Дорога - Юлиан Модест, новелла 1980

Ева Смородина
(Перевод с международного языка Эсперанто).

     Я - банковский служащий, и вечерами, когда возвращаюсь с работы, люблю играть в домино со своими детьми. Летом, по окончании рабочего дня я привык час прогуливаться; но зимой, когда холодно, спешу домой.
     Зимой я ложусь раньше и обычно сплю спокойно, но вот уже несколько ночей мне снится Дорога. Длинная, широкая, белая Дорога, которая идёт откуда-то и ведёт куда-то. Не помню, видел ли когда-нибудь наяву подобную Дорогу, но в своих снах я ясно вижу этот долгий бесконечный путь.
     Он проходит по полям и равнинам, спускается в глубокие ущелья, зигзагом ползёт по крутым горам, изгибается по густым лесам, змеится вокруг овальных холмов или простирается как широкая полноводная река. Белый щебень покрывает Дорогу, и ночью она светится фосфором.
     Я не знаю, когда и почему оказался на Дороге, но мне понравилось там, потому что на ней не было автомобильного движения. Дорога кишела людьми, которые неустанно спешили куда-то. Они - молодые и старые, высокие и коренастые, сине- и кареглазые, элегантные и скромно одетые - бесконечная цепь людей, которые идут, идут и не останавливаются даже на мгновение. Помоложе бегут, постарше ступают медленно, возможно уже усталые от долгой ходьбы, но есть и те, которые садятся возле Дороги для короткого отдыха и остаются там навсегда.
     Есть дети, которые ещё не могут ходить, и они ползут меж своих родителей. Есть подростки, которые идут рядом и, хохоча, рассказывают друг другу пикантные анекдоты.
     И между многими и разными людьми - я и мои родители.
     - Куда мы спешим? - без конца спрашиваю у матери, но она только говорит:
     - Иди, иди!
     И я иду, потому что все вокруг идут. Одни идут спокойно, как бы прогуливаясь, другие бегут, словно стремятся стать первыми. Некоторые даже бегают наперегонки друг с другом, солёный пот орошает их лица и металл честолюбия светится в глазах.
     И каждый что-нибудь несёт.

     Сорокалетний мужчина, очень похожий на моего начальника и одетый как и тот в чёрный костюм и белую сорочку с красным галстуком, несёт в руке дипломат. Его колючий взгляд беспокойно мечется, и я догадываюсь, что несёт он важные, даже секретные документы.
     Пожилой мужчина тащит огромные настенные часы, и я совсем не понимаю, зачем они ему. Но старик очень гордится своими часами и повторяет: "Время - деньги".
     Высокий, худощавый юноша несёт стол, простой стол на четырёх ножках, и сначала я думал, что это обеденный стол, но вскоре понял его назначение. Часто-часто юноша ставит стол на Дорогу, ловко забирается на него и воодушевлённо кричит: "Сквозь густой мрак брезжит Цель". Затем он спрыгивает на Дорогу, снова поднимает стол и догоняет тех, кто ушли вперёд и уже очень удалились от него.
     Но я не могу понять, о какой цели он говорит и почему произносит "густой мрак", если Дорога всегда ослепительно сияет.
     Однажды я помог ему спуститься со стола и с любопытством спросил, о какой такой "Цели" он говорит, но тот ответил, что у каждого своя Цель.
     - А какова моя Цель? - снова спросил я его, и тогда он серьёзно ответил, что каждый сам должен искать свою Цель.
     Однажды, когда мы переходили глубокое ущелье и многие успешно вскарабкались на следующий крутой гребень, я заметил молодую женщину, продающую что-то. Вокруг неё было много покупателей, и я с любопытством спросил одного из них, что продаёт эта женщина.
     - На Дороге продаётся всё, но мы должны знать, что нам необходимо, чтобы покупать только это, - назидательно и непонятно ответил мужчина.

     Как-то я встретил старика, который спокойно сидел на Дороге и трудился над чем-то. Приблизившись к нему, я с удивлением понял, что он ремонтирует Дорогу. Вокруг него были камни, совок, ручная тележка, - и он работал так, словно был один на Дороге, и совсем не замечал людей, быстро проходящих мимо.
     - Кто приказал вам чинить Дорогу? - спросил я.
     Он поднял седовласую голову и дружески улыбнулся мне:
     - Никто.
     - Но почему?..
     - Кто-то должен ремонтировать Дорогу. Разве нет? Все спешат, ни у кого нет времени - и я решил ремонтировать её. Если бы у меня были силы, я сделал бы у Дороги родник. Людям нужна питьевая вода, - сказал старик и продолжил свою работу.
     Однажды Дорога проходила по зелёной долине, небо голубело как мечта, и казалось мне, что я не иду, а лечу по воздуху - и тогда я встретил Её. Она была лет 17-18-ти, с длинными золотистыми волосами и голубыми глазами. Множество веснушек украшало её улыбающееся лицо. Она будто только что вернулась из школы, потому что была одета в синее шёлковое платье с белым воротником и несла чёрный портфель.
      - Привет! - сказала мне Она, словно мы давно хорошо знали друг друга.
      - Привет! - отвечал я, и мы весело продолжили путь вместе. И казалось, что давным-давно я знал, что непременно когда-нибудь встречу Её на пути.
     Даже когда вокруг нас был народ, мы целовались.
     Но вот у Дороги мы увидели яблоню со спелыми красными плодами.
     - Я хочу попробовать яблоко, - сказала Она.
     - Но мы спешим, - пытался я отговорить Её.
     - Спеши! - улыбнулась Она и направилась к яблоне.
     Больше я Её не видел. В безумии я бежал по Дороге, искал Её среди людей, но напрасно. Её нигде не было. Даже имени Её я не знал и не мог сказать, кого ищу. Яблоко соблазнило Её, яблоко разлучило Нас - и потому я назвал Её Евой.

     ...В ту ночь я снова спал беспокойно, но мне не снилась Дорога. В моём сновидении появился человек, что был очень похож на моего начальника. Тот самый человек, что нёс маленький дипломат и чей взгляд неприятно колол.
     - Петров, вы больше не пойдёте по Дороге, - злобно сообщил он.
     - Разве я останусь там неподвижен и одинок? - спросил я в беспокойстве.
     - Да!
     - Нет. Я вернусь на Дорогу! Только путь есть движение. Юноша со столом сказал мне, что каждый должен искать свою Цель. Только в пути я могу найти Свою цель. Еву я тоже хочу найти. Конечно, Она потеряла Дорогу и я должен помочь Ей, - воскликнул я.
     - Эге-ге, как вы наивны, - он сухо улыбнулся, но я повторял:
     - Я найду Свой путь!
     Уже давно мне не снится Дорога. Возможно, теперь я спокойнее сплю, но часто днём, когда в Банке я считаю длинные столбцы цифр, или вечером, когда играю в домино со своими детьми, единственный вопрос мучает меня: найду ли я когда-нибудь Свой путь или ещё долго буду искать его?
     16.10.2010.

(Юлиан Модест. Будапешт, 20.12.1980).