Флоридский Санкт-Петербург

Анатолий Шиманский
 
Мэр город Санкт-Петербурга Рик Бэкер

 

Вид ночного города

 

Саншайн скайвэй

 
Флаг города

 

Га
Газпром-сити

 
Обуховский вантовый мост через Неву


Надо было заранее отремонтировать движок, а я отправился во Флориду на барахлившем SAABе с пассажиркой, уставшей от себя и борьбы за существование в Нью-Йорке. Перед отъездом в Россию я решил  увидеть Петербург, о котором много слышал от Марианн и читал в главной газете иммигрантов «Новое русское слово».  На подъезде к городу температура за бортом зашкалила за 35 по Цельсию, кондиционер и вентилятор отказали. Чтобы добраться до мастерской, пришлось еще включить и отопление салона, иначе движок бы отдал концы. Марианн тоже закипала, к чему я был готов и предложил отправиться обратно в Нью-Йорк, но ей уже это было не интересно, ведь появилась возможность попортить мне кровь. В этом плане женщины интернациональны. Правда, Марианн относит себя к элите американского общества, называемой WASP (White Anglo-Saxon Protestants), белым протестантам англо-саксонского происхождения. Тем американцам, предки которых в 1620 году высадились с корабля Мэйфлауер в Портсмутской гавани и основали американскую нацию.
Для Марианн все остальные иммигранты, всякие там ирландцы, итальянцы, поляки и евреи, не говоря уж о таких русских, как я, второсортными продуктами собственных цивилизаций. Ну а как же не считать меня еще и мазохистом, если после 20 лет жизни в США я решил вернуться в Россию, которая снова решила идти своим неведомым путем. Меня всегда привлекала неизвестность.
Я напомнил Марианн, что ее предки-халявщики за бесценок купили у России колонию Новоархангельск и превратили в штат Аляска. Я запросто могу создать в России партию отделения ее от США и превращения в независимое государства «Русская Америка». (Нефти там побольше, чем в Чечне.) Правда, надо будет постараться наладить дружеские отношения с Ромой Абрамовичем, хозяином почти независимой Чукотки. 
Родившись в Санкт-Петербурге, Марианн давно перебралась из Флориды в Новую Англию, но сестра с мужем-адвокатом остались жить здесь. Ей хотелось обсудить с ними наши кислые взаимоотношения, а мне расспросить их об истории создания города. Встретились мы с высушенной солнцем и юриспруденцией Бетси и громогласным оптимистом Джеком так, как здесь принято – не у них дома, а в кафе «Капитан Блай», возле копии знаменитого корабля «Баунти». Корабль этот построен в 1962 году для съемок исторического фильма о мятеже матросов против капитана Блая, с Марлоном Брандо в главной роли. Корабль прописался в Петербурге и выполняет роль, аналогичную нашему «Штандарту», привлекая на борт массы любителей парусного флота. Недавно на его борту корабля проводились съемки серии фильмов «Пираты Карибского моря», столь популярных в России.
Мой собеседник Джек оказался любителем истории, правда, он не знал такой детали, что российский и американский Петербурги были основаны Петрами Алексеевичами, только первый был из семьи Романовых, а второй – Дементьевых. У этих американцев вообще отсутствует упоминание отчества гражданина в именах. А вот на официальном сайте города сообщается, что Петербург основан отставным генералом Джоном Вильямсом, приехавшим сюда из Детройта и купившим участок земли 1876. И все – там вообще нет упоминания о русском происхождении города и Петре Алексеевиче Дементьеве, его крестном отце.
Хорошо, что теперь есть Википедия, не позволяющая себе такого махрового американского шовинизма. Она упоминает второго основателя – российского дворянина Питера Деменса, который появился во Флориде более десяти лет после генерала. Для удовлетворения англосаксонского патриотизма придумали даже историю, что отцы-основатели решили разыграть название города подбрасыванием монеты: орел – Петербург, решка – Детройт. Понятное дело, выиграл Деменс, а Детройтом назвали первый отель города.
Дементьев родился 1 мая 1850 г. в Санкт-Петербурге. Рано потеряв родителей, детство и юность он провел в семейном имении в Тверской губернии. Образование завершил в Петербурге, а затем три года служил в Егерском гвардейском полку. Выйдя в отставку в чине капитана, Дементьев поселился в Тверской губернии, где принимал активное участие в земском движении, даже избирался предводителем дворянства. В 1880 г. Петр Дементьев вместе с семьей перебрался в Америку, и отправился осваивать Флориду, о которой знал о нравах местных жителей лишь по романам Майн Рида.
В отличие от армейского капитана Майн Рида, вернувшегося жить в Лондон, капитан русской армии Дементьев не воевал с испанцами, а осушал девственные болота Флориды. Петр Алексеевич легко мог создавать и терять состояния, как в России, так и в США. Нажив миллионы на постройке железной дороги к берегу Мексиканского залива, он создает и реализует генеральный план застройки нового города. Многое в нем навеяли воспоминания о российской столице. Американский Санкт-Петербург возводится с широкими прямыми улицами, большим количеством зелени и воды. План города напоминает застройку Васильевского острова Доменико Трезини, а железнодорожный вокзал похож на знакомый Деменсу – Царскосельский. Правда, сам-то основатель не остался жить в здешних болотах, а перебрался с семьей в Калифорнию, купил апельсиновую плантацию с испанским названием  Алта Лома (Высокий холм), где и почил в 1919 году. 
В декабре 1977 г. городской совет признал основателем города П. А. Дементьева. После этого была установлена стела в парке его имени. Надпись гласит: In honor of Peter Demens (Dementieff), the founder of St.Petersburg in 1888. Erected by Congress of Russian Americans, 1979 (В честь Петра Деменса (Дементьева), основавшего в 1888 году город Санкт-Петербург. Сей памятник воздвигнут Конгрессом русских американцев в 1979). Это признание не изменило официальной версии основания города генералом Джоном Вильямсом 1875, на всякий случай купившем 2 500 акров болот. Питеру Дименсу отводится второстепенная роль проведения сюда железной дороги в 1888 году и наименования города в честь тогдашней столицы России. Наблюдая перипетии борьбы за первенство, уместно было бы с моей точки зрения, под памятником поместить табличку с обращением основателя к потомкам:
Славянская раса уже проявила бездну блеска и талантливости, занесла на скрижали истории имена Петра Великого, Суворова, Пушкина, Менделеева, Пирогова. Тургенева, Толстого – общепризнанных мировых гигантов гениальности во всех поприщах. Нет, славянская раса не ниже тевтонской или какой-либо другой.
В отличие от нашего промозглого ленинградского Петербурга, над флоридским Петербургом солнце светит 360 дней в году, оттого и зовут его Солнечным городом. Не удивительно, что многие американцы русского происхождения по выходе на пенсию переезжают жить в город с родным уху названием, построили православный храм и основали землячество.
Последователи Дементьева постепенно осушили болота, построили великолепные причалы для яхт и соединили город с материком подвесным мостом через залив длиной 6.4 километра. Город этот, можно сказать, рай для пенсионеров, которые оставили на севере свои прежние устремления и треволнения, перебравшись на свою последнюю пристань. Забавно видеть проходивших мимо кафе пенсионеров, на майках которых напечатан такой прикол: «Я проживаю деньги моих внуков».
Мой собеседник, занимающий должность юрист-консула в мэрии города, рассказал, что в последние годы во Флориду переезжают не только пенсионеры, но и компании, развивающие новые технологические направления. Санкт-Петербург не является исключением, и даже наоборот, он первый в списке шести городов с наиболее продвинутой технической интеллигенцией. Город имеет тщательно разработанную схему зон преференции, где фирмы выплачивают пониженный подоходный налог, а также налог на продажи и на недвижимость. Деловой рынок Санкт-Петербурга с 1995 года привлек более 20 корпораций, с которыми появилось 9 000 дополнительных вакансий.
Несостоявшийся мой родственник Джек рассказал, что в 2003 году Санкт-Петербург отмечал столетие получения статуса города и совместил этот юбилей с 300-летием основания своего старшего брата. На торжественном заседании в муниципалитете выступал Рик Бэкер, призвавший крепить дружбу между городами-близнецами. Правда, я за все время, минувшее с того юбилейного года, не отметил значительного прогресса в деловой активности между городами. Не сомневаюсь, что чиновники с той и другой стороны неоднократно нанесли взаимные визиты, истратив изрядные суммы представительских фондов.
Как и госпожа Матвиенко, Рик Бэкер переизбран мэром города на второй срок и до 2010 года. Родился он в Чикаго, принадлежит к баптистской церкви, женат и имеет двух детей. Это профессиональный бюрократ, управленец, получивший диплом юриста по окончании Флоридского университета, в котором был старостой курса. После окончания курса он сподобился изучать сравнительную юриспруденцию в престижнейшем Оксфордском университете.
До вхождения во власть будущий мэр заработал миллионы, проработав 20 лет в частной юридической компании и решая проблемы корпоративного строительства. В свободное от работы время он написал книгу об истории с древнейших времен по настоящее время той земли, на которой стоит теперешний Санкт-Петербурга.
На второй срок мэра выбрало 70% избирателей, поддержавших так называемый «план Бэкера», состоящий из пяти пунктов. Согласно этому плану, качество жизни четверти миллиона горожан определяется, прежде всего, опорой на соседей, а также использованием экономических возможности города для повышения семейного благосостояния. Важнейшую роль в качестве жизни играет улучшение школьного образования и повышение личной безопасности жителей, что непосредственно связано с улучшением качества работы городских служб. Читаешь этот план, и как-то не верится – неужто действительно все это реально, а не сотрясение воздуха.  Джек подтвердил, что качество жизни, благосостояние и безопасность граждан здесь очень высокие.
Санкт-Петербург имеет наибольшую в США городскую пристань для яхт – 234 мили береговой линии. Чистота воды и пляжей обеспечивается практически 100-процентной очисткой сточных вод. Если в среднем по стране ежегодный доход американской семьи составляет 36 тысяч долларов, то доход петербуржцев достигает 42 тысяч.
Мэру города 50 лет, он чрезвычайно религиозный человек, искренне верящий, что бог призвал его быть мэром этого Солнечного города. Пастор его церкви уверен, что каждый свой поступок мэр рассматривает с точки зрения христианской морали. Правда, ради благополучия горожан он согласился на стоянку в порту плавучего казино, которое дает хороший приварок в казну города. На последнем отчете о проделанной работе мэр доложил, что мэрией открыто несколько площадок по выгулу собак и еще одна молодежная площадка для катания молодежи на спортивных досках и роликовых коньках.
Большую поддержку полиции получила инициатива владельцев собак, которые организовались в ассоциацию борцов с наркоманией. На прогулки они берут с собой видеокамеры, на которые снимают деятельность подозрительных личностей и передают материал в полицию.
Конечно же, беспокойство активистов по сохранению исторического облика города вызывают планы строительства в ближайшие пять лет дюжины высотных зданий возле набережной. Самое высокое достигнет 394 футов, это порядка 120 метров. Конечно же, это не 390 метров, каковой должна быть высота башни Газпрома на Охте.
Я рассказал собеседнику о грандиозном плане госпожи Матвиенко оставить о себе память постройкой в Северной столице подобия Эйфелевой башни. Зная городское устройство и его историю, Джек заявил, что в его Санкт-Петербурге такой небоскреб невозможен. Для этого существует современный город небоскребов Тампа, расположенный всего в 6 километрах от старинного, векового города Санкт-Петербурга. А в солнечном Петербурге существует инициативная группа граждан, требующих введения ограничение строительства зданий не выше 300 футов. Я не сторонник строительства нашего небоскреба близко к центру города, но Петербургу не хватает достойной высотки, этакого фаличенского символа, который смог бы сыграть роль виагры, поднял потенцию наших мужиков и помог новому президенту решить проблему рождаемости в его родном городе.
Мы сидели на берегу океана, чайки кружили над рыболовецким судном, команда которого перебирала сети, над горизонтом зажигались звездные гирлянды. Как ни приглядывался, не нашел я среди фланирующей по набережной публики никого, напоминающего мне Родиона Раскольников, или Сонечку Мармеладову, тем более, самого их творца – Федора Михайловича Достоевского. Боюсь, окажись он здесь, вряд ли написал бы наш гений романы о «Бедных людях». В Солнечном городе больше пригодилось бы его инженерное образование – судя по рубрике объявлений газеты St. Petersburg Times, здесь большая потребность в строителях.
Подошел конец моему пребыванию в Солнечном городе, автомобиль мой отремонтировали, и нужно было отправляться на восточное побережье Флориды. Я оставил Марианн с ее проблемами на попечение родственников и, свободный, полетел на своей машине по трассе "Саншайн Скайвэй", в переводе с английского это означает "Небесная дорога солнечного света". Дорога была чудом инженерно-строительной техники, которого добились потомки таких иммигрантов, как Питер Деменс. Я летел между небом и океаном на восток, чтобы в Майами пересесть на самолет, отправлявшийся в Россию, в родной до боли Санкт-Петербург.
Мы тоже скоро достроим свой вантовый мост через Неву, длина-то немалая – 2.8 километров. Точь-в-точь по длине равняется он с мостом «Золотые ворота» в Сан-Франциско. Только назвали его какое-то примитивно – «Обуховский вантовый мост». Нет, чтобы – «Невские ворота».   
Хотя, не в названиях дело, а в людях, ими пользующимся, этого и городов наших касается.