Прилипалы

Виталий Овчинников
               


       Для чего люди читают книги? Не задумывались? И я раньше не задумывался. Я их просто читал. И еще собирал книги. Причем, собирал книги, которые с моей точки зрения были хорошие.  А какие, по моему уразумению, книги должны быть  хорошими? Конечно же, классика! Что же еще? Мировая классика и конечно же, отечественная, то есть, русская и советская. У меня был собран весь выпуск мировой художественной литературы. Уникальнейшее Советское издание в 245 томов.    Вечные  и универсальные конструктивные  элементы для детских игр  моих детей и внуков. Они из книг дома  себе делали.
       Так зачем же люди читают книги? Люди все разные и причины, заставляющие их читать книги, тоже разные. Одни читают книги, чтобы познать самого себя и окружающий нас мир. В первую очередь, познать самого себя. Ибо, не познав самого себя, не поймешь и не познаешь и других. Другие же люди читают от нечего делать, от скуки, чтобы занять хоть чем-то свое свободное время. То есть, они читают книги, чтобы убить свое свободное время. И книги для них – это один из способов «времяубития».  Как домино или картишки в подкидного, Но они, этакие, классику не читают. Классика для подобного чтения не подходит – слишком уж сложна. Здесь нужно что-то попроще и поудобнее.
             Впрочем, и такой литературы  хватает!  Не вся же написанное человечеством литература становится классикой. Только очень небольшой круг литературы. Той самой, что рассматривает вечные проблемы существования человечества,  наиболее характерные, наиболее важные и наиболее ценные  аспекты  человеческих  взаимоотношений.  Те самые, которые всегда будут актуальны, пока живет сам человек.  А так, в принципе, книг у нас выпускается много! Как говорится - на все вкусы потребителей!
                Зайдите в любой книжный магазин – чего там только нет! От ярких обложек в глазах рябить начинает! Классики только нет. А если и попадается, то мало, мало!  Но всего остального – сколько хочешь! Вагон и маленькая тележка! В основном, убийства, насилия, преступления, мистика, эзотерика и так далее и тому подобное. То самое, где много тумана, загадочности и  нет психологии героев, а самое главное в которых – это кто, кого и как! Но только лишь -  не почему!
              Хотя, я здесь не совсем прав. Детективный жанр тоже может быть классикой. Ведь о чем роман «Преступление и наказание» Достоевского? Про  расследование преступления. Но у кого повернется язык назвать этот роман детективом? Глубокая психологическая драма маленького человека в Российском обществе 19-го века, захотевшего самым простым способом стать  значительным и великим. Однако -  это  вроде бы  в 19м веке.  А на самом деле – на все времена существования человека.
                Тогда возьмем пример попроще.  Кто не знает знаменитого сыщика Шерлока Холмса и  актера Василия Ливанова в его роли  – лучшего, по признанию самих англичан, Шерлока Холмса из всех актеров, игравших эту роль? Все знают! И мало найдется людей самого разного возраста, кому не нравится эти романы. И вот только что по первому каналу телевидения прошел новый английский сериал  про Шерлока Холмса! Тысяча первый сериал про знаменитого сыщика всех времен и народов! Насчет тысячи первого я, конечно же, пошутил, но не думаю, что фильмов про Шерлока Холмса было снято меньше. Ничего не поделаешь – классика жанра!
                Я попробовал было посмотреть этот фильм, чтобы заиметь о нем собственное представление. Начал смотреть – и ничего не понял! Обычнейший и «зауряднейщий» современный детективный сериал, каких снимают и показывают в великом множестве во всех странах мира и действие которого происходит в наше время. Никакого отношения этот сериал к романам о Шерлоке Холмсе он не имеет. Тогда зачем же авторы этого сериала о современных полицейских назвали его Шерлок Холмс? Зачем? Ну, назвали бы его как-нибудь по-другому.  Мало ли как называют сейчас детективы! Кому это интересно? Вот именно! Вот именно! Кому это интересно при нынешнем обилии детективов и детективных сериалов смотреть еще один? Да никому! И эти осточертели!
                А здесь классика! А классика – это то самое  вечное, что всегда будет интересовать человечество! Классика – это те кирпичики, из которых складывается здание культуры и нравственности человечества. Но стойте,  там же ничего от Шерлока Холмса нет и в помине!  Там все Шерлок  Холмсовское  извращено до невозможности! А нам плевать – отвечают создатели! Это наша интерпретация известного классика! Это наш неожиданный взгляд на давно уже известное! Это наше творческое кредо! И так далее и тому подобное! На многие,  многие страницы машинописного текста!
               Так для чего все это делается? Давайте попробуем разобраться!
               Вот крутился в памятные 90е годы в  рекламном бизнесе  и около культурных кругах Москвы  один очень амбициозный молодой человек, Юрий Грымов, в усах и бородке под Атоса из трех мушкетеров. Имел свою рекламную фирму, активно занимался «клипмейстерством» у таких наших известных артистов, как Леонтьев, Алсу и другие. В общем -  процветал!  И процветал довольно таки успешно! Деньги были! Но!  Но хотелось чего-то большего! Очень хотелось! Ведь недаром он носил усы и бородку под Атоса! Любой психолог вам объяснит, что это признак чрезвычайно обостренного честолюбия!  Хотелось ему быть известным!  Как мушкетеры, как  сам Атос! До чертиков в голове хотелось!
               А  для этого, в его понимании, надо  было стать кинорежиссером.    Причем, не просто кинорежиссером, а знаменитым кинорежиссером, известным! Но, чтобы стать кинорежиссером, надо фильмы снимать! И не просто фильмы, а такие фильмы, чтобы о них заговорили! И он снимет фильм, который и вправду поразил Московскую культурную общественность. Он снимает эротический фильм по Тургеневскому широко известному рассказу «Му-Му». Фильм, где снимется сама Людмила Максакова и сам Александр Балуев, сидящие в то время без денег! Естественно, что никакого отношения к рассказу  Тургенева фильм не имел! Это был фильм про скучающую в одиночестве русскую помещицу,  ищущий себе мужчину для телесных и душевных увеселений.  Но зато о Грымове заговорили! Да и как не заговорить, когда он примитивнейший, на первый взгляд,  по сюжету рассказ Тургенева  превратил аж в эротическую драму! Хочешь, не хочешь, а пойдешь смотреть! А раз посмотрел, и, ничего особенного там не увидел, но все равно станешь говорить! Иначе круглым «дураком» себя почувствуешь!
             Приводить примеры такого же, беззастенчиво хамского и абсолютно варварского отношения к классике и полнейшего  ее извращения при новом ее воплощении  в нынешних современных  произведениях, можно до          бесконечности. Здесь и  сериал «Морской волк», только что показанный по седьмой программе телевидения, обычнейший пустой боевик, никакого отношения к драме Джека Лондона не имеющий;  здесь и новый спектакль режиссера Павла Сафронова по роману Достоевского  «Преступление и наказание»  под названием «Сны Роскольникова» в виде дичайшей фантасмагории, где играют не герои Достоевского, а лишь его фамилии;  здесь и мюзикл  Владимира Успенского «Анна Каренина», где однофамильцы героев романа поют и танцуют современные танцы на нарисованных на сцене рельсах железнодорожных путей.   
                Но пиком издевательства над  романом «Анна Каренина», на мой взгляд, являет собой современная пьеса Олега Шишкина под прецизионным названием «Анна Каренина 2». Пьеса написана под девизом «Мели Емеля, авось твоя неделя» и в ней Анна Каренина не погибает под поездом, а остается жива. Причем это сделано в самом начале пьесы. У Анны нет руки, ноги и глаза и она с трудом передвигается по сцене в инвалидном кресле. Бронский после ранения на Балканах лежит парализованный и пишет романы. И все в этом духе в течении двух часов с одним антрактом. Пьеса заканчивается половым актом Левина с искалеченной Анной, на которых затем торжественно наезжает поезд.
                И таких авторов становится все больше и больше!  И они уродуют классику еще «похлеще»  Шишкина! И даже очень «похлеще». И я  уж не буду здесь говорить о балете Аллы Сигаловой «Кармен», об этом  шоу винегрете, созданный из музыки, элементов балета и обыкновеннейшей современной пустой развлекаловки, потому что есть  еще и эротически,  если не сказать – порнографическая, пьеса «Вишневый сад2»,  написанная Зуфаром Гариевым, и в которой герои говоря и изъясняются друг с другом исключительно  матерным языком. Есть еще подобного рода роман «Путешествие Гулливера 2»  и так далее и тому подобное.
                Список можно продолжить. Он длиннющий и имеет тенденцию к все большему своему росту. Но я не об этом. Описывать перипетии больного воображения современных представителей Российской интеллигенции, называющих себя ее передовыми представителями, право, не хочется!  Не хочется пачкаться в производимом ими «дерьме»!  Хотя это «дерьмо» очень популярно в  высших интеллигентных кругах не только Москвы, но и Питера и других провинциальных театрах России.  Это то же самое, что и сходить в музей современного искусства и полюбоваться на разбитые унитазы с их содержимым, ржавые обрывки сплетенной проволоки и кучи мусора, разбросанные на полу!
              Но ведь ходят, любуются, восхищаются и даже пишут хвалебные статьи! Поэтому поговорить об этом явлении одичания нашей высшей интеллигенции хочется.  А хочется потому,  что допекло! 
                И отсюда вопрос –  зачем же режиссеры и писатели извращают классику?  Примеры варварского подхода к классическим произведениям можно приводить множество. Здесь и театральные постановки  и   художественные фильмы и даже пьесы и романы.  Даже термин такой появился для обозначения нового направления в искусстве, связанного с издевательством над классикой. Он называется «нанконформизм»!  Точное определение его означает следующее:  несогласие, неприятие норм и ценностей, главенствующих в обществе! Отсюда их действия – вы преклоняетесь перед классикой, а мы над ней издеваемся!    
            Так зачем они все это делают? Неужели не понятно? С той же самой целью, с какой активнейшее живет и пропагандируется  в современной живописи направление «артискусство». Так проще! И так «хлеще»!  Это своего рода вакханалия посредственности в Российской интеллигенции. Вы не обращали внимание на то, как активна посредственность в решении своих каких-либо задач? Талант решает свою задачу путем ее решения! Посредственность же  пробивает пути для решения своих задач. И в вопросах пробивания путей она проявляет сумасшедшую активность.
                Недавно на телеканале Культура  в передаче Швыдкова о классике один новомодный театральный режиссер с бритой головой и бородкой под молодого Бондарчука, господин Шишкин Олег,  сказал фразу, которую присутствующие на передаче встретили аплодисментами. Он сказал:
          - Дать в морду старику – это одно из величайших наслаждений в мире!
            Он сказал эту фразу в переносом смысле, но все равно она прозвучала зловеще! А сказа он ее в ответ на слова Дмитрия Быкова о том, что кромсать и переделывать классику – это то же самое, что подойти к старику и дать ему в морду. По логике некоторых наших прытких молодых – применять насилие в отношении авторов, не могущих тебе ответить – это круто! Это  ВЫСШИЙ КЛАССС!  Это одно из «утонченнейших» моральных удовольствий  – использовать материал больших писателей или драматургов в собственных интересах!
             Откуда же они взялись, эти нынешние новомодные и везде  почему-то очень желаемые!  Ну, насчет почему – это понятно! Российское общество больно и начинает потихонечку разлагаться. А  при своем разложении любой материал  начинает дурно пахнуть. Вот этот дурной запах разлагающегося современного Российского общества -  и есть современное искусство. Будь оно живопись, литература, театр, кино или  телевидение. А на гниющую плоть всегда накидываются мухи и другая живность, не умеющая сама добывать себе пищу и живущая за чужой счет.
                Вот к примеру, есть такие морские рыбы, называемые прилипалами или по латыни  «Schentis naucrates». Они всегда сопровождают акул в их постоянных дрейфах за пищей в водах  океанов.  У прилипал  на спине есть специальный орган, с помощью которого они прилепляются к телу акулы и плывут себе  с комфортом, не тратя ни грамма своей собственной  энергии на какие-либо передвижения и поиски пищи.  Прилипалы представляют собой чуть ли не высший образец паразита, живущего в этом  мире за чужой счет.  Они даже пищу себе не добывают. За них это делают  их транспортные  средства – акулы.  А питаются прилипалы остатками пищи акул. И им этого вполне хватает. Как говорится – дешево и сердито! И никаких тебе забот! Главная задача в жизни – найти себе такой источник  благ жизненных. То есть,  акулу поактивней. А раз нашел, то прилепился к ней покрепче и живи теперь  себе на здоровье, посасывая своего хозяина, да  брюшко себе отращивай.
                Вот так и эти нынешние представители авторов современного «нанконформизма». Сами они безнадежно бездарны и ни на что не способны.  Но жить им хочется с комфортом и в известности. Поэтому главная их задача в жизни – найти классика посолидней да поавторитетней. А дальше – дело техники! Бери их романы или пьесы и кромсай себе на здоровье! Чтобы только по сочнее, да по колоритнее, да по «похабнее»! И двери всех театров и издательств России разом перед тобой откроются, и все СМИ страны начнут  взахлеб кричать о новом гении, появившемся на небосклоне Российской культуры. Как одна критикесса на телевизионном шоу нашего бывшего министра культуры господина Швыдкова, закатывая глаза с придыханием восклицала:
             -- Лужкова у нас теперь нет и поэтому надо поскорее убрать из исторического  центра Москвы эти наши позорища - музеи Глазунова и Шилова! Я не могу себе представить, чтобы в такие музеи люди стояли в очереди где-нибудь в Париже, Берлине или Лондоне! А у нас вот стоят! И очень много! А в музеем современного искусства не идут, потому что соблазняются этим подкрашенным  натурализмом  нашей жизни!
             Самым поразительным  в этом ее  высказывании  является то, что она говорит неправду. Реалистическая живопись Глазунова, Шилова и даже Никоса Сафронова при всей неоднозначности их методов является очень популярной в Европе и Америке. Очень! Но нет пророка в своем отечестве. Лакейская сущность нашей около культурной интеллигенции всегда заставляла  искать истину на помойках Запада, но никогда у себя, в своем отечестве!
              К примеру, совсем недавно в Москве открылся «Мультмедийный комплекс актуального искусства» на Остоженке для госпожи Свибловой. Одних из первых в его галереи пригласили очень модного современного французского   «артхудожника».  Грешен, не запомнил его имя! Да и не вижу смысла его запоминать. И вы согласитесь со мной, как только услышите, что этот господин показывал в галереях комплекса.
              Он привез фортепьяно, в клавиши которой были забиты длинные гвозди. Этот экспонат что-то там у него обозначал.  На другом фортепьяно он что-то проиграл на клавишах  и сказал, что музыкальный инструмент голоден, поэтому плохо играет. Затем он открыл его крышку, напихал туда сена и вылил ведро воды! Это тоже, в его понимании, экспонаты   выставки! Но не в статике, а в динамике своего развития!  Ну, и в конце своей экспозиции он поставил стул около  стены зала, сел на него и сказал, что это тоже один из его экспонатов. Затем он снял ботинок и бросил его в толпу корреспондентом и зрителей. Те завизжали от удовольствия, ловя его ботинок! Тогда он снял второй ботинок и тоже бросил в толпу! После чего сказал, что может и штаны снять и начал их снимать.  В этот момент передача о выставке прекратилась.
              Значит, штаны он снял. Только показывать этот экспонат по телевизору не решились! Понимали, что это уже даже и не смешно!  А не смешно потому, что это уже начинает попахивать  прямым издевательством над Россией, над русской культурой и над всем русским на земле! Именно этим и занимаются все те, кто присосался к идеалам нашей и мировой классике и пытается жить на этой земле за ее счет. Ведь для того, чтобы сравняться с гением, надо всего-навсего  поставить его перед собой на колени. И кромсая, и поганя классику, они ставят ее перед собой на колени, чтобы тем самым сравняться с ней и даже возвысится над ней. 
                Когда в стране нет  общегосударственной идеи своего собственного существования на этой земле, когда идеалом его общества становиться лишь задача безудержного материального накопления, причем, накопления любыми средствами и любой ценой, тогда культурная жизнь в стране начинает работать в угоду рынку, тогда она начинает диктоваться  интересами лишь процветающей и зажиревшей частью ее общества, подыхающей от скуки  и желающей, чтобы ее только лишь развлекали, ублажали и услаждали, да еще, при этом, остро  щекотали их задубевшие  нервишки,  то это говорит о полном духовном кризисе этого общества и отсутствии у него будущего.  Именно это сейчас и происходит в нынешней России. Духовно Россия уже умерла. Остается ждать ее физической смерти. И всерьез начинает казаться, что не так уж и долго ждать.

                КОНЕЦ