Суета вокруг Кота. Часть 18

Генрих Васильев
      Дорога  от  вокзала,  до отдела милиции вместо  сорока  минут  заняла около часа. Автомобильная пробка, образовавшаяся напротив знаменитой питерской тюрьмы «Кресты», отняла минут двадцать драгоценного времени.
-  Резвый,  ты в «Крестах»  когда-нибудь  сидел?  –  начал давить  на  психику  Дмитрий,  ожидая пока впереди стоящие автомобилисты, разберутся в сложившейся на дороге ситуации.
- Нет! И надеюсь, не буду. – раздраженно ответил тот , разглядывая через окно  тюремные стены.
- Это ты  зря так думаешь. В нашей стране, как известно, от тюрьмы зарекаться не принято. 
- А, сам-то ты не боишься туда попасть? – в свою очередь спросил Резвый. – Насколько я знаю, там  и ментовские камеры есть.
-Боюсь. Только, я бы на твоем месте подумал, может явку с повинной написать следует. Глядишь, суд скостит тебе  год, другой. Все ж меньше сидеть придется…
- На явку, вы кого-нибудь другого разводите. Я же  с  вами без адвоката общаться не стану.
 «Совсем  плохи  наши  дела.» - подумал Лис, поняв,  что  адвокат  посоветовал   никаких показаний ментам не давать. 
    Приехав  в  отдел,  Дима  попросил друзей, поместить  задержанных в разные камеры.
- И этого тоже ? – спросил Антон, имея ввиду Виктора.
- А он,  у нас, особенный что ли ? Загружал фортепьяно в машину, так пусть теперь отвечает! 
- Как знаешь, – пожал плечами Проктолог, поняв, что Лис что-то задумал.
   Пока Билл с Проктологом,  водворяли  задержанных  в  камеры,  Дима отозвав  дежурного по отделу в сторону, начал краткий инструктаж.
- Если  будут звонить и интересоваться,  не был ли к  нам доставлен  Ситников, то скажешь, что  такого у нас нет.
- А, кто должен позвонить? – настороженно почесав за ухом, поинтересовался Вася.
-Ну, например, дежурный по соседнему отделу или звонивший представится адвокатом… Может быть, вообще, никто не позвонит вовсе.
- А, это законно? – снова спросил Вася, которому идея начала не нравиться.
- Не совсем конечно, но и  нарушения  особого нет. Ты же не видишь, с кем по телефону разговариваешь. Может быть, это и  не  адвокат  вовсе,  а  только лицо выдающее  себя  за  него. – успокоил дежурного он. – Мне  нужно  выиграть, хотя бы, час…А потом, говори правду, если хочешь.
- А Виктора-то  зачем в камеру сажаете?   
- В воспитательных целях, чтоб пил меньше. Скажи, начальник на месте?
- Нет, он на совещание в РУВД уехал.
- Тем лучше, – удовлетворенно кивнул Лис, посчитав инструктаж законченным.
      Поднявшись на  второй этаж, он направился к дознавателю Лаптеву.
  Георгий Юрьевич  Лаптев    пришел  в   милицию  четыре  года  назад , перед этим отработав два года учителем физики  в  школе. Окончив  педагогический   институт   и  получив  распределение  в  школу, он  за  два года работы понял, что нынешнему подрастающему поколению физика была не нужна. Поэтому, чтобы не мучиться самому и не мучить подростков, он  уволился из школы  и  поступил  в милицию, о чем в последнее время начал сильно жалеть.
  Открыв  дверь кабинета,  Дима  увидел , что  Георгий сидя за письменным столом что-то сосредоточенно пишет. «Обвинительный акт», кажется. 
- Дело в суд сдаешь? – вместо приветствия начал Лис.
- Ага,  –  кивнул  Жора. – С такими  материалами,  сам скоро на скамью сядешь. Что не дело, то полная лажа! Муж жене, во время ссоры, «убью» сказал. Прокурор угрозу убийством в его действиях усмотрел. Кому такие показатели нужны,  ума  не  приложу? А ты что, опять  какой-нибудь материал на возбуждение приволок?
- Нет, у меня к тебе совсем другая просьба будет. – успокоил его Лис. 
    Причина  вечно   испорченного   настроения  Лаптева  была  всегда  одна  и та же. Большой некомплект в милиции , а  в частности   в  дознании , привел  к  тому,  что вместо четырех, положенных по штату в отделе  дознавателей , Лаптев был один. В результате,  ему  приходилось  вести  одновременно  до  тридцати  уголовных дел, срок  производства  по которым , согласно закону, исчислялся двадцатью пятью сутками. То есть на каждое дело он имел меньше одного дня! В сроки он, само собой,  не укладывался,  за что  часто  бывал  на   ковре  у  начальника  отдела  дознания  и прокурора района. Каждое новое  дело , Лаптев воспринимал болезненно.
- Что у тебя еще случилось? – без особого интереса спросил он.
- Мне надо, чтобы ты сыграл роль адвоката. – пояснил Лис.
- Какого еще адвоката? – удивился Жора. – Что-то я ничего понять не могу.
- Нами  задержан  Ситников  Михаил  Юрьевич,  который участвовал в краже рояля  у Листроповича. Сознаваться он почему-то не хочет? Совести,  наверное, нет совсем? Более того, он настолько обнаглел, что даже адвоката к себе вызвал!
- Ну, а я-то здесь причем? – снова не понял Лаптев.
- Его адвокат сейчас занят и  приехать не  может.  Вместо  себя  он  обещал  прислать  своего помощника. Вот я и хочу, чтобы этим помощником был ты.
- Ты, что с ума сошел? Знаешь, что за такое бывает? –  удивился Жора.  –  Я,  лично,  в тюрьму еще не хочу, да и тебе не советую.
- Помнишь фоторобот, который нам раздавали по краже? 
- Помню. Мы еще смеялись, что он на Кота похож.  А, что случилось-то ?
- То, что там, действительно, изображен  Кот.
- Да, ну! Не может этого быть. – не поверил Жора.
- Я  тебе  честно   говорю.   Хочешь ,  можешь  сам  у него спросить , если  мне  не веришь. Я боюсь если мы сейчас, не расколем  Ситникова, то рано или поздно, Витьку могут арестовать.
- А если, сюда настоящий адвокат придет? Что тогда будем делать? – насторожился Лаптев.
- Час у нас есть. Настоящий адвокат  сначала  будет  искать его  в  другом отделе.  Так что, пока он разберется, что к чему, ты уже успеешь пообщаться с задержанным.
-И как ты это себе представляешь?
- Все очень просто. Одеваешься, берешь для солидности свой дипломат и через  две  минуты  спускаешься  в  дежурную  часть. Вася уже в курсе.  Ситникову скажешь , что тебя прислал Семен Моисеевич. – коротко изложил свой план Дмитрий.
-Не  нравится ,  если честно, мне эта идея. – озадачено произнес Жора, вставая из-за стола.  –  Но если нет другого выхода, давай попробуем.
  Через две минуты,  спустившись вниз, дознаватель Лаптев вальяжно вошел в дежурную часть.
- Здравствуйте , у вас находится гражданин Ситников Михаил Юрьевич? – громко спросил он.
- У нас. А вы собственно кто  будете? – спросил Вася, делая вид, что видит Жорика в первый раз.
- Я его адвокат, Федор Иванович Фридман. 
- Можно взглянуть на ваши документы. – попросил  дежурный, заметив, что  через решетку  камеры их разговор внимательно слушает Резвый.          
-Пожалуйста. – протянул дежурному свое милицейское удостоверение Лаптев.
  Взяв в руки  удостоверение,  Вася  раскрыл его и для вида начал сравнивать фотографию в ксиве  с оригиналом.
- Фридман Федор Иванович , адвокат. – прочитал Вася непонятно откуда, так как в удостоверении  значились совсем другие данные. – А ордер у вас есть?
- Если это понадобится следователю, то выпишу. Но вы все равно не можете лишать гражданина права  на  его  защиту.  Я  буду  жаловаться  прокурору! – жестко заявил он дежурному. – У вас могут быть  большие  неприятности, если вы не позволите мне  пообщаться с клиентом.  А  так  же  я хочу знать,  за что и кем он был задержан?
- Хорошо…Хорошо… Только успокойтесь пожалуйста. – сделал  испуганный  вид  Вася. – Пообщаетесь  вы со своим клиентом. За что он  был  задержан,  я  и  сам  толком  не  знаю. Согласно рапорта, его и еще одного гражданина, который сидит в соседней с ним  камере, задержал участковый Лисовой Дмитрий Константинович, за  кражу  какого-то фортепьяно. Если хотите, можете спросить участкового сами. Вон он у входа стоит.
- Вы будете,  Лисовой Дмитрий Константинович? – спросил Жора, повернувшись  к Лису.
- Да, я .- ответил Дима.
- Мне  надо с вами поговорить. Я хочу знать, за что вы задержали гражданина Ситникова?
- Об этом вам лучше со следователем поговорить, которого мы уже вызвали. –  начал для приличия упираться Лис.
-То есть вы отказываетесь объяснить мне причину его задержания?
- Вы неправильно меня поняли. – произнес Дима, делая вид, что он так же  как  и  дежурный испугался напора адвоката. – Давайте пройдем на улицу, там и поговорим, если у вас  есть такое желание.
  Выйдя на свежий воздух, друзья закурили.
- Ну и хватка у тебя, Борщевский с Падвой отдыхают. Переквалифицироваться не собираешься?
- Нет, нельзя с одной стороны  баррикады  на  другую переходить. Перебежчиков ни здесь, ни там не любят. Да  и  потом, совестью торговать не каждый  сможет. Если в милиции служат  по  убеждению  и  за нищую зарплату, то в коллегии просто деньги зарабатывают. Они и Чекатило, если понадобится, безвинной овечкой выставят.
- Нам, с Котом, тоже эти  защитники не нравятся. – согласился Дима. - Придут, скандал устроят, обвинят  во всех тяжких. Потом сидишь и думаешь, чего это мы к парню пристали? Ну,  ударил  он  женщину  по  голове, серьги с мясом из ушей вырвал, так это случайность.  В целом-то  человек хороший, зачем ему руки  крутить  и   жизнь тюрьмой портить?
- Да, черт с этими адвокатами! Скажи, лучше, вы, действительно,  следователя  сюда  вызвали? – вернулся к теме Георгий. – И что Кот в камере делает?
- Никакого  следователя  мы   не   вызывали.   Рано   еще!  А   Котов  наш  последний  шанс. Если у тебя ничего не получится,   разыграем    между   ними   очную   ставку.  Правда, на это надежды  практически нет никакой.   «Резвый»   калач  тертый,  срок  на  себя вешать  не будет.
-Об очной ставке можешь забыть сразу. У нас времени  на это не хватит. –  озабочено произнес Лаптев. – Да и вообще, сразу после моей с ним беседы, Ситникова  придется  отпустить. Причем, независимо от результатов этой беседы. Иначе нам самим понадобится адвокат.
-Хорошо,   –  сдался Дима, понимая, что тот прав.  – Пошли доигрывать спектакль до конца, а то клиент заждался.
 Зайдя  обратно  в  дежурную  часть,   Дима   подошел   к   камере,   где   содержался «Резвый».
- К вам адвокат прибыл. – недовольно сказал он, открывая тяжелую металлическую дверь.
- Наконец-то, а то я  засиделся  в этих застенках, –  раздраженно произнес  Ситников, ожидавшему его адвокату.   - Насколько я понял,  вас  Семен Моисеевич прислал? 
- Да. Он сейчас в суде, поэтому сам прибыть не может.   Если не ошибаюсь, вы и есть тот важный клиент, чьи интересы я должен  здесь защищать? 
- Совершенно верно. Я уже начал было волноваться, что вы  нескоро приедете.  Мне эти козлы  не тот номер отдела назвали. – начал возмущаться задержанный.
- Не волнуйтесь, пожалуйста.  Сейчас  во  всем  разберемся.  –  стал  успокаивать  его Лаптев. – Именно для того я сюда и приехал, чтобы все по закону было.
- Меня уже  часа  два  как  задержали.  Ничего  толком  не  объясняют,  позвонить  не дают. Совсем обнаглели! – продолжал заводиться Резвый.
- Извините, – обратился Лаптев к дежурному. – Где я  могу  пообщаться, с клиентом?
- Дима, проводи их в класс службы. Там сейчас все равно никого нет, – распорядился  дежурный. – Только сам у входа постой, чтоб задержанный никуда не сбежал.   
- Да не убегу я никуда! – заверил дежурного Ситников. -У вас все равно  на меня ничего нет, скоро сами выпустите.
   Проводив  Резвого с Лаптевым  в  класс  службы,  Дима  закрыл за ними дверь.
« На всякий случай! Чтоб им,  никто не помешал.» 
  Прильнув ухом к дверному косяку, он услышал первые слова Жорика:
- Михаил Юрьевич, надеюсь, вы понимаете, что адвокату, как врачу, надо говорить только правду?  Это в ваших же интересах.
- Конечно, что я маленький что ли? – согласился с ним тот.
     Убедившись, что линия разговора выбрана правильно, Лис перестал подслушивать и пошел освобождать Кота. 
 - Можешь выходить, – произнес он, открывая дверь Витиной камеры.
- Что Ситников, уже сознался во всем? – удивился Кот, выходя на свободу.
- С ним сейчас Лаптев  работает. Думаю,  через  десять- пятнадцать  минут  мы  узнаем результат их беседы.
   Во дворе отдела милиции  послышался звук останавливающейся машины.
- Кажется, проверка из  главка приехала, –  предположил Вася, наблюдая в окно за происходящим на улице. -Опять выполнение плана  по  подготовке  к  трехсотлетию  города  проверять будут.  Через день ездят, никому покоя не дают…
  Из пассажирских дверей машины вышли двое мужчин в гражданской одежде. 
- Не очень они  похожи на проверяющих. – заметил Кот, рассматривая приехавших.– Да и водитель в машине остался.  Значит, долго они здесь  задерживаться не собираются.
 Пока  высказывались  различные  предположения,  кто  и  зачем  к ним  пожаловал,  двое мужчин пересекли двор и вошли в здание отдела милиции.
-Добрый  день, – поздоровался один из них. - Управление собственной безопасности, оперуполномоченный капитан милиции  Дроздов. Как нам найти участкового Котова? 
- Это… я. –  немного растерявшись  произнес Виктор. - Чем могу быть вам полезен ?
- Если у вас есть при себе оружие то, пожалуйста, сдайте его дежурному. – попросил Дроздов.
-Я сегодня еще не вооружался. – пояснил Виктор, слегка дрожащим от волнения голосом. – А что, собственно, произошло?
-Вам надлежит  проехать с нами.  И еще, во избежание недоразумений,  мы наденем на вас наручники. Так нам будет спокойнее.
-Я, что арестован ? – удивился Кот, послушно протягивая руки вперед.
- Пока только задержаны, – пояснил опреативник, застегивая на участковом наручники.
- Задержан ? – снова не понял Кот. - За что?
-Это вам объяснят на месте…- не стал вдаваться в подробности тот.
  Кот посмотрел на своих товарищей грустным и прощальным взглядом.
- Скажите, куда вы его сейчас повезете? – спросил Вася  у  сотрудников  собственной безопасности.
- Мы доставим его к нам в отдел, на  улицу Жукова дом семь.   
  Достав из внутреннего  кармана  куртки,  ручку  и  небольшой  блокнот, опер быстро  что-то написал. Затем, вырвав лист, протянул его дежурному по отделу. 
-Это  телефон нашего дежурного, - пояснил он. – Если   вашего   товарища долго не будет, можете позвонить и узнать, что с ним. Что же касается причины его задержания, то я, честно  говоря, сам этого не  знаю. Мне  только  приказано  доставить  его  к  нам, где его ждет для допроса какой-то следователь.
- Спасибо и на этом. – поблагодарил Лис, поняв ,что  УСБешник  и  так им сказал  больше, чем имел на это право. 
          Проводив взглядом, вышедшего из отдела милиции, в сопровождении оперов, Кота, Вася вопросительно уставился на Дмитрия.
- Вы с Виктором  кажется  друзья, - начал расспрашивать он.  -   Может, объяснишь мне, за что его задержали?
-Мне-то, откуда знать? – раздраженно сказал Лис. – Может, это какая-то ошибка?
- Может и ошибка. – согласился Вася. – Только, что  мне  начальнику  доложить,  по данному поводу?
-Скажешь, что  Кота УСБ повязало. Причину задержания не назвали…