Алмазный дым

Юлия Лобач
      Ахиллесова пята нередко укрыта в голове.

Кумop, Александр

 

В эпоху начала 1990х годов, вдруг советскому человеку разрешили зарабатывать деньги. Ах, какое это было время: время МММ и всяческих фондов. Все мечтали обогатиться быстро и много. Это время малиновых пиджаков и неизменных белых носков, символизирующих преуспевание их обладателя. Особым явлением на дорогах были мальчишки на иномарках вчера купившие права. Они были богаты. Определение Нового Русского – человек, который денег не считает, хамоват и ездит на  Мерседесе. Обычно из бандюков или близок к ним. 

Тема Новых Русских неисчерпаема, но сейчас не об этом. Главное, что дух халявы был разлит повсюду. У людей создавалось и старательно поддерживалась мысль, что чтобы стать немыслимо богатым, достаточно оказаться в нужное время в нужном месте. Частично это было, конечно, правда.

Деньги порой делались просто из воздуха. А остальные, которым не хваатло смелости оказаться первыми, жили мечтой на халяву. 

И сколько же миллионов моих соотечественников терпеливо отстаивали очереди, чтобы передать из своих потных ладошек свои кровные денежки жуликам всех мастей, начиная с лохотрнщиков возле метро, и заканчивая родным государством, которое накануне кризиса 98 г. построило ГКОшную пирамиду, которой МММ позавидовал. Горение глаз и дрожание рук в предчувствии золотой лихорадки никого не оставляли равнодушным.

О боже, какая борьба страстей, разыгрывалась возле шикарных офисов новоявленных Котов Базилио и Лис Алис! Сколько драм, трагедий и комедий видели мы после взрыва очередного мыльного пузыря. Толпы российских Буратино то гонялись за своими вчерашними благодетелями, то возносили их на пьедестал, как гениального жулика Мавроди, то с прежним энтузиазмом норовили их разорвать на тысячу маленьких Властелиночек. А я всё не переставала удивляться- есть ли предел глупости человеческой, ведь были же любители острых ощущений, которые успевали "отметиться" везде – и в МММ и в "Чаре" и в "Властелине". И в ГКО сыграть, и в ваучеры. Ничему их жизнь не учила. Справедливости ради надо сказать, что в этих играх можно было выиграть, но игрок как чекист должен обладать холодной головой и железными нервами. В пирамидных играх важно успеть оказаться в числе первых, которые как выставочные образцы получают всё обещанное и даже порой больше. А затем надо иметь силу воли и не дать затянуть зыбучим пескам азарта, и успеть выйти из игры в самый, казалось бы благоприятный момент. И еще надо обладать некоторой небрезгливостью, так как надо отдавать себе отчет, что полученные деньги - это деньги тех лохов ушастых, которые в этой пирамиде имели неосторожность угнездиться на нижних этажах.

Я в такие игры никогда не играла. Во-первых мне всегда лениво было стоять в очередях, во-вторых я в отличие от тех любителей манны небесной, в детстве любила читать и хорошо помню и "Приключения Буратино" и легендарного сына лейтенанта Шмидта. Можно над этим смеяться, можно удивляться человеческой природе, которая заставляет человека вновь и вновь наступать на одни и те же грабли, но факт остается фактом – такие люди были, есть и будут. И дело тут, мне кажется  в огромной тяге к чуду, к детским сказкам, где в конце концов у героя все складывается хорошо и он получает и жену умницу-красавицу и пол-королевства и заслуженную любовь своих подданных. Пообещайте человеку чудо – и он ваш.

 

Какое небо голубое. Тирь-ям, Тирь-ям, Тирь-ям

Мы не поклонники разбоя, Тирь-ям, Тирь-ям, Тирь-ям

На хвастуна (дурака или жадину) не нужен нож,

Ему немного подпоешь,

И делай с ним что хошь

 

 

Какое небо голубое. Тирь-ям, Тирь-ям, Тирь-ям

Живут на свете эти трое

Им слава Богу нет конца,

Как говориться зверь бежит

И прямо на ловца.

Какое небо голубое...

 
Бабушка - профессиональный игрок

Как я уже говорила, среди любителей поиграть в азартные игры, попадались всякие люди. Большинство это те, кого называют простым и обидным словом "лох". Однако были удивительные примеры очень трезвого поведения. Об одном случае мне рассказала коллега. У нее во время кризиса 1998 года, как и у всех, в банке зависли деньги.

Но она эти в то время училась на юридическом, получала второе образование. Поэтому в то время, когда основная масса людей томились в очередях и пытались набить морды сотрудникам банков, она рассудила здраво, и, используя полученные знания, пошла прямиком в суд. Когда она оформляла заявление, она встретила в суде старушку, божий одуванчик. И эта милая бабушка подбодрила ее: "Что, милая, переживаешь? Да не волнуйся ты, получишь ты свои деньги. Я вот и в МММ деньги клала, и в Властелину и еще во много фондов. Тут главное что? Как только чуть-чуть запахло жареным, надо ничего не ждать, а идти прямо в суд. Первым, кто подал заявления, деньги обычно отдают.  Тем, кто потом опомнится, и побегут в суд, денег обычно уже не хватает. Так что не волнуйся!"

Так и получилось. Коллега свои деньги получила полностью, остальные вкладчики этого банка получали свои деньги еще два года по пол-копейки в месяц. О старушке я и не беспокоюсь, уж она-то точно все свое получила сполна.

 
Романтическая история

Судьба играет человеком как в Тетрис, крутит его и вертит только для того, чтобы в итоге хорошо вставить

Никто не считал, сколько разочарований и трагедий принесли проходимцы из МММ и прочих фондов. Но, по крайней мере, я знаю одну счастливую историю, которая, может быть и  не произошла бы, не будь этих кидал.

История произошла с моей хорошей знакомой. Назовем ее З. Мы вместе учились в институте.

В это время беззаботной юности и свободы, у каждой девушки за время института бывали и романы, или образовывалась какая-нибудь любовь. Многие создавали и семьи. Но это никак не относилось к З.

В принципе, и в те годы, когда мы учились в институте, она была очень милая девушка. Но она была полновата и в очках. И еще – она всегда очень старательно училась.   Она была кремень – ни одного молодого человека в ее окружении замечено не было. Однажды мы даже поспорили на этот счет. Она с жаром убеждала меня, что семья и дети – не для нее, она будет двигать науку. Я высказывала мнение, что мол, никуда не денешься, влюбишься и женишься (имею ввиду выйдешь замуж). А поспорили мы не просто так, а на корыстный интерес  -  проигравший отдает видеотелефон. Тогда предполагалось, что скоро они появятся.

В период ажиотажа с вкладами МММ вихрь мгновенного обогащения подхватил и эту разумную во всех отношениях девушку. Она поддалась всеобщему настроению и вложила туда тысячу долларов. Притом, что эту тысячу она заняла, думая, что дело беспроигрышное. По тем временам тысяча долларов – это баснословные деньги. Умная девчонка, но вот охмурил ее Леня Голубков. Не успела она получить и первые проценты, как МММ с оглушительным шумом схлопнулся. Очереди, крики, слезы, нервы. Ситуация – не позавидуешь. Деньги-то заемные. Дело усугублялось тем, что она в это время была аспирантом с соответствующим уровнем дохода около 50 долларов в месяц. В этот момент на вечеринке у друзей она встречает молодого человека, который находится абсолютно в такой же ситуации, но  вложил он заемные деньги в "Чару". И они нашли друг друга. Общность ситуации породила взаимную симпатию. Да что долго объяснять, через некоторое время сыграли они свадьбу. Очень быстро у них появился мальчик, а потом… еще один мальчик. Молодой человек трудился научным сотрудником в исследовательском институте. Как оказалось, общность ситуации была и в том, что деньги они занимали у родственников. Родственники, видя такую семейную идиллию, а главное, поняв, что у этой семьи вряд ли в скором будущем появятся сверхдоходы, про долги постарались забыть.

Видеотелефон я тоже так и не получила. Но спасибо господину Мавроди, это он устроил семейное счастье моей подруги.

 
 
Алмазные копи Нигерии

 

Большая разница: быть рабом денег, которые у тебя есть, и денег, которых у тебя нет.

Кумop, Александр

Как ни смеялась я над лохами, которых ловят как щуку на золотой крючок, даже не удосужившись нанизать наживку, но зуд "золотой лихорадки" пришлось испытать и мне. Повторюсь – это было время, когда состояния порой появлялись из воздуха.

Мы все были как наивные Буратино, искали свое поле чудес. Веру в то, что где-то существует способ чудесного обогащения, подогревало то, что постоянно мы слышали о тех, кто это поле нашел, засеял и собрал урожай.

В тот год, а было это примерно 1994- 1995й, Игорь съездил на выставку в Дюссельдорф, где выступал там со своей лодкой Duseldorf Boat show. Координаты в каталог выставки дали наши домашние. И как-то раз я достала из почтового ящика письмо на английском языке, адресованное их фирме. Игорь распечатал и попросил меня прочесть, так как он понимал английский примерно как я немецкий, то есть свободно… но при наличии переводчика.  Прочитав, я мягко говоря удивилась. Письмо пришло из Нигерии. Речь шла о том, что в Нигерии проходил какой-то крупный спортивный праздник, чуть ли не чемпионат мира по футболу, или его часть. Осталось неосвоенными около двадцати пяти миллионов долларов. Чемпионат уже прошел, и у этих господ, близких к данному предприятию возникла идея, что было бы неплохо их прибрать к своим черным загребущим лапкам. Но для этого им нужна компания-партнер, желательно из страны, скажем так, не входящих в обычное правовое поле. С ней заключается договор, деньги уводятся из страны, на промежуточный счет, а затем направляются на счет, который они дадут. Нужна была страна, в которой царит бардак, и где деньги по-любому даже искать не будут. Россия для этих целей подходила как нельзя лучше. Кроме этого они писали, что нас им посоветовали как приличных людей. Они предлагали, что если мы поможем отмыть эти денежки, то треть будет наша. Кому я рассказывала эту историю года через три-четыре, говорили, что где-то читали о подобных авантюристах. И в их руки попадалось множество любителей халявы  из всех стран мира. А в то время я о таком, конечно, и слыхом не слыхивала. Мы с Игорем покрутили это письмо и так и сяк, проверили насчет чемпионата. Факт подтвердился. Чемпионат проходил.  Поделили мы двадцать пять на три. Получилась хорошая сумма. Приятная такая, для двух полуголодных, но молодых и полных мыслей о красивой жизни, людей. Недоверчиво посмеялись, но решили "А что, мы ничего не теряем, надо связаться с ними и выяснить в чем дело. А вдруг… Денег с нас не требуют, можно и поиграть". Написала я им осторожное письмо с просьбой уточнить детали. И закрутился казиношный диск. От письма к письму становилось все интереснее. Они со своей стороны проявляли осторожность и требовали гарантий. Мы обсуждали тонкости перехода денег со счета на счет и прочие мелкие детали. Постепенно мысли о золотом  дожде приобрели для нас более реальные очертания, стали ярче и красочней. "А вдруг" постепенно перешло в "А почему бы и нет…" Все было достаточно правдоподобно. Никак не могла я обнаружить подвоха. Денег с нас не просят, только дать хотят. Странно. Наконец, они попросили номер счета, на который надо перечислить деньги. Игра постепенно переставала в наших глазах быть игрой. Конечно, голос разума твердил "Так не бывает". Но дух Остапа Бендера, который жив в каждом из нас подначивал: "Не будь трусом, не упусти свой звездный час! К тому же сейчас мы ничего не теряем".

И тогда мы решили посоветоваться с опытными людьми, что же со всем этим делать? У Игоря был знакомый, который к тому времени долгое время вел бизнес и был весьма крут. Он возил шмотки из ЮАР, и в наших глазах был непререкаемым авторитетом и зубром международного бизнеса.

Помню, договорились мы встретиться у Сокола. Сидя в машине, Александр посмотрел письма, послушал нас. Мы, как пара наивных лемуров с широко открытыми и вечно удивленными глазами, с надеждой смотрели на него и ждали его приговора – лабуда все это, или нет. Александр вынес приговор: "Ребята, повезло вам. Не вы первые, не вы последние, чудеса встречаются, а особенно в Африке. Теперь надо вам решить, что со всем этим делать?" И тут нас проняло. Если такой опытный человек говорит, что это может быть, значит это правда. Приятная тяжесть миллионов легла на наши плечи. Надо сказать это сладостное ощущение – ощущение в того момента, что до сказочного богатства осталось только протянуть руку. По словам Александра, надо было не только эти миллионы получить, но и умудриться после этого остаться живым-здоровым. Он утверждал, что такие крупные перемещения денег обязательно привлекут внимание криминала. И нам маленьким ни за что их в руках не удержать. Расстаться придется не только с ними, но, пожалуй, с жизнью тоже. А вот этот поворот событий в наши планы никак не входил.  Но Александр "благородно" предложил свою помощь. За смешные проценты – "всего" половину от нашей суммы он обещал быстрое обеспечение документами на эмиграцию в Англию по бизнес программе. Из восьми миллионов половина  - Александру и его команде. Еще половина от оставшейся суммы инвестируется в английский бизнес. Остальным можем распоряжаться по своему усмотрению. Вариант развития был таков: после получения денег и перевода в место, указанного Александром, мы, едва сказав родным "до свидания", и не говоря куда мы денемся, исчезаем. Появляемся уже в Англии состоятельными людьми.  Тихо прожить пару лет, затем можно перетащить туда и родителей.

Мы взяли с Игорем тайм-аут на раздумье.  Но что тут думать, от такого шанса не отказываются. Ощущение было такое, как перед первым прыжком с парашютом, когда готов уже шагнуть, стоишь на краю, смотришь вниз и страшно, очень страшно. Так круто повернуть свою жизнь, решиться было нелегко.  Однако хитрое и богатое, не в пример нам, воображение рисовало особняк в богатом английском квартале, две машины в гараже, английские газоны. И все это – фон, а на переднем плане – мы  хорошие.  И мы сказали: "Будем прыгать". А там будь что будет.
Тогда у нас ничего не было. То есть вообще ничего, кроме того, что было на нас надето. Терять было нечего. (??)

Поверив в реальности того, что некий добрый мавр принесет нам денежки на блюдечке с голубой каемочкой, мы даже открыли оффшорную компанию. Место регистрации – штат Делавэр США.  Сообщили счет нашим друзьям из Нигерии, забронировали для них гостиницу, так как согласно нашим переговорам должны были присутствовать при всех денежных перемещениях, Сделав все, что было в наших силах, сели ожидать прихода миллионов. Все переговоры с нигерийцами проводила, конечно, я, так как Игорь английского не знал. Он осуществлял общее руководство процессом. Мы с нигерийцом практически подружились за время нашего общения. Еще бы – вместе собирались гробануть несчастное министерство спорта далекой Нигерии. Каюсь, особенных угрызений совести я не ощущала. Мой дружок как последний шаг перед отправкой денег, посылал мне по факсу решения министерства перечислить нам деньги "за инвентарь", еще кучу всяких бумаг, вплоть до подписанной директором банка, платежки. Меня лишь слегка удивило, почему это вдруг директор банка взялся подписывать платежки. Ну да ладно, сумма нешуточная, может так и положено. Пару дней бомбардировала свой банк запросами, не появились ли деньги?

И вдруг приходит из Нигерии сообщение: для того, чтобы перевести деньги, осталась лишь крошечная проблемка. Да и не проблемка, а так, досадная задержка. Банк требует перевести проценты за перевод денег. А у друга моего деньги все закончились, так как он слишком много истратил на взятки чиновникам.  И сумма-то ерундовая – 0.1% от суммы платежа. Каких-то  двадцать пять тысяч долларов просили перевести нас на счет в Европейском банке. Получатель счета – какой-то мистер имярек. Даже и деньги африканец обещал вернуть. Потом. Момент просьбы о переводе денег был выбран психологически безупречно. Казалось, займи на неделю деньги, которые тут же можно отдать с перевода. А миллионы – вот они, на расстоянии вытянутой руки. В глазах только доллары пляшут. Но не повезло мужику. Дело в том, что я уже пол-года была ответственная в нашей компании за иностранные платежи. И на всех этих процентах уже собаку съела. Я позвонила Игорю и рассказала о требовании наших "партнеров". Он вскинулся:

- Я сейчас займу, пошлем деньги…

- Подожди – отвечаю, - такого не бывает. Во-первых, сумма за перевод автоматически снимается с самой суммы платежа. А никак не переводится заранее на счет какого-то третьего банка. А тем более на другом континенте. И уж точно не на частное лицо. И наконец, сумма платежа определяется следующим образом: не менее фиксированной суммы, обычно это тридцать долларов (если сумма перевода маленькая), потом точно, какой-то процент от суммы перевода, НО НЕ БОЛЕЕ какой-то фиксированной суммы, максимум долларов сто или двести. Ну уж никак не двадцать пять тысяч. Это бред. Это та самая кидалова, которой мы все ждали.

В голосе Игоря прозвучала тоска

- А может быть все-таки это правда?

Нелегко расстаться с мечтой. Мне тоже безумно не хотелось развеивать алмазный дым. И все же голос разума на этот раз был достаточно крепок.

- Нет,  так не бывает.

- Ладно, позвони ему, поговори, что он тебе скажет.

Я набрала родной уже номер.

- Друг мой, - начала я – я не буду перечислять тебе деньги.

Возмущению нигерийца не было границ. Представляю, как исказилось его лицо. Хорошо, негры не краснеют.

- Как так, - истерически орал он, терзая мои уши ужасным английским – я истратил на взятки очень много денег, все свое состояние вложил в это предприятие, а ты сейчас не можешь послать какие-то проценты?! Почему??? Как ты можешь меня так подвести? Я не могу сейчас остановить сделку!!!

- Потому что ты жулик, друг мой – отвечала я ему.

- Кто жулик? Я жулик?

"Ну и я немного – подумала я – раз решила принять участие в этой авантюре"

- Да, ты супержулик – отвечала я, думая: "своих же друзей жуликов собираешься обворовать. Нехорошо".

И я ему изложила свои соображения насчет процентов, озвученные ранее Игорю.  Он помолчал, вздохнул, и горестно проговорил:

- Я истратил на тебя столько времени… Но почему??? Немцы платили, чехи платили, французы платили. Почти все платят. Почему ты платить не хочешь? Я знаю… Ты слишком умная женщина.

И завелся опять с прежним энтузиазмом:

- Слушай, ты очень умная. Мне как раз такие нужны. Приезжай ко мне в Нигерию. У меня есть вилла на берегу озера. Мы с тобой таких дел наделаем…

"Ой, думаю, какая идиллия. Прям гибрид Бонни и Клайда и Отелло и Дездемоны".

- Знаешь, я вообще-то замужем – говорю.

- О, не беспокойся, это для меня не проблема – отвечает. Каков нахал!

- Ладно, я подумаю. Только ты, друг, для хороших моих размышлений пришли-ка на тот счет, который я дала тебе, тысячи три долларов. Как возмещение морального ущерба, телефонных переговоров и потраченного времени. А иначе я отошлю всю нашу переписку в тот банк, на который ты просил перечислить "проценты". В службу безопасности. Не думаю, что это им понравиться.

Тут уж мужик в свою очередь обещал подумать. Надо ли говорить, что денег от своего кавалера я не дождалась.

Жизнь потекла своим чередом. Конечно, мы осознавали, что легко отделались – небольшим приключением да адреналином. Но время от времени, когда шла борьба за выживание и мы не знали, где взять деньги людям на зарплату или офис, когда речь шла о критичных пятистах долларах, мы вздыхали "А жаль, что тогда не получилось с этими миллионами".

Нам редко, а то и никогда деньги не доставались просто так. Все, что мы имели, пришлось зарабатывать своей головой, руками, нервами и временем. Это справедливо. А все-таки жаль…