Почему мы унижаемся?

Александр Клюшников
Я думаю, что причина этому одна – излишнее влияние либеральной парадигмы на идеологическом и информационном поле нашей страны. И это не случайно – ещё с начала петровских времён нас приучали преклоняться перед всем западным. Затем были небольшие перерывы – под воздействием патриотического порыва в период начала первой мировой (когда даже Санкт-Петербург переименовали в Петроград), и период правления Сталина (но и там, так как господствовала марксистск-ленинская философия, сохранялся примат западного влияния – ведь марксизм придумали не мы…). После смерти Сталина преклонение перед Западом стало тотальным. Вспомните песню Бутусова «Гуд бай Америка, нас так долго учили любить твои запретные плоды». Их превосходство в производстве ширпотреба привело к тому, что нашей промышленности была поставлена задача тупо копировать западные достижения в этой сфере, что только усугубило ситуацию, поставив нас в позу вечного догоняющего. Соответственно, такое положение дел дало новую возможность западным идеологам и советологам говорить о «неэффективности» советского государства. Одновременно обычный гражданин не видел и не мог видеть тех отраслей (в силу их закрытости или масштабности), в которых мы превосходили и обгоняли Запад, что лило дополнительную воду на чужую мельницу идеологической войны, как бы подтверждая «правоту» западных «голосов» и внутренних критиков советской власти.
Одновременно, как я понимаю, внутри партийной и советской бюрократии зрело недовольство своим положением – несоответствием имеющихся возможностей материальному положению – особенно по сравнению с аналогичными западными чиновниками и государственными деятелями, постепенно перерастающее в жажду деятельности. Что, в конце концов, и привело к перестройке.

Народ всё это время, как, впрочем, всегда и везде – был не более чем объектом манипуляций. От него ничего не зависело. Он попался в ловушку вложенных в его голову смыслов и ценностей, будучи неспособен к их критической оценке. И его в итоге просто цинично «попользовали».
И только в последнее десятилетие пошёл откат – когда оказалось, что реальность слишком сильно не соответствует словам, делам, и вообще всей нарисованной СМИ картине мира. Ведь никто не может тотально лгать бесконечно долго. То есть мы сполна хлебнули либеральных ценностей, и оказалось, что в большинстве своём по вкусу они больше напоминают ….. кое-что нехорошее :) Началась массовая переоценка устоявшихся представлений. Маятник пошёл в другую сторону - правда, боюсь, что в своём движении этот маятник быстро запишет в плохое и те здравые и полезные идеи, которые есть в либерализме, уйдя опять в максимализм, только в другую сторону.

Вот в этом то и есть причина, на мой взгляд, происходящего – оно обусловлено тем, что либеральная картина мира осталась сегодня в единственном числе, все остальные представления и теории практически сошли со сцены по разным причинам. Либерализм остался последним, что и позволяет его апологетам говорить о «конце истории» и «окончательной победе и безальтернативности либерализма». Имея же в порождаемой им картине мира встроенные элементы представлений о превосходстве Запада, как само собой разумеющемся положении вещей, оно вполне естественно приводит к невольному преклонению перед Западом всех, так как сегодня все в той или иной мере либералы, разделяя, пусть в разной мере, но хоть какие-то либеральные ценности, точно.

И потому либеральная картина мира присутствует на нашем внутреннем идеологическом поле тотально. Внутри неё находятся даже российские патриоты и государственники, что уж говорить о других.
Вот так и получается то, что мы сегодня имеем.

Единственная надежда на то, что история человечества не окончена, а значит – рано или поздно появится теория, в которую либерализм будет входить на правах частного случая, что поставит ему природные ограничители в применении, и это позволит ограничить имеющиеся злоупотребления правами и свободами, так распространённые сегодня, гармонизируя общество. Попутно ликвидировав имеющуюся «монополию Запада на истину».