Неизвестный Израиль. 1. Начало...

Нина Рождественская


Тема, за которую я взялась, слишком серьезна и глубока. Поэтому, то, что я пишу – это только прикосновение к теме.

Десять лет я живу в прекрасной, удивительной и загадочной стране. И все измышления вокруг этой страны и ее народа кажутся такими странными, нелепыми, смешными и просто глупыми, что рука сама тянется к бумаге. Я хочу написать об Израиле всерьез: о его глубинной мудрости, его знаниях, его предназначении и о его замечательных праздниках.
Погружаюсь в эту глубину и плыву на сияющих волнах, купаюсь в свете и пью из неиссякаемого источника. И познаю любовь Творца, единственную, вечную, которая не предаст и не обманет, но пребудет вовеки…

Рош а-Шана – голова года

Стол застелен белоснежной скатертью, и лучи заходящего солнца искрятся в графинчике с вишнево-алым виноградным вином, в розетке с золотистым медом, бросают свои отсветы на блюдо с румяными яблоками и на разломанные доли большого граната, который, казалось, треснул, не выдержав собственной тяжести.
Это – Рош а-Шана – еврейский Новый год. В этот праздник мы едим голову рыбы и желаем друг другу быть в следующем году головой, а не хвостом. Мы окунаем дольки яблок в мед и желаем друг другу хорошего и сладкого года. Мы едим гранат, чтобы заслуг и добрых дел у каждого было столько, сколько зернышек в гранате. Мы едим дольки моркови, как напоминание о материальном благополучии.
Все в еврейских праздниках и традициях наполнено глубоким смыслом, как материальным, так и духовным. И над всем этим плывет, подобно колокольному звону: «Барух Ата Адонай, Элоэйну, Мелех аолам» («Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь мира»). Мне нравится, как это звучит на иврите, как будто я и вправду слышу звон колокола в этих величественных звуках.

Но возникает законный вопрос: почему евреи отмечают свой Новый год  осенью?
Попробуем разобраться.
Празднование еврейского Нового года имеет несколько глубинных слоев.
Прежде всего, это память о сотворении мира Создателем вселенной.
Но еврейское летосчисление ведет свое начало не от первого дня сотворения мира (День Первый), а со дня сотворения человека (День Шестой) и насчитывает 5771 год на сегодняшний день. Получается, что первый человек родился совсем недавно. Как такое может быть? Но здесь мы имеем дело не с материальными категориями, а с духовными. Когда речь идет о Первом Человеке, то имеются в виду совсем не те двуногие создания, которые жили в пещерах и охотились с дубинками на диких зверей. Речь идет о первом духовном человеке. И звали его Адам Ришон (первый человек). Ему приписывают авторство книги «Разиэль а-малах» (Тайный ангел). Душа этого человека, по-видимому, была настолько легка, чиста и прозрачна, что ему не составило труда проникнуть сквозь материю и увидеть божественное строение духовных миров.
«Ну да! – обрадуется неискушенный читатель, - это тот самый Адам, который жил вместе с Евой в райском саду, а потом явился змей и все испортил».
Все не так. Это совсем другая история. Духовная наука каббала рассказывает о том, что Создатель мира сначала сотворил духовные миры, а потом создал человеческую душу и назвал ее Адам Ришон. Поначалу эта духовная конструкция соединяла в себе женское и мужское начало, но впоследствии они были разделены (вот вам и Адам с Евой).
Духовный Адам Ришон был совершенным созданием, но не осознающим себя, как может быть прекрасен младенец, ничего еще не познавший и не искушенный в жизни.
В какой-то момент Адам Ришон захотел получить все знание, которым владел Творец (сорвать плод с древа познания добра и зла), но, будучи не готовым вместить в себя весь объем информации и света, он разбился. Его душа раскололась на сотни тысяч осколков, которые упали в этот материальный мир и оделись в физические человеческие тела. Но так как каждый осколок – это искорка из духовного мира (в каббале ее называют «точка в сердце»), то человек, в котором содержится эта искра, начинает томиться тоской по непознанному. В нем пробуждается воспоминание об иных мирах и иных сферах. Эти люди – воистину инопланетяне, ведь в них хранится духовная информация, которая до определенного момента находится в спячке.
Первый человек, в котором пробудилась эта искра, был земной Адам Ришон, и именно с него начинается отсчет духовного летоисчисления: «Шесть тысяч лет существует мир».* В течение этих 6000 лет человечество должно «вспомнить» о Создателе мира, исправить свою испорченную эгоистическую природу и вернуться к Творцу. Нам остается совсем немного: 229 лет…

…И зажигаются свечи…
И плывет над Израилем: «Барух Ата Адонай, Элоэйну, Мелех аолам».
И, в Рош а-Шана, когда евреи выходят из синагоги, раздается трубный звук шофара,** как напоминание:
- помни о Создателе вселенной
- помни о Божьем суде
- помни о Первом духовном Человеке
- помни об Адаме Ришоне
- помни…

*Вавилонский Талмуд, трактат Санэдрин 97:1
** Шофар – бараний рог.