Бизнес и власть

Александр Клюшников
Если проанализировать страны мира по двум параметрам – какая элита у власти и каково экономическое положение страны, то мы увидим, что страны выстраиваются по следующей линейке – на первом месте оказываются те страны, где правит бизнес, на втором – военные (военная аристократия), на третьем – бюрократия.
Нужно отметить, что правление как бизнеса, так и военных часто завуалировано, так в Чили официально правят не военные, так как генерал Пиночет официально передал власть демократически избранному правительству, но в реальности все рычаги власти остались у них. В Китае так же, на первый взгляд, правят не военные, но глава государства носит у них звание главы Высшего Военного Совета, что является аналогом звания в СССР Генерального Секретаря партии (Китай, правда, не совсем «чистый» пример, так как идущие там процессы вполне могут в ближайшем будущем вывести на первое место буржуазию. Кроме того, военные там не являются потомственной аристократией, может быть только «пока». По сути, там вся устойчивость власти держится на превентивной передаче власти, что и обеспечивает преемственность курса и стабильность.). В Турции тоже вроде бы демократия, но военные не раз показывали там, у кого реальная власть, отменяя результаты выборов, вмешиваясь и нормализуя ситуацию сразу, как только происходил откат от генеральной линии на светское государство, принятой ещё Ататюрком, так что можно предположить, что и в остальных вопросах их мнение является решающим.
В США власть бизнеса так же спрятана за занавесом демократии, как и в Германии, и в остальных странах Запада.
У нас, так же как во многих странах Африки и Азии – у власти бюрократия.

Взаимоотношения бизнеса и власти всегда и во все времена были, пожалуй, едва ли не самыми важными во внутренней и внешней деятельности государств. Особенно это стало явственно выступать на передний план политики во времена развитого капитализма, в связи с чем стали появляться многочисленные теории о «отмирании государства» в контексте глобализации. Не останавливаясь на этой теме, констатируем лишь одно – эта тема животрепещуща и важна для любого современного государства, и даже более того – именно от этого взаимодействия, его эффективности, сегодня прямо зависит не только то, какое положение страна будет занимать на международной арене, но и само его существование. За примерами далеко ходить не надо – ведущие экономики мира являются реальными хозяевами планеты с начала первой промышленной революции. И потому все войны, политическое противостояние всегда имеют своей глубинной причиной чисто экономические интересы, что бы не говорили политики публично, и как бы не оправдывали свои действия.
Внутренняя же эффективность экономики, в первую очередь, зависит от качества взаимодействия бизнеса и власти, что подразумевает под собой весь комплекс: от создания благоприятных условий для ведения бизнеса и стимулирования его развития в нужном направлении до защиты его интересов за рубежом. Это и коррупционная составляющая, и основы власти.
Так, если в западных странах в результате буржуазных революций к власти, соответственно, пришла буржуазия, и именно она с тех пор и является основным политическим актором, то у нас это не так. Наша революция, названная «перестройкой» носила характер бюрократической революции, и была произведена, естественно, в интересах бюрократии, что и предопределяет особенности нашей политической системы и взаимоотношений бизнеса и власти в нашей стране. Именно в этом корень отличий нас от Запада. Потому там и с коррупцией успешно борются – там есть независимые от бюрократии силы, стоящие над ней, те, кто контролирует бюрократию – буржуазия в лице её крупнейших и влиятельнейших представителей. У нас не так, у нас бюрократию контролирует сама бюрократия, так как именно она является высшим классом, буржуазия под ней, и потому у нас всё наоборот – для того, чтобы иметь возможность вести бизнес, особенно крупный, нужно иметь политическое прикрытие в виде достаточно мощной, в зависимости от ранга бизнеса, для этого фигуры из исполнительной власти.