Рецензия на фильм Край

Олег Татков
«Драмбастер» от Алексея Учителя о контуженной стране…


В интервью после выхода фильма «Край» Алексей Учитель сам определил его жанр как «драмбастер» (производное от драмы и блокбастера – авт.).  Содержание фильма, по его же определению,  тоже можно свести к одному предложению – «гонки на паровозах и немка, которая не знала, что была война». 



Вчера в Доме кино состоялся премьерный показ фильма «Край». Народу было много – пришлось организовывать параллельный показ в Белом зале. Режиссёр  Учитель,  уставший  от череды показов, поблагодарил собравшихся за внимание, сказал, что для него честь показать фильм перед такой аудиторией и в таких стенах и дежурно пошутил про отсутствующего на сцене Машкова, который сейчас в Праге в компании с  Томом Крузом в очередной «трудновыполнимой миссии» пашет на голливудовской смете…



Фильм производит очень сложное впечатление. Несомненно для меня одно,  – он из появляющейся в последнее время в нашем кинематографе череды немногочисленных  фильмов, которые о любви к Родине, а не к режиму на этой Родине. Это, наверное,  безумно трудно, -  не соскочить  в заказанную временем и спонсорами  пафосную идеологию тему истории России (времён СССР и не только), а остаться в общегуманистических, - понятных всему миру кинорамках.  До «Края», как мне представляется,  подобное за последние год-два удалось  сделать полностью только  Алексею Попогребскому в фильме  «Как я провёл этим летом» и Вере Глаголевой в фильме «Одна война»  и не удалось полностью сделать Никите Михалкову в «Предстоянии» и Алексею Смирнову с Алёной Семёновой в «Рябиновом вальсе».


Фильм переживается и проживается зрителями – это было очень заметно  по реакции профи аудитории дома кино.  Аплодисменты коллег Учителя – а они звучали и довольно часто – дорогого стоят.


Прекрасно подобраны места съёмок, очень профессионально и крепко отработал оператор Юрий Клименко -  экране живут реальные люди в реальных условиях, в кадре потрясающе органичны животные (из которых, как было написано в титрах ни одно не пострадало –авт.), пейзажные съёмки просто великолепны, до комка в горле сделанный эпилог, а уж гонки на паровозах…


Фильм, я уверен, не смог бы состояться без Владимира Машкова.  Он буквально отпахал свою роль Игната и отпахал её кровью и порванными нервами. Это вызывающая огромное уважение Актёрская работа с большой буквы и она не только «Оскара» достойна.  Это одновременно и хорошо и плохо;  – Машков задал высокую планку профессиональной самоотдачи - не всем удалось полностью ему соответствовать, хотя все вроде и пахали по-полной…   Меня это эмоциональное несовпадение  «выбивало из колеи» во время просмотра. Очевидно степень профессионального таланта тоже у всех разная…


Вышесказанное ни в коей мере  не относится к немецкой партнерше  главного героя – актрисе Аньорке Штрехель сыгравшей Эльзу.  Ей на все 100 процентов удалось перевоплотиться в Маугли, образца 1945 года  с Ай-Кью профессора Гарварда. Она, как и Машков отказалась от дублёров и все трюки (а в кинофильме практически нет компьютерных анимашек – авт.) выполняла сама…


Достойно сыграла свою роль Юлия Пересильд…


А вот Сергей Гармаш в роли следователя НКВД мне открытием не показался, к сожалению.   Я увидел в его работе озверевшего следователя НКВД лишь  продолжение недавно сыгранной им роли милиционера-коррупционера-патриота в фильме Сергея Бодрова «Дочь Якудзы».


К сожалению,  мне показалось, что и то, что делали на экране Александр Баширов и Алексей Горбунов я уже тоже где-то и не раз в их исполнении видел…   Но это моё мнение – я не специалист по актёрскому мастерству, а простой зритель – могу и ошибаться…


Режиссёру  фильма «Край» почти удалось избежать временнЫх  и национальных киноштампов о России, - тема лагерей, типажей людей из Зоны,  отношений победителей и побеждённых раскрыта очень деликатно и в этой деликатности, как мне представляется,  есть очень сильный эмоциональный посыл режиссёра для зрителя – иногда шёпотом можно сделать больше, чем сорванными до хрипа голосовыми связками (это я в переносном смысле, конечно – авт.). 


Алексей Учитель лишь приоткрыл  тему отношения Родины к увечным победителям в войне с фашизмом.  Тема эта страшная по-сути и она ещё ждёт своего режиссера. Только сейчас становятся известными факты о «самоварах» - советских солдатах-калеках без рук и ног, вернувшихся с войны победителями, которых для того, чтобы они своим видом не портили идеологические пейзажи СССР, -  собрали и вывезли на Валаам...


Фильм «Край» Алексея Учителя, безусловно, -  кинособытие этого года, и мне представляется, что  его ждёт счастливая киносудьба – лично я ему этого всячески желаю…