Венгрию, - поняв моё недоверие, улыбнулась женщина.
—У меня денег не хватит, чтобы турпутёвку оплатить.
—Какая турпутёвка? Служебная командировка.
—Подробнее можно? - я всё ещё не верил заманчивому предложению.
—Есть приказ сформировать состав на советско-венгерскую границу. А там, как пограничники скажут, так и будет...
В марте 1990 года начинался вывод советских войск из стран Восточной Европы: Венгрии, Чехии и Польши. Со всех концов России на границу направлялись эшелоны. На пограничных станциях они встречали войска и развозили по российским гарнизонам. Не обошла эта участь и наш резерв проводников.

...Десять пассажирских вагонов порожняком покатились в Закарпатье. За пять дней мы увидели все «прелести» погоды. Вятская земля провожала нас обильным снегопадом и 10-градусным морозом. Татарстан сопроводил мерзким моросящим дождем. Пенза открыла нам яркое весеннее солнце и радостные лица горожан. По Украине промчались на высокой скорости, не забыв заглянуть в холодный Конотоп, сверкающий куполами Киев и загадочный Львов. Дальше мы окунулись в Карпаты.
Зеленые луга, горные леса, многочисленные бурные реки, чистейший воздух... Мы ехали с открытыми окнами и не могли надышаться этой свежестью, насытиться великолепными пейзажами, пением птиц, рёвом водопадов. Мы даже бросили курить, чтобы не спугнуть первозданную красоту Карпатских гор. Извилистая колея вела в облака. Там, за облаками — перевал и самая высокогорная железнодорожная станция. Потом - снова вниз. Притормаживая на кривых участках, поезд спустился к советско-венгерской границе. Здесь уже лето владело природой. Хотя на календаре была ещё вторая половина марта.
Мукачево, Берегово, Чоп, Ужгород — если писать о каждом городе отдельно, то не хватит и большой толстой тетради. Узкие старинные улочки, имеющие свою неповторимую историю. Дома — сказки, являющиеся непризнанными памятниками народного зодчества. Столица Закарпатской области - небольшой, но очень красивый город Ужгород сочетает в себе две разные эпохи. Современные кварталы многоэтажек соседствуют с уникальными национальными переулками и улицами. Вот — немецкий квартал, дальше — украинская улочка, чешский переулок, венгерские магазинчики. Нигде, ни в одном городе Советского Союза такого не встретишь!
Наш состав заночевал в Ужгороде у туристического вокзала. Утром приехали представители военной комендатуры. Они дали понять, что заграница нам не светит. Не имеем права выезда. Вместо нас в Венгрию отправлялись местные проводники. Немного поскандалив, мы всё-таки сдали свои вагоны ужгородцам под опись и покинули родной состав. С комендантом не поспоришь — себе дороже выйдет.
Пока наш поезд колесил по дорогам Венгрии, мы гуляли по Закарпатью. Ночевали в  гостинице за счет Министерства Обороны СССР. Три дня пролетели, как один миг. На четвертую ночь начали прибывать эшелоны из Венгрии. Первым пришёл мой вагон. И не один. Несколько десятков платформ с «КАМАЗами», «ЗИЛами», «УРАЛами» тащились хвостом за пассажирским вагоном. Пятьдесят солдат и офицеров за трое суток успели так загрязнить вагон, что открытые окна не успевали выветривать запахи пота, перегара и чего-то кислого. Последнее купе превратилось в склад продовольствия: хлеб с тмином, консервы, пачки галет, коробки с чаем. В рундуке я нашёл венгерскую водку. Кстати, изумительная вещь! Удалось попробовать — офицеры угостили.
В то же утро мы отправились обратно в Россию. Надо отметить, что в Западной Украине в том году активизировались антироссийские настроения местного населения. Пьяные националисты могли позволить себе любые самые мерзкие выходки. На одной из станции Львовской области несколько отморозков совершили нападение на часового, охранявшего технику на платформах. Избив солдата-срочника лицом о борт платформы, молодчики беспрепятственно похитили фары от автомобилей, запасные колёса и  ещё кое-что по мелочам.
Действовали сволочи быстро и слаженно. Ночная мгла помогала налетчикам. Они успели скрыться, пока часовой пришёл в себя. Он поднялся в вагон, старательно закрывая лицо ладонью. От внимательного взгляда командира подобное не скроешь. Начальник эшелона дал команду выдать патроны всем часовым, но стрелять по нападавшим почему-то запретил.
Главную пассажирскую станцию Киева наш эшелон проследовал без остановки на малой скорости. Люди с перрона удивленными глазами разглядывали поезд. А наши  бойцы стояли на платформах с автоматами наперевес и зло смотрели в сторону перрона...