Не так сели

Владимир Соколов 4
               
Стояла изнуряющая летняя жара. Мозги плавились, ум заходил за разум, соображалка плохо работала, сильно хотелось пить.
«А ведь в ларёк уже привезли свежее бочковое пиво», - с сожалением подумал я, и ощутил во рту янтарную освежающую влагу, отчего потекли слюнки.

А тут ещё дежурный Волков позвонил и обрадовал:

- Тут участковый Пересыпкин от пивнушки толпу мужиков привёл. Кто-то у кого-то портфель свистнул. Разберись…

- А вора задержал наш доблестный участковый? – спросил я.

- Вора поймал с поличным, и портфель возвратил потерпевшему, - ответил дежурный. – Привёл целую толпу алкашей.

- Пусть заведёт троих на опознание, включая подозреваемого, потом двоих понятых, а потом я приглашу потерпевшего.
У моего кабинета собралась толпа мужчин, которые галдели и ругались, как будто они находились не у кабинета следователя, а возле пивного ларька.

Вначале зашли трое небритых с помятыми лицами любителей пива. Бухарики затихли, как первоклассники, скромно переминаясь с ноги на ногу, сообразив, что они в государственном учреждении, а не в питейном заведении.

- Садитесь, ребята, на стулья у стены, кто куда хочет, будем проводить опознание! – бодрым голосом сказал я мужчинам. Опознаваемые без лишних вопросов уселись на стулья, руки у них слегка подрагивали, может, от волнения, но скорее оттого, что была прервана опохмелка.

Затем в кабинет боязливо протиснулись ещё две личности, выступающие в роли понятых. У одного из них мордастое лицо было перекошено, и сам он был похож  на придурка. Второй на вид был немного приятнее, но страдал косоглазием  и внешностью походил на артиста Крамарова. Они сели на стулья напротив троицы.
Я разъяснил всем присутствующим их права и обязанности, после чего настала очередь опознающего, которого я пригласил в кабинет. Потерпевший зашёл в мой кабинет боязливо и неохотно, как заходит трусливый больной в кабинет зубного врача. Глаза его воровато бегали, а голова тряслась, как у неврастеника.  В правой руке  он держал замызганный дерматиновый портфель, который во многих местах потрескался и годился лишь только для переноски мусора или хранения слесарных инструментов.
Я торопился, надо было разбираться с более серьёзными делами, нежели со старыми портфелями, и поэтому без лишних слов спросил у вошедшего:

- Кто?

Потерпевший осмотрел троих сидящих, потом перевёл взгляд на понятых и ткнул пальцем в мордастого:

- Вот он!

- Встаньте, гражданин!  Вас опознали, как фамилия?

- Иванов! А при чём я? Что я сделал? – спросил опознанный.

- Разберёмся, гражданин, помолчите.

 Потом я обратился  к человеку с портфелем:
- А Вы уверены, что  это он? Как Вы его опознали?

- Как не узнать? Я его рожу хорошо запомнил. Он ещё за пивом без очереди лез, но мужики не пустили.

Я подумал: «Произошла осечка, адвокат в суде заявит: «Где это видано, чтобы понятых опознавали, и подозреваемых понятыми приглашали?» - А суд опознание не признает, и дело развалится».
Я решил повторить следственное действие, как положено по закону. Человеку с портфелем, как я полагал потерпевшему, было предложено:

- Вы на минутку выйдите, я Вас приглашу!

Тот вышел в коридор.

- Извините, ребята, не так сели, - обратился я к мужикам, -  придётся пересесть. Иванов, поменяйтесь местами с любым из троих.

Пересели. Поехали дальше. Я снова позвал опознающего и спросил:

- Кто?

- Я же уже Вам говорил, гражданин начальник, вот у него, – показал человек с портфелем на Иванова.

- Встаньте опознанный. Назовите свою фамилию.

- Иванов!

- Ваша  фамилия, опознающий?

- Петров!

- А почему, Петров, Вы сказали «у него»?

- А у кого же? У него я портфель взял, век воли не видать!

- Ничего не понимаю! Так это Вы, Петров, портфель с вещами украли?

- Не крал я, гражданин начальник, я давно завязал. И портфель пустой без вещей был, он валялся за углом пивной. Я его взял сбегать в магазин за пузырём и закусью, чтобы водяры в пивко добавить, ерша сгондобить и ребят угостить. Вы же знаете, что водка без пива – деньги на ветер. Но этому мордовороту, - Петров ткнул пальцем в Иванова, - не налил бы. Рожа его мне сразу не понравилась. Только я намылился к магазину, хмырь этот шум поднял: «Портфель украли!» Подбежал ко мне, портфель вырвал. Кричит: «Мой портфель!» Вот тогда я понял, что лопухнулся. Начались разборки, мужики кипеш подняли, хотели мне морду набить. Вдруг откуда ни возьмись, появился участковый. Строго так сказал: «Всем идти за мной в райотдел. Там следователь разберётся!» Мы все и потопали.

- А почему портфель опять у Вас оказался? Я же поэтому был уверен, что Вы его хозяин?

- Так милиционер у Иванова портфель  забрал и сунул мне в руки. Говорит: «Тебя с поличным поймали, пусть улика будет в твоих руках, так следователю легче будет доказать твою вину». Ну, я и взял, чтобы не перечить ему. Подумал: «Начнешь возникать, ещё по шее схлопочешь».

 «Такое опознание уж точно не только адвокат опротестует, но и судья не примет, - подумал я. – В суде дело не пройдёт, потому что следственное действие произведено шиворот-навыворот. Подозреваемый опознал потерпевшего, а не наоборот, как положено по закону. Спешка нужна только при ловле блох, а не при проведении следственных действий. А с другой стороны: стоит ли заводить дело по драному портфелю без вещей? И умысла на кражу у Петрова похоже не было, и он говорит правду», - пришёл я к логичному выводу.

Звоню в дежурку:

- Волков! Участковый  там?

- Тут!

- Дай трубку!

- Даю!

- Пересыпкин! Ты, почему подозреваемого в первой тройке не направил, как я просил?

- Направил, он первым рвался в кабинет зайти, но мужики его не пустили, говорили: «Ты портфель спёр, можешь подождать -  первыми мы пойдём!»

- А ты, чем думал, головой или задним местом?

- Извини, не успел тебя предупредить, дежурный срочно послал меня  на вызов, сказал: «Беги к магазину, там трое пацанов мужика метелят!» Я и рванул.

Во рту опять возникла сухость, страшно захотелось пить, и я торжественно обратился ко всем участникам опознания:

- Пошли, мужики, холодного пивка попьём. Я угощаю! Опознание отменяется!

В рядах «синих» возникло радостное оживление.

- А портфель куда девать? – спросил Петров.

- Да выкинь, ты, эту рухлядь куда-нибудь, - посоветовал я.

- Не надо выбрасывать, мне ещё пригодится… пиво в банке носить! – сказал Иванов, забирая своё имущество.

- А почему следствие закрыли? – поинтересовались у меня повеселевшие  мужики в предчувствии дармовой выпивки, довольные тем, что не будут таскать по судам.

- Потому-что вы, ребята… не так сели…