Хождение за моря... Будни и праздники. часть 2

Валя-Лера
Позади гул и суета аэропорта. На улице нас сразу накрывает влажная жара. А я в лёгком  свитерке. Разница температур градусов двадцать. Хорошо,  что в машине кондиционер. Мазган на иврите. Это слово теперь прочно вошло в моё сознание. Я даже по приезде домой, на второй день выдала сестрице: « Мастера надо вызвать для профилактического обслуживания мазгана». Вот сестрица хохотала.
Мы несёмся по пустынному шоссе.  Кукольный голос навигатора направляет нас в сторону Натании. Кирен – прекрасный водитель. Машина не едет, а летит. В Израиле самые лучшие дороги, которые я когда-либо видела.  От души говорю «спасибо» их дорожной службе. Много километров накрутили мы за две недели. У меня была возможность сравнивать.
Представляете, по обеим сторонам шоссе через каждый метр  вмонтированы  светящиеся бугорки. Это не лампы для освещения. Нет. Это полоски безопасности, это защита водителей, которые могут уснуть за рулём,  от катастрофы. Мне специально продемонстрировали: наехали на такую полоску. Машину затрясло, раздался какой-то грохот и свист. Тут и мёртвый подскочит, а уснувший и подавно. Через каждые сто метров огромные щиты на трёх языках указывали направление. Тель-Авив, Херцилия, Раанана, Натания…
И вот мы въезжаем в ночную  Натанию.  Вся проезжая часть по обочинам заполнена машинами. Я не видела в городе специальных стоянок для ночной парковки. Не могу сказать, есть ли они. Но замершая вдоль шоссе,  нескончаемая вереница спящих автомобилей впечатляет.
Живут мои друзья в пятиэтажке. Сначала мы попадаем в большой стеклянный холл. Там только цветы в больших горшках и ещё один выход в малюсенький дворик.  Во дворике я увидела какие-то ветхие строения, напоминающие балаганчики, но от усталости не спросила, что это такое.
Лифт в доме, в отличие от нашего, имеет две двери.  Одну закрываешь сам, одна захлопывается автоматически. Я первое время всё мучилась: зайду, кнопку нажму, а лифт стоит:  двери-то я руками не закрыла.  И кнопка «1» не обозначает, что тебя привезут на первый этаж. Там другая кнопка со словом «вниз». Вот она-то и доставляла нас на первый этаж.
Тихо-тихо мы вошли в квартиру. Но тут-же раздался злобный оглушительный лай. Это пёсик Чапи прибежал заявить свой решительный протест против незаконного проникновения на его территорию. Это потом Чапи полюбит меня, будет, как нитка за иголкой, бегать за мной по квартире, будет подпрыгивать до потолка , чтобы лизнуть меня в лицо, когда я вернусь откуда-то, будет становиться лапками мне на колени, класть голову и ждать моей ласки, повизгивая от счастья, что я его поглаживаю и нежно тереблю ушки. А пока он перебудил всех, за что его даже наказали к моему огорчению.
Всё! Спать, спать! У меня нет никаких сил. Все они ушли в переживания. Мне надо отдохнуть, а вот завтра…
Утром меня разбудил звонкий голосочек четырёхлетнего Максика. Этот малышок в любой день недели встаёт ровно в шесть часов утра. Ему неведомо желание  поваляться в выходной день в постели подольше. Максик уже с  утра готов на подвиги. Мне было очень интересно за ним наблюдать.
В Израиле культ пресной воды. Её очень берегут все, от мала до велика. Просто так бегущая вода – это нонсенс для Израиля. Так вот, Максик сам, без напоминания, шёл чистить зубы. Он пододвигал к раковине скамеечку, становился на неё, набирал половину стаканчика воды, макал туда щётку. После чистки зубов  он полоскал свой ротик из стаканчика, не забывал остатком воды обмыть раковину. Ни одной лишней капельки. И это четырёхлетний ребёнок. Так поступают все израильтяне.
А потом был первый еврейский завтрак. Детки самостоятельно насыпают себе хлопья и заливают их молоком. Они насыпают ровно столько, сколько съедят.  Я стала свидетелем того, как девочка Вероника закапризничала, и не захотела доедать несколько ложек. Ей спокойно объяснили, что она должна была прислушаться к своим ощущениям,  что продукты – это чей-то труд,  это деньги родителей, которые достаются им нелегко.  Ей просто необходимо  доесть.  И ведь доела, хотя и насупилась.
В Израиле категорически запрещено бить детей, оскорблять их, ругаться громко. Может вмешаться полиция, и последствия будут весьма печальные. Ребёнка могут забрать у родителей. Можно только убеждать детей, разъяснять им свои требования. И нам стоит поучиться у израильских родителей выдержке, терпению,  мудрости.  Ведь дети везде одинаковы, а нам вечно некогда, мы лучше прикрикнем на ребёнка, шлёпнем в досаде, отругаем. И он подчинится из страха, а не от осознания.  Дети Израиля поразили меня самостоятельностью и ответственностью за свои поступки.
За завтраком я узнала много новых слов. Вот эта маленькая лепёшечка с надрезом посередине называется пита. В неё можно положить какую угодно начинку. А вот уже известный мне хумус, а вот  тхина, тоже густой соус, из кунжута. Вот кус-кус – пшеничная каша с маслом, чем-то похожая на манку, но более крупного помола. И салаты.  Салатовое царство! Что только не идёт в них: пророщенная пшеница,  оливки,  баклажаны, все известные мне овощи и масса незнакомых. А тарелка с веточками зелени – просто атрибут обеденного стола.
Я уже говорила про культ воды в Израиле. Так вот, ни один израильтянин не выйдет из дома без бутылочки с водой. Там почти постоянно дует обжигающий ветерок хамсин. Незаметно он иссушает человека, выветривает из кожи влагу. Может наступить тяжёлая степень обезвоживания. От этого спасает частое, но необильное питьё. Так, один-два глотка, через равные промежутки времени.  Об этом по микрофону объявляют даже на пляже. И взрослые, и дети очень ответственно подходят к этому: носят в рюкзачках свои бутылку и пьют, и пьют  тёплую воду. Мне было тяжело к этому привыкнуть.  По мне, уж если пить, так стакан ледяной минералки или кваса. Но…привыкла. И уже по инерции таскала везде бутылку с водой.
Так получилось, что прилетела я как раз к началу большого еврейского праздника Суккот.  Это очень радостный праздник. Каждая семья стремится построить себе сукко – хижину, крытый балаганчик. Библейское название - куща. Праздник кущей. И надо постараться прожить эту неделю в хижине или, хотя бы, принимать там семейную  трапезу.
В Торе сказано: «В пятнадцатый день седьмого месяца (Тишрей), когда Вы собираете плоды земли, празднуйте праздник Всевышнего семь дней: в день первый -покой и в день восьмой покой. И возьмите себе в первый день плод дерева красивого (этрог), ветви пальмовые и отростки дерева густолиственного, и верб речных, и веселитесь перед Б-гом, Всесильным вашим, семь дней. И празднуйте  этот праздник Всевышнему семь дней в году: (это) устав вечный в поколения ваши; в седьмой месяц празднуйте его. В сукко живите семь дней... дабы знали поколения ваши, что в сукко поселил Я сынов Израилевых, когда вывел их из земли египетской...»
Есть ещё одно  название у этого праздника. Называют его «Праздник сбора  урожая». Он выпадает всегда на осень, когда заканчивается сбор плодов, когда летняя страда позади. Каждый раз Бог обильно благословляет труды человека. Но знает Господь  его надменное сердце. Ведь человек может загордиться, что сам своими  руками всего добился. Вот для этого и оставляет человек всё земное и переселяется во временное ветхое, чтобы показать своё глубокое смирение перед Творцом. А Бог не оставит народ свой даже в таком ветхом убежище.
Мне объяснили, что эти самые временные строения во дворе и есть эта самая сукко. Я заглянула внутрь: украшенные флажками стены, цветы и длинный стол со стульями – вот и всё убранство сукко. Такие хижины стояли на ровных крышах домов, во всех кафе. А на центральной площади Натании мэрия разбила очень большую общественную сукко. Все, кто не имеет возможности сделать себе такую возле дома, берут еду и идут сюда. Так исполняется предписание святой Торы. Целую неделю у взрослых и детей весёлые каникулы. Улицы города запружены людьми, столики кафе давно уже заполонили все площади. Их нет разве что на проезжей части. Улыбки и смех, музыка, крики детей, бегающих у фонтана, неумолкающий гул разговоров за столиком.
Мир и покой, радость и благоденствие – вот что такое Суккот в Натании.
               
                Продолжение   http://www.proza.ru/2010/10/20/1472