Часть девятая повести Кузнецкий Мост и Маргарита

Белякова Надежда Александровна
И так, главная нагрузка у мамы в работе на ОДМО на "Кузнецком Мосту" составляла- девять авторских моделей в месяц.
Так же в обязанности художника-модельера входило участие в просмотрах их коллекций, вывоз и устройство показов новых, созданных ими коллекций моды в 15-ти республиканских Домах Моделей.И проведение своих показов ,и работа с художниками – модельерами там на местах.  Разумеется ,и там работали замечательные и талантливые художники. И возвращаясь из командировок, мама радовалась и ярко описывала впечатления от просмотра, если случалось там на методических совещаниях увидеть интересные смелые работы.Но , всё же некий оттенок   «дочернего  предприятия"в их положения всё присутствовал. Проведение Методических Совещаний в республиках Советского Союза -это была работа порой с оттенком некого принятого в советское время выставкома с педагогическим оттенком. Конечно, особенности национального колорита, интересно и творчески осмысленные, всегда интересно  воплощались работавшими там художниками. Теперь это назвали бы  "проведение мастер классов". Пятнадцать республиканских Домов Моделей!!! Когда сво -то вещи успевали делать?!!
 Забавно, но ко многим вещам так привыкаешь, что перестаешь замечать. Так уже дописав этот кусок, а вдруг увидела; что у меня же в спальне висит глиняная  памятная медаль около 10 см. диаметром на кожаном шнуре. Этот сувенир  мама привезла из Риги. На нем написано «ХVII методическое совещание 1981 год Рига». И я  посчитала – ОДМО открылся в 1944 году. «ХVII методическое совещание .
Посчитала, получилось , что не меньше, чем два раза в год обязательные командировки с совещаниями. А это значит,  что командировки с тряской и бессонными ночами в поездах были регулярными. Погрузка-разгрузка огромных баулов с моделями.
Но, конечно , что впечатления от поездок были порой великолепные. Та поездка в Рижский Дом Моделей  тоже была прелестна. Мама любила привозить оттуда трикотаж, а главное незабываемые рижские ажурные вязанные перчатки. Практически во всех Республиках  ей пришлось побывать . Мама любила вспоминать прекрасный весенний Кишенев. Очень сильное впечатление оставило совещание в Алма-Ата, в Киеве . И многие другие прекрасные места запомнились на всегда.
Несколько раз  окончание маминых командировок приходилось на вечер субботы или воскресенье. И, поскольку жили мы рядом с Белорусским вокзалом, весь «показ» завозили  к нам.
   Да, уж! Этакий сундучок феи в нашей Хрущебке! Конечно, я все примеряла, благо, что моя былая стройность тех лет позволяла. И еще раз напоминаю, что  мамины девять авторских  моделей в месяц ,какой бы не была перегрузка-никто не сокращал! Проведение частых Методических совещаний в Виалегпроме  на Вавилова 63 облегчало её утро тем, что можно было поспать утром. То есть-не вскакивать в 6 часов 30 минут. Совещание начиналось в 10 утра. Там разрабатывались методики  внедрения в легкую промышленность новых моделей. И проводился показ, конечно.
Кроме этого была и еще одна работа, не предусмотренная  ни штатом, ни прочими договорами, и дополнительно не оплачивалась. Это обслуживание «генералитета»

                ГЕНЕРАЛИТЕТ
Помимо все уже перечисленных обязанностей художников модельеров в Доме Моделей была и еще одна сторона деятельности.
Вспомнилось мне об этом, потому что , это было довольно типично- обслуживание тех, как их тогда называли «лучшие люди страны».
Перед поездкой заграницу- генералитет , как называли их независимо от пола , нужно было привести в порядок: одеть-обуть, что бы  их внешний облик не только соответствовал  образу современного человека, но и вызывал восхищение , там за железным занавесом, перед высоким уровнем жизни советских людей и свободой их самовыражения, который должен был «считываться» по всему внешнему облику и прекрасному вкусу , отраженному в их выборе одежды. Таким образом; милая , тихая, и очаровательно застенчивая  супруга Юрия Гагарина, и высокомерная супруга и надменная невестка самого Щелокова, многие жены и дочери членов правительства . Очень душевные и доброжелательные Батицкие- мать и дочь , элегантная супруга Трояновского. Кинозвезды перед поездкой  международные  фестивали -одевались в Доме Моделей.
Эта работа дополнительно не оплачивалась. Вернее художникам-модельерам , тем, кто создавал эти вещи , дополнительно не платили. Но администрация, начальники цехов брали за работу « хорошо».Многим клиентам это было неизвестно. Поэтому считали ,что и за это уже заплачено. И , в лучшем  случае ,- дополнительно «от себя» угощали на последней, а значит благополучной примерке- коробочкой конфет. Всегда строго советской и одну на всех . На всех тех, кто шил и тем, кто конструировал модель верхней одежды и художнику- модельеру. Так что перепадало « с барского стола» по нескольку конфет  каждому мастеру.
  Завернутые в бумажку, с карандашным наброском какой-то задуманной модели ,мама, приходя с работы, доставала их из сумочки и поясняла от какой советской матроны в этот день «перепало» нам немного сладкой жизни.
До сих пор помню три шоколадные конфеты «Ассорти» от Раисы Горбачевой за ту самую меховую шляпу , в которой в Америке она  стоя под зонтиком, царственно произнесла историческую фразу : « Мой народ!»
Поскольку одевали целиком ;пальто, не важно мех или ткань –по сезону, платья-костюмы и ,конечно , шляпы- художники работали одновременно и модельер верхней одежды и мама, должна была знать, какова будет тема, образ , предлагаемый одежды, какой образ и характер будет доминировать. Раиса Горбачева любила модели Тамары Макеевой, с которой маму связывали добрые приятельские отношения. Поэтому над образом Раисы Горбачевой в Америке они , продолжали работать и после работы, обсуждая детали образа дома по телефону. Поэтому мне запомнился тот период. Обе обсуждали ее манеру не навязывать в начале работы художнику  свое представление. А когда , получала вещь, словно всматривалась в нее, стараясь прочесть вписанный в нее образ, чтобы, как актриса, филигранно сыграть его. Но, при этом, оставаясь собою.
Конечно , ее хорошая точеная фигурка, даже при ее не большом росте , облегчала работу художников- модельеров, позволяла им творчески работать. И была у нее та особая элегантность, артистизм, способность  органично вжиться и пребывать в образе достойно. Во всяком случае, мама говорила, что работать с нею было легко и интересно.