Часть седьмая повести Кузнецкий мост

Белякова Надежда Александровна
     По каким-то домашним делам,еще будучи подростком, я сама ,забегала к маме на работу. Дисциплина в Доме Моделей была строгая. Рабочий день начинался в 8 часов 30 минут. Уйти с работы раньше времени – об этом и подумать нельзя было. Висящий у входа график прихода- ухода строго фиксировался. Обед с 12 часов до без 15 минут час. За опоздание - выговора и лишение прогрессивки! И потому, просто отлучиться мама не могла в течении рабочего дня.
 И так я забежала к маме на работу по каким-то делам . А я в 13 лет я была  увесистой толстушкой, что очень огорчало маму, привыкшую  в своей  работе проводить большую часть своей  жизни среди первых красавиц страны; Регины Збарской, лукавой лисички Милы Романовской, Тоши Маркушевой , с которыми она приятельствовала и помимо работы.
  Тогда-то досталось и мне от Абрама Моисеевича его фирменного остроумия. Увидев меня ,Абрам Моисеевич, с моделью одного из своих великолепных кепи  в руках ,ненадолго застыл в лучших традициях немого кино. А потом , нарочито рассматривая меня ,но не здороваясь ,буквально завопил , трагически возведя глаза к низкому потолку в их комнате :
-«Рита!!! Так сколько же она весит?!»
Мама, подыгрывая ему, ответила честно: 
-« Пока всего 63 кг.»
-« 63!!!!Так что же ты тут сидишь: Ритка?! Глупостями занимаешься! Девку замуж выдавать пора!»
-«А  что девок .... уже по весу замуж отдавать стали?»- переспросила мама.
-«Так только по весу и берут умные люди! Все остальное один обман!»
     Надо признаться , что после этого я стала в отсутствие мамы заводить любимого и по сей день Тома Джонса и в одиночестве выдавать такой шейк и твист,  что постройнеть мне все же удалось. Правда ,соседям пришлось нелегко.

Тут надо бы пояснить , что помимо основных направлений деятельности Дома Моделей; создание  два раза в год сезонных коллекций модной одежды или ,как они сами называли- «готовить показ» была еще одна сторона жизни и деятельности ОДМО. Это было создание параллельного  показа , но уже для внутреннего пользования, вещи , которые нужно потом внедрять в  производство у нас в стране. То есть-показа на самом деле получалось два. Венее- получалось «дважды два» показа.Один безусловно для демонстрации за границей. Здесь царила творческая смелость с  акцентами национального, декоративно-фольклорными элементами. Эти  сезонные коллекции с большим успехом гастролировали  по всему миру. А вторая- по тем же мотивам, но уже жестко отредактированная. И строго вписанная в рамки требований социалистической действительности , конкретно швейной промышленности  с массовой направленностью воспроизведения , максимального удешевления – всего того , чем было унижено не одно поколение советских людей . « Нечего одеть, нечего обуть.»- одна из основных тем жизни девушек и женщин советского союза.
И поскольку те коллекции , что были  в основном  сориентированы на демонстрацию нашей моды за границей, то смелость творческого подхода  приветствовалась даже в самые застойные времена, но корректировалась  жестко.  То есть- и здесь «без цензуры не обходилось».В начале 70-х резко сменился состав руководства ОДМО .Но вмешивались в творческий процесс силы и выше. Поскольку  модели представляли нашу страну заграницей- то это  делало  эту работу вопросом  идеологическим.
То есть- зоной бдительности и ЦК КПСС, и Министерство Легкой промышленности. Все бдили, все были на чеку. Коллекцию обычно принимали- завотделом легкой промышленности ЦК КПСС  и  замминистра легкой промышленности, без визы которых коллекция не допускалась к выезду заграницей. Случалось, что какие-то вещи, слишком смелые  модели, например возмутительные мини юбки. Которые так и провозмущали ЦК КПСС, пока из моды не вышли . Их  прямо на просмотре из коллекции изымали. Что бы высокий уровень мини юбки не бросил тень на  еще более высокий и  светлый образ строителя коммунизма. Вот и я : вспомнила и призадумалась: а  зачем строителю коммунизма мини  юбка? Да и оранжевый галстук, действительно, не укреплял  его моральный кодекс ,...если  подумать...
Но сама администрация ОДМО периода застоя , тоже не отставала в прореживании идей творческого коллектива. Тем более, что и они были под присмотром прямо на работе, и потому расслабляться было никак нельзя.
Знаменитая , заместитель  директора   Елена Степановна Воробей,была майором  КГБ. О ней , совершенно малограмотной особе , но ретивой в деле бдения ,
разъезжавшей по заграницам , вспоминал в своем интервью и Александр Игмант, работавший с мамой в ОДМО в одно и тоже время. Подобная комбинация в те годы была типична для всех областей деятельности творческой интеллигенции. В то время даже молодежное объединение МОСХА , возглавляла дама в погонах, заочно закончившая искусствоведческий факультет. Да и в театрах спектакли принимали  товарищи из ЦК КПСС . И они же решали : выпускать или нет фильм на экран. То есть: ОДМО жил теми же проблемами, что и все «очаги культуры» нашей страны в то время.
     Таким образом, руководящие места заняли  люди далекие от понимания, да и мало-мальского  желания  понять , что мода это и есть современное искусство . И в то же время это искусство , хранящее образы людей ушедших времен- высочайшее искусство свидетельств  прошлого и нового времени. Не помогало в интеллектуальном развитии руководства этого периода; ни уникальная  библиотека в здании на Кузнецком Мосту, в которой всегда были и свежайшие ,весьма именитые и респектабельные журналы  мод со всего мира. А ведь  это был период  времен железного занавеса!!! Тех подлинных «капиталистических» Оффисьель, Вог, и даже те номера Элль или Мари Клэр...  что и говорить- и их тени не было на прилавках. Даже в знаменитой «Татралке»- Театральной библиотеке такого роскошества не было.
Поэтому я ходила в библиотеку на "Кузнецких Мост". Чтобы  надышаться духом современной мировой стилистики. Но и кроме этого я любила смотреть там и «старину матушку» и ее диковинки.
Там хранились незабываемые,  бесценные  антикварные волюмы  начала 19 века.
С уникальными ,  раскрашенными в ручную, офортами,  представляющими старинную моду. Они  бережно хранились библиотекарем, которую все по привычке звали просто- Зоинька. По- моему все же-Зоя Павловна. Помню, как настороженно она поглядывала , и переживала, когда кто-то резко листал  эти раритеты, да и журналы тоже-так,что до нее доносился шелест страниц. Посверкивая очками, она выразительно пристально смотрела на горе-листателя, давая понять , что он  нарушитель.
И со светлой грустью теперь вспоминается, как, выдавая журналы мне мне, она умоляла:
-«Наденька,  листать нужно так, чтобы даже шелеста не было. Страницы нужно не листать , а бережно перекладывать!» 
    И все это и отдельные папки старинных гравюр- все бесценное, исчезло для всех нас вместе с  продажей администрацией самого здания ОДМО "Кузнецкий день"
Если кому-то интересны подробности, вот , привожу ,материал о продаже ОДМО. взятый из интернета.
В особняке по адресу Кузнецкий мост, 14 с 1940-х годов до 2003 года находился Дом моделей, в советские времена занимавшийся созданием коллекций одежды для большинства швейных фабрик СССР. Два года назад финансово-промышленная группа МДМ, на тот момент владевшая зданием, продала его "Подиуму". Сумму сделки в компании не раскрывают, однако известно, что в МДМ изначально просили за дом $11 млн. Весной 2003 года на купленных площадях открылся магазин "Дисконт-центр". Общая площадь здания составляет 5,5 тыс. кв. м.

                МИНИСТЕРСТВО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА
                РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                РАСПОРЯЖЕНИЕ
                от 5 октября 1998 г. N 1274-р

       На основании решения  комиссии  Министерства  государственного
   имущества  Российской  Федерации  и Российского фонда федерального
   имущества по внесению изменений в планы приватизации (протокол  от
   1 июля 1998 г.  N 51):
       внести изменения  в  подпункт  2.5.  пункта  6 второго раздела
   Плана  приватизации  государственного  предприятия  "Дом   моделей
   "Кузнецкий    мост"   (ОАО   "Дом   моделей   "Кузнецкий   мост"),
   утвержденного распоряжением  Госкомимущества  России  от  18.02.93
   N 314-р,   предусмотрев   вместо   несостоявшегося   коммерческого
   конкурса с инвестиционными условиями продажу 20 процентов акций на
   аукционе.

                Заместитель Министра
                В.В.ПЫЛЬНЕВ



      Мне повезло; будучи студенткой ,я частенько просиживала свое свободное время той библиотеке, любуясь этими , теперь  утраченными  для всех нас , бесценностями.
   Увы, не подвигала руководство к пониманию того , чем собственно они взялись руководить даже работа штата искусствоведов. И , кстати очень хороших искусствоведов, больших мастеров. В их обязанности входило вести крупные и ответственные просмотры, озвучивать их, разъясняя , в чем суть поисков и пластических откровений в работе модельеров над данной коллекцией. Писать обобщающие и поясняющие массам отчеты и различные статьи в журналы, обозревать деятельность ОДМО. С удовольствием вспоминаю их имена – прежде всего искусствоведа Тамары Андреевой. О которой скажу , без попытки высокопарности, посвятившей себя служению ОДМО. Ее ярко выраженное и всегда независимое мнение-взгляд , имело  отточенную форму элегантного,порой с оттенком иронии спича. Она проработала там всю жизнь. Интересным тонким искусствоведом была и мамина подруга по работе- Лючия Олеговна Синякова. Она, очень, эрудированная, со знанием нескольких языков, в конце концов ушла работать в министерство легкой промышленности , потому , что довольно унылая обстановка, воцарившаяся в ОДМО совершенно не вдохновляла терпеть жестких режим работы и низкую зарплату. Веселый, творческий дух шестидесятых покинул эти стены. Кстати, к этому же периоду относится и конфликт В.М. Зайцева с администрацией, что и было поводом для его ухода из ОДМО. Администрация в той ситуации выглядела пошло и убого, потому, что откровенно продемонстрировала свою трусость , перед независимостью художника. В.М. Зайцев от  этого только выиграл, освободившись от их тупости. То есть - им не нужны были таланты. Им надобна была только удобно  управляемая масса , которая изготовляет, вещи, которые хорошо и дорого продавалось из-под полы налево.Единственное, что их действительно заботило. Но..им было не легко! Много замечательных и талантливых художников оставалось и продолжало работать под общим творческим псевдонимов"Творческий коллектив ОДМО".  А вещи смелые , уникальные,выставочные- трудно находили спрос для торговли из-под полы. Кстати, для изготовления меховых изделий , поставлялись лучшие коллекционные меха страны. Так что вещи ОДМО- отвечали самым высоким требованием и с точки зрения моделирования, и с точки зрения качества меха. Это было лучшее, что было в то время в стране.
    Творческие вечера, и ,свойственную  им прежде атмосферу  высокого  артистизма; – сменили вечеринки с примитивным пьянством, с душком пошлого и чванливого междусобойчика, для решающих свои дела деляг.
    Разумеется, уважающим себя художникам там было не место. И далее- жизни модельеров и их начальников перестали быть единым руслом. И тем дороже  то, что художники даже в такой обстановке продолжали творить, создавать шедевры, которым рукоплескал весь мир. И это при том, что за границу ездило партийное руководство , а не художники-модельеры, которыми тот мир восхищался.
Их имена – сокровища нашей культуры,а им по их моделям мы воссоздаем образ ушедшего времени и живших тогда людей.
А  тех майоров-воробьев да  златозубых  директоров ОДМО грицюков, кто их теперь вспомнит!
Хотя попользовались они благами жизни по высшему разряду!
За 42 года работы моей маме- замечательному художнику ОДМО- администрация ни разу не дала путевку для  отдыха во время отпуска , а о выезде за "железный занавес" СССР и речи быть не могло.Никакой помощи в решении жилищных вопросов. Ни разу не было путевок и в оздоровительные санатории для меня-дочери.   Блага- только для администрации!
Полупрезрительное отношение к художникам , которые «что-то там выдумывают и фантазируют в то время, пока «серьезные» люди делают большие деньги», обслуживая сильных мира сего ,выражалось и в том ,как художников-модельеров головных уборов стали называть: « наши шляпницы».
Что очень коробило маму , и она огрызаясь поясняла, что
« ляпницы на рынке  шапками торгуют!»
      Директорствовал тогда не то Грицко, не то какой-то Грицюк-«златозубый наш»,как называли его художники. Обязательно позже уточню его имя. Директорствовал он очень долго. Так же, как во времена перестройки ;как-то вдруг все начальники оказались родом из Екатеринбурга, так же и тогда- Днепропетровск-Родина Леонида Ильича Брежнева- оказалась основной кузницей руководящих кадров для всей страны. Мама говорила, что и он откуда-то оттуда.
Во всяком случае- говорить по-русски без глухого «ХГХэ» этот директор ОДМО он так и не научился. Изъяснялся на так называемом «суржике».
К моде не имел никакого отношения, но был назначен «сверху», как товарищ партийно-закаленный и политически грамотный,идеологически устойчивый. Я запомнила мамины воспоминания о нем , потому, что с ним был связан забавный эпизод.
  На дворе  буйные семидесятые; в Европе- хиппи, и Америке- шумит и бузит Вудсток– словом, результатом сексуальной революции стало весьма вольное отношение к ношению белья. Бюстгальтеры стали не только необязательной частью туалета, а их отсутствие под блузкой , стало даже  стилем того времени. Во всяком случае из поездок заграницу ,после последнего ,показа новой коллекции, манекенщицы ОДМО вернулись на Родину без бюстгальтеров.
Идет показ. Манекенщицы проходят по языку, демонстрируя модели. Искусствовед ведет показ, анализируя тенденции моды...
Но резкий окрик товарища директора резко остановил просмотр :
« А чой-то манэкеэщыцы без бузхгхатэров  рахгхуливают?!!!»
-«Шоб усем одеть!!! Сам проверять буду!!!»- прозвучал приказ.
    Я не присутствовала на этом показе, но мама , со свойственным ей артистизмом ,  рассказала мне об этом анекдотце и показывала в лицах.
Но мне приходилось, и самой слышать как, художники - модельеры, во время разговоров, что-нибудь обсуждая  между собой, передразнивали его, так: посреди   фразы, бесцеремонно прерывали друг друга , грубым окриком: «А ты в бузхгхалтэрэ или нэ в бузхгхалтэрэ?!!! ХГХляди !Завтра проверю! И шоб усем....!»
Да и потом , за чаем у нас дома ,годы спустя, с подругой Юлией Николаевной  Денисовой- очень талантливой художницей-модельером ОДМО, они смеялись передразнивая их незабываемого «златозубого», грюцюка-фиксатого!
   Но работали художники-модельеры напряженно. Приходили и новые ,интересно работающие художники-помню Нару Исаеву, мама любила придумывать и делать модели новых головных уборов для ее моделей  верхней одежды.Элегантная  и утонченная интелектуалка,хрупкая, коротко постриженная блондинка.В ее образе, как-то особенно отчетливо воплотился образ интеллигентной женщины тех лет.В красоте , которой на первом месте всегда была причастность к среде творческой интеллигентности- женщина в искусстве, прекрасная , загадочная, но сама четко.выстраивающая линию своей судьбы.
Много работала мама и с Еленой Плахтеевой. Ярко вошла Наталья Орская- мне она запомнилась определением « рукав Орской».
Особенно интересной было мамина работа с Ириной Крутиковой, которая с самого начала своей работы в ОДМО смело проявила свое дарование. Мама тогда экспериментировала с разноцветными мехами,, фактур и цветов. То , что только теперь стало ведущей темой сотавляю смелые композиции из различных и мехов. Скручивала разноцветные меха в косы,  немыслимые плетенки, формируя новые образы в стиле поп-арт ,по цветовой гамме близкие к раскрепощенности стиля хиппи. Как скульптор она играла с рельефами защипов, драпировок , струящимися по форме ее головных уборов. Неожиданные композиции и сочетания меха с замшей и кожей.
Это было новаторским подходом, потому что , до того цветные меха применялись в основном в детской моде. Но раньше это были искусственные меха .Эта новая в те годы тема, поскольку до того подобного разнообразия покраски и обработки меха не было.В основном меха были натуральных цветов. Выводили, путем скрещивания новые сорта-хребтовая норка-очень декоративная-на белом фоне черный с тональным размывом ближе к пузику зверька.Или различных оттенков  голубые норки  модельеров, бежевые.Цветные натуральные меха просто взрывали сознание модельеров тех лет бурным феерверком идей и творческих фантазий.
Эта разнообразная палитра разноцветных натуральных норок , песцов,бельков и т.д -давала большой простор для воображения.Эта тема была очень близка и творчеству Ирины Крутиковой. И они увлеченно сотрудничали в пространстве этой новой палитры возможностей.Незабываемы манто Ирины Крутиковой тех лет. Они воплотили образ моды второй половины 80-хи начало 90-х, с тем особым обаянием свойственным ее моделям -летящим линиями ,причудливой игрой фактур, ворса - модели, адресованные современницам ,готовых к почти танцевальным движениям , к яркому , но красивому , не эпатажному диалогу с действительностью. Рискну назвать эту интонацию в моде - элегантный оптимизм.
Мама тогда же увлеклась сшиванием абстрактных композиций  из разноцветного  меха . Именно- абстрактных , а не орнаментальных, что весьма упростило бы задачу. Это были немыслимо красивые, но очень кропотливые работы. То есть- художествено.У меня хранятся куски этих композиций. Потрясающе! К этому периоду относятся и очень интересные  ее работы  с фетром. Она смело резала головку фетровой заготовки пропускала длинные шнуры и сплетала , создавая орнаменты и узоры. Изумительная серия. Она тогда пользовалась большим успехом на просмотрах. Но, конечно в производство не внедрялось. слишком сложное плетение. Ажурное вырезание  на готовой шляпе. А вот последние годы это оформление  стало появляться и распространяться. Почти тридцать лет спустя! 

    Пожалуй, именно этот период, вернее те взаимоотношения, что нам и являют образ того времени и характеризуют жизнь ОДМО того времени - смело можно назвать началом конца. Окончательным распадом ОДМО. Просто физически свое существование , как после тяжелой болезни , ОДМО  закончил в 2002-2003 году.
Тогда в начале 90-х появились и ваучеры,и акции,  и прочее надувательство.
Работникам  ОДМО даже раздали эти акции. Но  Татьяна Балдина – директриса  ОДМО, пользуясь зависимым положением работников ОДМО; времена были трудные ,безработица- и она в приказном порядке  забрала у работников акции. Но оформлено это было ,как подарки ей лично. Даже не в какой-то фонд! Контрольный пакет  таким образом был капитально пополнен. Поскольку мама все равно собиралась на пенсию, да и обид на администрацию накопилось не мало. Она акции отдавать отказалась: -«Сохраню на память !»- ответила она и , отдала в  какой-то фонд Мосприватизации.
И даже первое время получала что-то , сначала около тысячи долларов. Потом меньше, но потом и там надули.
      Но все же, какое-то время она была очень собой довольна- тогда получить за  обмен этих акций тысячу долларов на карманные расходы , для тихой пенсионерки, что и говорить- она была очень довольна, что не отдала их директрисе .



© Copyright: Белякова Надежда, 2009
Свидетельство о публикации №2905170879
Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении правил