Стихия. Ураган 1998 г

Юлия Лобач
Вспомнилось, что бывает стихия накрывает не только зимой, но и жарким летом.
В год предыдущего кризиса 1998, а точнее ровно за месяц до того, как рухнула экономика, случилась такая история, что пошутила природа.

20 Июня 1998 года. Суббота. В городе который день стоит одуряющая влажная жара, когда хочется раздеться до костей.
Дышать нечем. Влажно. Воздух можно разливать по бутылкам.
Мы приехали к друзьям. Но как-то не очень нам гулялось. Все были если еще не совсем вареные, то тушеные в собственном соку. Под вечер воздух загустел абсолютно. Были открыты все окна и балконные двери, но ни дуновения. Кажется, часов около десяти мы услышали первые громовые раскаты. Я бы сказала, подбирался к нам ураган не торопясь.
Мы посидели еще некоторое время. Потом глухие непрекращающиеся раскаты грома и постоянно мелькающие где-то молнии стали давить на нервы. Поэтому мы сказали: "Ладно, ребята, мы поехали, а то, кажется, дождь собирается, не хочется под него попадать". Знали бы мы, какой собирается дождик. Ведь об этом не было даже объявлено даже как о кратковременных осадках.
Мы поехали. За рулем была я. Нас "накрыло", когда мы уже подъезжали к своему району. Около ВДНХ вдруг погасли все фонари. Когда мы были возле моста через Яузу, налетел шквал. Дождя еще не было. Пылища закрутилась вихрями, и в воздух поднялись довольно крупные предметы.
Ощущение было почти мистическое – тьма, и лучи фар, пробиваясь сквозь пыль, выхватывают то обломок доски, то газетный лист, который тут же уносится дальше. Гром грохочет почти не прекращаясь над самой головой. Молнии мелькают все ближе. Только бы в машину молния не попала.
Еще я успела удивиться, что вроде и выпила два бокала вина, а машину мотыляет так, что еле руль могу удержать. По машине барабанили доски и камни. На повороте к городку я увидела милиционера, который видимо пытался попасть в УАЗик, но не успел до первого шквала. Он двумя руками вцепился за ручки машины и было видно, что проблема удержаться дается ему с трудом. Ноги его почти отрывало от земли. Бедолага. Вот тут я поняла, что дело серьезное.
На наших глазах в считанные секунды ветер шутя поломал несколько деревьев, некоторые пополам. Другие выворотило с корнем. Поломанные ветки толщиной с руку, а то и ногу взрослого человека, продолжали жить своей жизнью. Их поднимало в воздух, носило и швыряло. Все это продолжалось считанные секунды – мы проехали метров 200-300. И тут хлынул дождь, даже не дождь, а поток воды, Ниагара (извините за банальность). Вода мгновенно наполнила улицу, превратив ее в реку. А темень, фонари нигде не горят, и видно только чуть чуть при свете фар.
Медленно продвигаясь по городку, мы подъехали к одной улице. Она была перекрыта упавшими деревьями. То там, то сям свисали порванные электрические провода, навевавшие нехорошие воспоминания о картинках, которые мы видели на уроках электробезопасности. Насколько я помню, там советовали возле упавшего провода прыгать на одной ножке, дабы избежать шагового напряжения. Интересно попробовать, тем более, что концы проводов утопали в воде.
Доплыв до стоянки, увидела ошалевшего охранника, который несся через ливень к нам и орал "Там не ставь машину, деревьями завалит!!!". Остановив машину посреди площадки, я повернулась к мужу, и не нашла ничего лучшего, как сказать "Ну надо же, а я зонтик забыла". "Какой тут к черту зонтик, - заорал он - пошли быстрей!". К этому моменту ветер стал поменьше, но дождь лил стеной.
Мы вынырнули наружу. Зонтик тут бы явно не помог. За считанные миллисекунды та минимальная одежда, которая присутствовала на мне как дань приличиям, промокла до самой последней нитки. Я ухватила руку Игоря, и мы пошли. Скажу честно, было очень темно, страшно, очень-очень мокро и холодно. Гроза шла над нами - громы и молнии громыхали и сверкали прямо над головой. Тьма была кромешная. Мы шли по щиколотку в воде, натыкаясь на поломанные деревья. Я вцепилась в мужнину руку. Меня трясло от холода (а от чего же еще). Больше всего я боялась тех самых электрических проводов в воде. Но повезло, видимо они были многократно порваны еще раньше и тока в тех, которые валялись тут, не было.
Обычно от стоянки до дома идти было минуты три, но мне кажется, мы шли гораздо дольше. Вбежав в подъезд, мы только и могли, что повторять минут пять подряд с каким-то непонятным восторгом: "Ну ни х… себе, вот это да!!!" Одежда была такая мокрая, как будто мы купались в реке. Переодевшись во все сухое, мы досматривали буйство стихий из окна.
Двор, улицы -  все было завалено сломанными деревьями. Толстенные стволы были, извините за банальность, переломаны как спички. Радовался только наш пес Чук, когда таскал многочисленные ветки в зубах.

Да, такого мы еще никогда не видели. Да и потом, синоптики, пугая народ возможностью урагана, повторяют одно и то же вот уже на протяжении многих лет "Возможно повторение урагана 1998 года".
На следующий день, мы узнали что " Ураган пронесся над Москвой в ночь с 20 на 21 июня 1998 года. Согласно сообщениям Гидрометцентра, скорость ветра в районе МГУ достигала 20 м/с. Однако характер разрушений в некоторых районах столицы говорил о том, что скорость шквалистого ветра местами была побольше вышеупомянутой. И этому есть объяснение - застройка Москвы. А именно: взаимное расположение зданий в нашем городе может препятствовать ветру одних направлений, но в то же время давать "дополнительный разгон" ветрам других направлений. Поэтому наибольшие повреждения в именно на широких проспектах и на углах больших, высоких зданий. Ураганом, пронесшимся над Москвой, было повалено несколько тысяч деревьев, повреждены линии электропередачи, кровли домов. Количество поврежденных машин никто не считал, так как они как обычно не застрахованы. Ветром поднимало и переворачивало "ракушки" вместе с машинами. Упало несколько сотен рекламных щитов. Несколько человек погибли. Упавшие деревья сломали несколько зубцов на Кремлевской стене, порывами ветра сломало крест на Новодевичьем монастыре".
Вот такие события описывали потом. Было много забавных фотографий, куда забрасывало машины – то на ракушку, то на другую машину
А мы-то гуляли под дождичком. И отделались легким испугом. Правда, друзья от которых мы уехали за пять минут до урагана, перепугались за нас не на шутку. Я догадалась позвонить не сразу.