Путь к Свободе. Законодательная власть

Отец Мировой Демократии
Глава 5. Законодательная власть


       В наше время в любой орган законодательной власти „демократических” стран, в том числе и высший, может быть избран кто угодно, включая порнозвезду, неофашиста, экстремиста или человека, которому место не  в парламенте, а  скорее  в  психиатрической  больнице.
       Да и в чем может состоять проблема получения депутатского мандата, если его обладателем при выборах по мажоритарной системе без большого труда способен стать всякий, кто не имеет достаточной подготовки, но у кого, зато, есть деньги, кто умеет громко кричать, красиво говорить, много обещать или усердно обливать грязью других?
       Если же выборы проводятся по пропорциональной системе, ситуация еще проще. Достаточно просто попасть под номером, гарантирующим достижение этой цели, в избирательный список партии, которая в состоянии набрать достаточное количество голосов. Партии же для того, чтобы за них голосовали, нередко включают в свои списки известных людей (певцов, актеров, кинорежиссеров, спортсменов, космонавтов и т.п.), отдача от которых как от законодателей понятна.
       Выделив ему место в закрытом партийном списке под проходным номером, в депутаты можно протащить любого, в том числе и того, за кого люди никогда не проголосовали бы в мажоритарном округе. Ведь они не имеют понятия о том, кто значится в списке той или иной партии, и фактически голосуют за „кота в мешке”, так как в избирательных бюллетенях указываются лишь несколько первых фамилий каждого списка. А в агитационных материалах, размещаемых на избирательных участках, как правило, невозможно обнаружить не то что все эти списки целиком, но даже и краткие биографические данные хотя бы об этих нескольких людях.
       Кстати говоря, даже если бы там вывешивалась исчерпывающая информация обо всех включенных в эти списки лицах, “кот в мешке” никуда не исчез бы. Он все равно неизменно присутствует во время любых выборов, подразумевающих дальнейшее формирование органов исполнительной власти, будь то выборы парламентские или президентские, в центральные органы власти или в местные. Ведь избиратели часто даже не догадываются о том, кому даст посты в правительстве или местной администрации победившая партия либо одержавший победу кандидат в президенты (губернаторы, мэры).
       Пропорциональная система очень „удобна” еще и тем, что те, кто благодаря ей становятся членами органов законодательной власти, не несут абсолютно никакой ответственности перед своим электоратом, в отличие от депутатов, избираемых по мажоритарной системе, которые теоретически могут быть отозваны.
       Чтобы быть включенными в избирательный список своей партии, партийные функционеры должны иметь достаточные заслуги перед ее руководством, быть у него на хорошем счету. Но довольно часто первые, проходные места в закрытых списках достаются не им, а людям со стороны, которым для этого нужно иметь либо известность, либо определенный политический вес, либо много денег, чтобы суметь купить это место.
       Считается, что голосование по открытым партийным спискам намного демократичнее, чем по закрытым, потому что тех, кто станут депутатами, определяют избиратели, а не руководство партии. Это вроде бы действительно так, если упустить из вида, что вопрос о том, кого именно включать в эти списки, по-прежнему решается этим руководством.
       Кроме того, как в случае с выборами по закрытым, так и в случае с выборами по открытым партийным спискам человек, получивший таким образом членство в каком-либо законодательном собрании, обезличивается, поскольку отныне не может вести себя самостоятельно и обязан действовать так, как скажут партийные боссы. Партийная дисциплина требует, чтобы он не высказывал своего мнения, если оно отличается от позиции партии, и озвучивал только утвержденную ею точку зрения. Даже если он чувствует, что интересы его партии противоречат интересам страны и народа, он, при отсутствии намерения покидать партийные ряды, вынужден разделять эту позицию и способствовать, прежде всего, достижению партией ее целей, а не соблюдению интересов избирателей.
       Тщетное упование большинства народа на то, что, принимая участие в выборах органов власти и отдельных должностных лиц, оно сможет каким-то образом улучшить свою жизнь, в современной политологии принято называть „представительной демократией”. Смысл этого названия состоит в том, что люди реализуют свою волю не напрямую, а якобы через тех, за кого они проголосовали, тем самым доверив им дело представления своих интересов.
       Здесь, кроме вопроса о том, будут ли такие „представители” действительно заботиться о простых гражданах (ответ на который ясен без лишних слов), возникают еще два, несколько более сложных вопроса: каким должно быть представительство в законодательных органах для того, чтобы быть справедливым, и вправе ли вообще государственные служащие представлять какие-либо частные интересы в условиях настоящей демократии?
       Рассмотрим сначала вариант полного или частичного формирования какого-либо законодательного органа, например парламента, по мажоритарной системе. Если каждый регион будет представлен в нем одинаковым числом депутатов, без учета разницы в численности проживающего в них населения, это будет явной „уравниловкой”.
       Если же число депутатов от региона будет пропорционально числу жителей, это будет чревато тем, что депутаты от нескольких плотно заселенных (причем не обязательно самых крупных по территории) регионов окажутся в большинстве и смогут провести закон, ущемляющий права других регионов, пусть даже таких регионов и будет больше, чем тех, депутаты от которых приняли закон.
       Выходит, что, как ни  крути, получается не очень хорошо. Кроме того, в обоих случаях каждый депутат, чтобы не быть отозванным и иметь шансы быть переизбранным на новый срок, будет озабочен соблюдением не столько общегосударственных интересов, сколько интересов того округа, от которого он был избран.
       Ну а если рассматривать вариант, когда парламент полностью или частично состоит из фракций партий, преодолевших проходной барьер (пропорциональная система), то не возникает ни малейшего сомнения в  том, что избранные как по закрытым, так и по открытым партийным спискам члены такого парламента, которые формально представляют людей, проголосовавших за их партии, на самом деле представляют именно эти партии и стоящих за ними богачей. Для них интересы их партии намного важнее интересов государства, поэтому они вполне могут позволять себе, например, не посещать пленарные заседания органа законодательной власти, членами которого являются, если так решила их партийная фракция.
       Единственно правильным выходом из этого неприглядного положения будет перенос фокуса внимания с соблюдения каких бы то ни было частных интересов на соблюдение интересов страны и общества в целом. Это возможно только путем прекращения формирования органов законодательной власти по мажоритарной, пропорциональной или смешанной мажоритарно-пропорциональной системам и начала распределения мандатов депутатов всех уровней также исключительно по итогам конкурсных отборов.*

* Поскольку органы законодательной власти принимают решения по самым разным вопросам жизни всей страны или ее отдельной части, для работы в них нужны специалисты многих профилей. Поэтому конкурсные отборы должны проводиться не на занятие депутатских мест вообще, а на занятие определенного количества должностей различных специализаций.
       В результате такие депутаты, которые будут автоматически становиться членами соответствующих постоянных комитетов своих законодательных органов, будут профессионально готовить экспертные заключения для вынесения их на общее рассмотрение всех членов этих законодательных органов.


       Что лучше: парламент, членами которого будут наиболее достойные и профессиональные люди, думающие об интересах всего государства (пусть даже окажется, что не каждый регион сможет похвастаться тем, что является родиной депутата парламента) или вариант, при котором там будет представлен каждый регион (чтобы никому не было обидно), и высшая законодательная власть государства окажется в руках менее компетентных, а иногда и менее порядочных лиц?
       Совершенно ясно, что только в первом случае парламент будет единым и монолитным, а не сотканным из лоскутков регионального или партийного представительства, каждый из которых будет постоянно пытаться “перетянуть на себя одеяло”.
       Что касается необходимого количества палат парламента, то понятно, что чем через большее количество палат будут проходить законопроекты, тем качественнее будут принимаемые законы. В то же время процедура не должна быть слишком долгой и затянутой.
       Поэтому оптимальным вариантом для государства, нуждающегося в достаточно быстром принятии большого количества законов, является однопалатный парламент, однако на более высоком этапе развития, когда такая потребность отпадет, возможно рассмотрение вопроса о создании двухпалатного парламента,  который, несомненно, будет более тщательно разрабатывать новые законы и совершенствовать уже принятые.
       Проект каждого законодательного акта или другого решения будет поочередно проходить сначала нижнюю, а затем верхнюю палату, и не сможет считаться окончательно принятым до тех пор, пока его не утвердит каждая из них. В случае возникновения сложностей при прохождении им верхней палаты две палаты парламента могут на паритетных началах образовать совместную согласительную комиссию для поиска взаимоприемлемого пути преодоления этих сложностей.
       Если согласие не будет достигнуто, любой государственный орган или любой совершеннолетний дееспособный гражданин смогут выступить с предложением о вынесении спорного вопроса на всенародное голосование, которое должно состояться только при условии, что в течение определенного времени эту идею поддержит своими подписями необходимое число имеющих право голоса граждан страны.
       Никаких запретов на рассмотрение органами законодательной власти какого-либо вопроса в течение какого-то времени (как это предусмотрено в конституциях некоторых стран) быть не должно. Любой вопрос, если он не носит антиобщественного характера, то есть не имеет отношения к посягательству на жизнь, здоровье, права и свободы граждан, в том числе к пропаганде войны и насилия, разжиганию межнациональной или межэтнической розни, расовой или религиозной нетерпимости, может быть обсужден и поставлен на голосование в любой момент.
       В органах этой ветви власти не должно быть также никаких анонимных, тайных голосований. Люди должны иметь возможность знать, как голосует тот или иной депутат, как вправе они знать и то, как действует и какие решения принимает любой государственный служащий.
       В цивилизованном государстве, где строго соблюдаются правовые нормы, и где какие бы то ни было попытки преследований законодателей за принимаемые ими решения сразу же решительно пресекаются и наказываются полномочными государственными органами, не должно быть и никакой касты „неприкасаемых”. Тот, кто попирает закон, должен быть привлечен к суду и подвергнут наказанию вне зависимости от того, какую должность он занимает.
       Очевидно, что вынесение на голосование законодательного органа вопроса о снятии депутатской неприкосновенности с одного из его членов – вообще полная несуразность. Ведь здесь действует круговая порука: за принятие такого решения не проголосуют не только те, кто не имеют ничего против этого депутата, но и его противники (из опасения, что таким образом они могут создать небезопасный прецедент, и в следующий раз такой вопрос может быть поставлен уже в отношении их самих).
       Перед законом должны быть равны все. А наделение кого-то большими, чем у других, правами принижает гражданско-правовой статус этих других, ставя их в положение „людей второго сорта” и подрывая их веру в то, что в их стране существует законность.
       Депутаты должны нести дисциплинарную ответственность, вплоть до лишения мандата, также за все то, что нередко можно наблюдать сейчас: отсутствие без уважительной причины на заседаниях законодательных собраний, членами которых они являются, поручение голосовать за себя или голосование за других, драки и оскорбления, создание шумовых эффектов, сон во время работы, прием пищи на рабочем месте в рабочее время, разгуливание по залу заседаний, ведение переговоров с другими депутатами или телефонных переговоров во время заседания, чтение газет и другой литературы, не имеющей отношения к обсуждаемым вопросам, и другое тому подобное.
       Думается также, что уход "на каникулы" любого законодательного собрания недопустим, так как это означает полную приостановку его работы (при том, что может возникнуть необходимость экстренного рассмотрения им какого-либо законопроекта или другого вопроса), следствием чего является и временное исчезновение контроля со стороны этого законодательного органа за подотчетными ему органами своей ветви власти и органами исполнительной власти.
       Ведь трудно допустить мысль о том, что какое-нибудь министерство на какое-то время полностью прекратит свое функционирование, так как все его сотрудники одновременно уйдут в отпуска. При этом министерство – это далеко не вся центральная исполнительная власть, а лишь одна из ее частей. Почему же тогда нормально воспринимается перерыв в работе парламента, который является более высоким по сравнению с министерством государственным органом и, к тому же, единственной высшей законодательной инстанцией, а не ее частью?
       Что касается права законодательной инициативы, то оно не должно принадлежать лишь узкому кругу облеченных властью лиц, которые нередко принимают законы „под себя”. Поэтому, если мы говорим о государстве для всех его граждан, а не только для тех, кто им управляет и тех, кто управляет ими, то необходимо, чтобы право инициировать принятие, отмену или изменение любого закона было у каждого дееспособного совершеннолетнего гражданина страны, будь он высокопоставленным чиновником или дворником.
       Пользуясь этим правом, любой такой гражданин сможет направить свое законодательное предложение в любой орган законодательной власти любого уровня, причем таким органом вполне может быть, например, законодательное собрание не того региона, в котором он постоянно или временно проживает.
       Для того чтобы его инициатива была в обязательном порядке рассмотрена этим законодательным собранием, он должен будет в течение определенного времени самостоятельно или с помощью других людей, помогающих ему в этом деле, собрать в ее поддержку не менее требуемого законом количества подписей имеющих право голоса постоянных жителей соответствующей административно-территориальной единицы. Не позже установленного срока со дня получения предложения данное законодательное собрание обязано будет дать тому, кто его подал, письменный ответ с указанием результата его рассмотрения.
       В случае получения негативного ответа автор предложения сможет направить его в вышестоящий орган законодательной власти, которому подчинено это законодательное собрание, вплоть до парламента. Понятно, что для обязательного рассмотрения предложения этим органом необходимо будет собрать подписи в соответствующей административно-территориальной единице более высокого уровня, и этих подписей должно быть больше, чем было собрано ранее.

       Аналогичный порядок должен применяться и для обязательного рассмотрения любых других обращений граждан в любые государственные органы, причем для обращения в орган исполнительной власти должно требоваться меньшее количество подписей, чем для обращения в орган законодательной власти такого же уровня, а для обращения в орган судебной власти – больше подписей, чем для обращения в орган законодательной власти того же уровня.
       И ни один государственный орган не вправе будет препятствовать таким обращениям, от какого дееспособного и достигшего совершеннолетия гражданина они бы ни исходили.

       Если и это не приведет к принятию законодательного предложения,  оно сможет стать местным или общегосударственным законом путем проведения местного или всенародного референдума по этому вопросу. Такой референдум может быть проведен в пределах любой административно-территориальной единицы любого уровня и должен будет обязательно состояться, если в поддержку идеи о его проведении (которая может быть подана любым имеющим право голоса дееспособным гражданином страны, вне зависимости от того, где он в ней проживает) будет собрано не менее необходимого количества подписей имеющих право голоса граждан, постоянно проживающих в соответствующей административно-территориальной единице в составе страны, или граждан всей страны, если речь идет о всенародном референдуме.
       При этом минимальное количество подписей, которое нужно будет собрать для проведения голосования постоянного населения какой-либо административно-территориальной единицы, естественно, должно быть большим, чем то, которое требовалось для внесения предложения на обязательное рассмотрение органа законодательной власти этой административно-территориальной единицы. Время, выделяемое для сбора подписей, в этом случае также должно быть более продолжительным.
       С законодательной инициативой вполне сможет выступить и группа граждан, которой в административно-территориальной единице любого уровня как при инициировании рассмотрения какого-либо вопроса законодательным собранием этой административно-территориальной единицы, так и при инициировании вынесения какого-либо вопроса на голосование населения этой административно-территориальной единицы необходимо будет собрать столько же подписей, сколько и одному гражданину, причем это количество должно быть установлено таким образом, чтобы оно не было заоблачным, и собрать его было бы вполне реально*.
   * Пусть читатель извинит подробное описание некоторых процедурных моментов – оно необходимо во избежание каких-либо неясностей.

       В то же время это отнюдь не означает, что органы законодательной власти будут обсуждать вопросы принятия новых, отмены действующих законов или внесения в них изменений только в случаях, если с инициативами об этом будут выступать граждане государства, или если такие предложения будут исходить от других государственных органов. Они смогут и самостоятельно ставить их на голосование, поскольку это – непосредственная сфера их профессиональной компетенции.
       В данном случае достаточным условием для рассмотрения какого-либо вопроса тем или иным законодательным собранием должен быть лишь сбор в поддержку этого необходимого количества подписей членов самого этого органа. То есть если один или несколько депутатов решат инициировать рассмотрение какого-либо вопроса законодательным собранием, членами которого они являются, то этот вопрос должен быть рассмотрен только в том случае, если это посчитает нужным сделать еще определенное число членов этого законодательного органа.
       В парламенте проекты законов и других решений могут рассматриваться (конечно, начиная с нижней палаты) по инициативе достаточного числа депутатов любой палаты, причем членам верхней палаты нужно будет собрать для этого меньше подписей, чем членам нижней.
       Любое законодательное собрание, не полномочное рассматривать какой-либо вопрос, должно иметь право передать по инстанции своей ветви власти просьбу о его рассмотрении имеющим такие полномочия вышестоящим органом законодательной власти, которому оно подчинено, вплоть до парламента. Если эта просьба не будет заблокирована ни одним законодательным собранием, через которое она будет проходить, то законодательный орган, которому она адресована, получив ее, будет вправе как рассмотреть этот вопрос, так и принять решение о том, чтобы этого не делать.
       Отказать в рассмотрении вопроса любое законодательное собрание может и в случае, если с просьбой об этом к нему  обратится относящийся к той же административно-территориальной единице орган исполнительной власти одного с ним уровня, действующий по собственному почину или по инициативе исполнительного органа, которому он подчинен или который подчинен ему.

       Следует заметить, что орган исполнительной власти не должен обращаться с законодательной инициативой в законодательное собрание, уровень которого ниже его уровня, - он может сделать это через подчиненный ему исполнительный орган одного с этим законодательным собранием уровня, относящийся к той же административно-территориальной единице, к которой относится это законодательное собрание.
       Точно так же орган судебной власти должен вносить такое предложение не в законодательное собрание более высокого уровня, а в на одну ступень более высокий орган своей ветви власти, который (если речь идет об относящемся к той же административно-территориальной единице законодательном собрании тоже на одну ступень более высокого уровня) может как передать его на обязательное рассмотрение этого законодательного собрания, так и не делать этого. Если речь идет о законодательном собрании еще более высокого уровня, то судебный орган на одну ступень более высокого уровня может передать (или не передавать) законодательную инициативу по инстанции своей ветви власти в судебный орган необходимого уровня. В свою очередь, этот орган тоже может передать это предложение на рассмотрение относящегося к одной с ним административно-территориальной единице законодательного собрания одного с ним уровня или не делать этого.

       Любое законодательное собрание будет обязано рассмотреть любой законопроект или другой вопрос и в случае, если сделать это ему предложит (или потребует от него) какой-либо вышестоящий орган его ветви власти или орган судебной власти не ниже того же уровня, которому оно подчиняется.
       Так, например, если какой-то орган законодательной власти примет закон, не согласующийся с Конституцией страны либо другим действующим законодательством, любое вышестоящее законодательное собрание или орган судебной власти такого же или более высокого уровня, которым он подчинен, а также имеющий право голоса гражданин, собравший в течение установленного времени достаточное количество подписей имеющих право голоса граждан, постоянно проживающих в соответствующей административно-территориальной единице, могут указать ему на это и порекомендовать устранить выявленное несоответствие. В случае необходимости они могут и потребовать от этого законодательного собрания рассмотреть вопрос о пересмотре принятого им закона, то есть об его отмене или о внесении изменений в его текст.
       Вышестоящие органы законодательной власти, органы судебной власти не ниже того же уровня и большинство имеющего право голоса постоянного населения административно-территориальной единицы, к которой относится этот орган законодательной власти и которая соответствует ему по уровню, могут отменить этот закон и самостоятельно. Понятно, что в последнем случае для этого в данной административно-территориальной единице должен быть проведен референдум по этому вопросу.
       В то же время вышестоящие законодательные органы, судебные органы не ниже того же уровня и большинство достигшего совершеннолетия постоянного населения соответствующих административно-территориальных единиц должны быть правомочны обязывать законодательные собрания именно только рассматривать вопросы, входящие в сферу их компетенции, но не должны иметь права обязывать их принимать какие-либо решения или пересматривать их.
       Кроме права отмены законов и других решений, которые могут приниматься подчиненными им законодательными органами, органы законодательной власти должны быть наделены и правом принимать и изменять такие законы и другие решения (точно так же как органы исполнительной власти должны быть вправе принимать и пересматривать решения, которые могут приниматься подчиненными им исполнительными органами, а органы судебной власти – принимать и пересматривать решения, которые могут приниматься подчиненными им судебными органами).
       При этом, опять же, любое законодательное собрание может рассмотреть вопрос о принятии или пересмотре такого закона или другого решения по собственной инициативе, может сделать это или не делать этого по просьбе какого-либо подчиненного ему органа законодательной власти или по просьбе относящегося к той же административно-территориальной единице органа исполнительной власти одного с ним уровня, действующего по собственному почину или по инициативе исполнительного органа, которому он подчинен или который подчинен ему. Оно будет обязано рассмотреть этот вопрос по рекомендации или по требованию какого-либо органа законодательной власти, которому оно подчиняется, или органа судебной власти одного с ним или более высокого уровня, которому оно подчиняется, а также в случае если за то, чтобы рекомендовать ему или потребовать от него это сделать, в течение определенного времени будет собрано установленное количество подписей имеющих право голоса граждан, постоянно проживающих в административно-территориальной единице, которая соответствует уровню этого законодательного собрания и к которой оно относится.
       Правом добиваться принятия своего законодательного предложения путем проведения местного или общегосударственного референдума должен обладать не только каждый гражданин, но и любой орган любой ветви власти. Как и в случае с гражданином, голосование населения по его инициативе может быть проведено в пределах любой административно-территориальной единицы любого уровня.
       Если речь будет идти об административно-территориальной единице, к которой он относится, и ее уровень будет не выше уровня этого органа, то приступить к сбору подписей постоянно проживающих в ней совершеннолетних граждан он сможет только в случае, если против идеи проведения такого референдума не выскажут возражений орган на одну ступень более высокого, чем у него, уровня его ветви власти, которому он непосредственно подчинен, и относящиеся к той же административно-территориальной единице органы одного с ним уровня тех ветвей власти, которым подчиняется ветвь, в структуру которой он входит.
       Так, например, региональная администрация, выступившая с инициативой о проведении референдума в пределах всего своего региона или какой-либо его части, сможет начинать заниматься сбором подписей имеющего право голоса постоянного населения этой территории лишь после согласования вопроса с правительством, законодательным собранием этого региона и его региональным органом судебной власти.
       Если какой-либо государственный орган предложит провести референдум в пределах административно-территориальной единицы, к которой он относится, но ее уровень будет выше его уровня, он должен будет передать предложение об этом наверх по инстанции своей ветви власти в орган необходимого уровня, который, если это предложение до него дойдет (не будучи заблокированным промежуточными инстанциями этой ветви власти), сможет принять решение о начале выполнения необходимых процедур или о том, чтобы этого не делать.
       В случае если какой-либо государственный орган решит выступить с инициативой о проведении референдума в административно-территориальной единице, к которой он не имеет отношения и уровень которой будет не выше его уровня, то он должен будет согласовать вопрос о передаче своего предложения в относящийся к этой административно-территориальной единице орган соответствующего ей уровня с тем органом на одну ступень более высокого уровня своей ветви власти, которому он непосредственно подчинен.
       Если же речь будет идти об инициировании проведения референдума в административно-территориальной единице более высокого уровня, чем уровень не имеющего к ней отношения органа-инициатора, то последний должен будет направить это предложение по инстанции своей ветви власти в орган необходимого уровня, который, если оно до него дойдет, может как передать его по назначению (в тот орган данной ветви власти, который относится к административно-территориальной единице, где предлагается провести референдум, и соответствует ее уровню), так и не делать этого. При отсутствии у него возражений он тоже должен будет согласовать вопрос о передаче данного предложения со своим непосредственным руководством.
       Орган, получивший предложение о проведении референдума в соответствующей его уровню административно-территориальной единице, к которой он относится, может как принять его и начать выполнять необходимые процедуры (получение согласия вышестоящих государственных органов и, при отсутствии возражений с их стороны, сбор подписей), так и не принимать его.
       То есть, например, если районный орган исполнительной власти предложит провести референдум в городе, относящемся к другому региону, он сможет передать свое предложение в орган исполнительной власти этого города только после того, как в обязательном порядке согласует данный вопрос с органом исполнительной власти своего региона, которому он непосредственно подчинен. Или, например, если какой-либо районный суд выступит с инициативой о проведении референдума в другом регионе, эта инициатива должна быть передана им в орган судебной власти его региона, который, если не будет против, должен будет получить согласие Верховного суда на передачу этого предложения в орган судебной власти того региона, где предлагается провести референдум.
       Процедура, описанная в предыдущих четырех абзацах, должна соблюдаться и в случае, если какой-либо государственный орган пожелает передать на рассмотрение государственного органа одной с ним ветви власти, который относится к другой административно-территориальной единице, и любое иное (не касающееся проведения референдума) предложение.
       В отличие от закона, который не был принят в результате проведения референдума и может быть отменен принявшим его законодательным собранием или любым из вышестоящих органов этой ветви власти, которым оно подчинено, а также любым органом судебной власти не ниже такого же уровня, которому оно подчинено, и большинством участников голосования имеющего право голоса постоянного населения соответствующей административно-территориальной единицы, закон, принятый вследствие референдума, состоявшегося в пределах какой-либо административно-территориальной единицы, может быть отменен или изменен только имеющим право голоса постоянным населением этой административно-территориальной единицы путем проведения там еще одного референдума.
       Для того чтобы каждый желающий имел возможность быть в курсе законотворческой деятельности, происходящей в государстве, вся не составляющая государственную тайну информация об инициативах, внесенных гражданами и органами власти в парламент или в местные законодательные собрания (в том числе и предложения, поданные членами самих этих законодательных органов), с указанием результатов их рассмотрения, сведения обо всех вопросах, выносимых на всенародный или местные референдумы (включая и тексты законопроектов, если референдумы проводятся по поводу их принятия), о результатах проведения этих референдумов, а также тексты всех несекретных законов и других решений, принятых парламентом или местными законодательными органами, должны публиковаться в находящемся на государственном финансировании специализированном центральном издании и соответствующих местных приложениях к нему. Там же должна обнародоваться и полная (разумеется, тоже кроме той, которая составляет государственную тайну) информация о работе органов двух других ветвей власти.

       Фракции партий в органах законодательной власти различного уровня тратят огромные силы и средства не на законотворчество, а на выяснение отношений между собой и на то, чтобы провести в правительство и местные органы исполнительной власти как можно больше представителей своих партий в целях получения с их помощью максимально возможных выгод. Отсюда соответственное количество и качество принимаемых общегосударственных и местных законов.
       Если же говорить о периоде перед выборами, то яснее ясного, что ни о каком нормальном законотворчестве в это время не может быть и речи. Партиям и партийным блокам просто некогда думать о чем-либо ином, кроме как о том, чтобы вновь получить вожделенные депутатские мандаты. Поэтому парламент и местные законодательные собрания нередко превращаются ими в штабы по ведению избирательных кампаний.
       Когда олигархический капитал будет лишен монополии на власть, когда партии как орудие осуществления его господства будут отделены от управления государством, а все законодательные органы, как и все органы других ветвей власти, начнут комплектоваться кадрами путем отбора по профессиональному и морально-этическому признакам, формирование или утверждение персонального состава правительства перестанет зависеть от парламента, а сам он не сможет быть распущенным по причине того, что в течение какого-то времени не сформировал правительство или не дал согласия на предложенную ему кандидатуру премьер-министра.
       Органы законодательной власти будут контролировать деятельность органов исполнительной власти, а не заниматься их формированием или утверждением их состава, и начнут работать так, как должны, то есть сосредоточатся на качественной разработке и принятии новых, а также совершенствовании уже принятых законов и других решений. И тогда эти решения станут продуманными, взвешенными, обоснованными и, главное, пронародными.




       Ни в коей мере не считая изложенное истиной в конечной инстанции, приглашаю всех желающих к его обсуждению.
       При каком-либо использовании материала ссылка на автора и название данной работы обязательна.