Землянка стала японским складом

Владимир Лузан
 Жаркое лето. На даче под бугорком, от лесхоза, Илья и Сергей устроились делать землянку для игры в  партизаны. Лесхоз высоко почти пять метров выше по бугру и тридцать метров от ребят. Так вот в этом месте сохранилась старая барсучья нора. Ребята расширили ее так, что стало можно поставить стол и два стула. Копается легко. Чистый песок почти сам вылетает, только слегка подкинь. В лесу набрали валежника, которого тоже хватает после лесного пожара. И стали мастерить перекрытие. Вот тут и пришлось ребятам обратиться к деду Володе. Без опыта трудно сообразить, как крепить, что бы не развалилось. Два дня уже втроем мастерили землянку. Закопали в землю четыре столба с рогатинами. Закрепили в рогатинах жерди и настелили три наката валежника. Сверху и с боков  для маскировки уложили дерном. Вход замаскировали ветками. Пройдешь в двух шагах и не заметишь, что здесь, есть, где спрятаться.
Довольные ребята начали обустраивать свою землянку. Откуда-то появились шкафчики, ящики для игрушечных автоматов и боеприпасов и всякой мелочи. Уже из землянки они вели свою игру. Разведку территории, наблюдение за передвижением посторонних лиц в районе лесхоза и соседних дач. Да вот из-за шкафов и ящиков стало немного тесновато в землянке, и они решили сделать еще одну комнату и установить там печку и две лежанки. Теперь дело пошло труднее. Песок пришлось выносить ведрами. Прокопав двадцать сантиметров в глубь, приходилось устанавливать столбы подпоры и перекрытие  из бревен. Иначе все могло рухнуть. Дед Володя тут был им дополнительной силой и консультантом, как правильно делать крепеж. Не успели они пройти метр в глубь сопки как наткнулись на кирпичную кладку. Ход норы барсука проходил рядом и уходил куда-то в глубь за эту кладку. Кирпичи были прочные, не поддавались ударам лопаты и молотка. Откуда здесь кирпичная кладка?   Что там за стеной? Вопросы все адресованы к дедушке, а он сам растеряно разводил руками.
- Вот то, что я знаю, заговорил он. До  1963 года здесь на верху было поле Чигиринского совхоза. На краю был небольшой дот. В 1964 году поле отдали под посадку леса и строительства двухквартирного дома для лесников, кордон лесничества. Дот ликвидировали, а на его месте поставили дом. В 1994 году построили новое кирпичное двухэтажное здание лесхоза на месте дома . А вот про кирпичную кладку ничего не знаю. До места, где стоял дот, далеко. Это как раз дальний угол здания. Ничего не понимаю.
Стало немого легче в крепеже потолка, бревна одни концом укладывали на кирпичную кладку, а второй конец бревна только подпирали. Так покопали еще 1,5 метра.
Тут показался край кладки, развороченной какой то силой. И груда разбитого кирпича. Ребята стали руками убирать кирпичи и выносить наружу и сбрасывать в новый овраг, который грозился добраться до кочегарки лесхоза. Целую неделю разбирали завал. Наконец-то открылось помещение со сводчатым потолком. Высотой около метра и шириной около полутора метров, под ногами был песок. Ребята решили вынести его тоже в овраг. Еще была затрачена неделя, но в распоряжении ребят теперь было три комнаты, одна из них кирпичная и с кирпичным полом и  высотой два метра. Дальня стена кирпичной комнаты была заложена кирпичами из  необожженной глины такие плотные, что лопата откалывала мелкие кусочки. Но ребята были очень довольны своим приобретением. Вход прикрыли досками и заложили дерном.
Наступил август месяц. Уборка урожая, поездка в летний лагерь и подготовка к школе отвлекли ребят от землянки. Только иногда в разговоре проскакивала мысль: «А, что там за стенкой из глинистых кирпичей? Почему основная кладка из обожженного кирпича, а перегородка из  не обожженного? А вдруг там скрыт склад японского оружия». Ведь дед рассказывал, что в Вяземском районе Хабаровского края в сопках есть склад оружия. Так же кирпичная кладка сводчатая. Вход как нора. Ему показывал его дед Владимир Яковлевич, который воевал партизаном в составе отряда под командованием Погорелова, против японских интервентов. Только когда дед Володя стал взрослым и захотел найти тот склад, то не нашел входа. Сильно изменилась местность. Может быть, на месте входа выросло дерево. Да и было ему тогда всего десять лет. А вспомнил о складе, когда стало пятьдесят. Сорок лет в лесу много значит. Так может здесь такой же склад. Учеба и уроки не дали ребятам заглянуть в землянку. Только на каникулах осенью они побывали около входа, но разбирать не стали. Побоялись не успеть закрыть вход основательно.
Зимой навалило столько снега, что найти землянку вообще не возможно было.

Наконец наступили летние каникулы. Ребята не могли дождаться, когда снова попадут в свою землянку. Но поход на дачу все время откладывался. Заболел, дед Володя. А больше ни кого в свою тайну ребята посвящать не хотели. Только в середине июня ребята с дедом смогли, наконец, разобрать вход в землянку. Все сохранилось, так как они оставили. Только вся мебель и вещи были покрыты тонким слоем мелкого песка. Видно сквозь мелкие щели просочился в землянку. Порядок был наведен и все трое с мощным фонарем прожектором пошли, осматривать стену из необожженного кирпича. Лом и кувалду несли ребята, дед слегка прихрамывал на своих больных ногах.
Илья установил фонарь так, что вся стена была как на ладони, видны были даже мелкие трещинки. Первые удары кувалды, не дали ни какого результата. Тогда наставили лом и стали его забивать ударами кувалды. Дед всё время боялся, что промахнется по лому и ударит ребят. Но вот лом немного закрепился в стене, и ребята отошли в сторону.
Размах, удар. Размах, удар. Лом вошел на десять сантиметров. Илья и Сергей попытались на него навалиться. Только он не шевельнулся. Тогда дед Володя присоединился к ребятам. Только от веса всех трех удалось вывернуть один кирпич. Так по одному кирпичу и стали разбирать стену. Скоро в комнате накопилась большая куча обломков кирпича. А пробить стену так и не удалось. Только к вечеру лом после нескольких ударов пробил дырку и улетел за стенку. В маленькую дырочку было видно, что дальше еще продолжается пустота. Да вот только работать нечем. Лома нет. А кувалда просто вязнет в необожженном кирпиче.
На следующий день уже с двумя ломами ребята и дед пришли к стене. Вытаскивали обломки и расширяли отверстие. К обеду можно было рассмотреть, что там за стеной. Это оказался подземный ход, выложенный кирпичом. Через два метра был виден поворот вправо, в проходе пусто. Ребята с азартом стали расширять отверстие. Вот оно достигло таких размеров, что мог пролезть и дед Володя. Первым пролез Илья, ему передали фонарь, потом пролез, кряхтя и постанывая, дед. Следом легко прошмыгнул в дыру Сергей. Илья первый с фонарем дошел до поворота и испугано заорал. Он резко прыгнул назад, повалил деда, упал на деда. Фонарь, закружившись, покатился в угол и погас. Когда дед и Илья  кое-как встали и включили фонарь, то нигде не увидели Сергея. Стали его звать, а он  откликнулся с улицы. Дрожа от страха, он всё же вернулся. Теперь вперёд двинулся дед. Дойдя до поворота, он осветил проход.
Чего испугался Илья? Справа, у стены привалившись к сундуку, белел скелет человека. Рядом стояла винтовка. Весь проход был заставлен ящиками и сундуками. Только узкий проход между ящиками тянулся вдаль. Луча от фонаря не хватало до конца прохода. Да уже никому не хотелось двигаться дальше, не хотелось беспокоить дух погибшего человека.
Вышли на улицу. Вот тут немного успокоившись, начали хохотать. Как Илья повалил деда, как Сергей выскочил на улицу, как дед сам напугался. Закрыв вход и замаскировав, пошли по домам. На следующий день решили продолжить исследования. Ночью Илья несколько раз просыпался от своего вскрикивания. А Сергей утром при встрече рассказал, что уснул он на кровати, а проснулся в зале на диване со своим одеялом. Только дед Володя не рассказывал ребятам, что не мог уснуть всю ночь, от увиденного.
В десять часов с ящиком и уже с тремя фонарями пришли к своей землянке. Дед с ящиком шел первым. Ребята подсвечивали ему под ноги, что бы не упал. Дойдя до поворота, дед поставил ящик надел резиновые перчатки на руки. От первого его прикосновения скелет рассыпался на отдельные косточки. Долго дед Володя собирал кости и укладывал аккуратно в ящик. Ребята издали светили фонарями. Дед сказал, что человека убили выстрелом в затылок.  Когда все косточки были уложены в ящик, дед собрал пуговицы и еще какие то металлические предметы в ящик и плотно его  закрыл. Поднял его и вынес на свежий воздух.
Теперь без страха можно приступать к осмотру содержимого ящиков и сундуков. Открыли первый сундук. В нем лежали монеты, из желтого метала, это наверно золото, предположил дед. Ребята чуть не прыгали от восторга. Мы нашли клад. Вскрыли ящик, а там бруски золотые. Еще один с брусками золота. Ящик  с патронами, ящик с японскими карабинами. «Да это склад или японский, или белогвардейцев»  предположил дед. Ребята хотели взять по золотой монете, да дед не разрешил. «Надо вызывать милицию, ФСБ, и прокуратуру. Вот канители будет». Сказал дед.  Все вышли на улицу. Дед достал мобильный телефон и стал набирать номера ФСБ, милиции. Не прошло и пятнадцати минут у лесхоза с сиреной становились четыре машины. Ребята побежали к ним показать дорогу к  землянке, а дед остался охранять вход. Милиция, ФСБ  оцепили территорию. Ни кого не впускали и не выпускали. Долго записывали сбивчивый рассказ ребят и деда Володи как они нашли этот склад.
Эксперты всё сфотографировали. Сделали опись каждого ящика. Целый день милиционеры вытаскивали ящики и сундуки и укладывали в машины. Было загружено три  машины. В двух было оружие: винтовки, карабины, пулемёты, много патронов к ним. И только в одной на пол кузова ящики с золотыми слитками, сундуки с монетами и драгоценностями.
Как показало измерение хода, то он доходил до места, где стоял дот. Там тоже кладка из не обожженного кирпича, частично разрушена взрывом, как установили эксперты. 
Один старенький дед из Чигирей вспомнил, что в этом месте стоял дом богатого крестьянина. Только он промышлял и разбоями, поговаривали тогда, что он заманивал к себе золотоискателей, потом  они таинственно исчезали. Он объяснял, если интересовались, что золотари уходили рано утром. Во время гражданской войны, дом сожгли японцы. А вот от хозяина и его семьи не нашли ни следов, ни останков. Только от подвала в падь уходил подземный ход, выложенный кирпичом. Через некоторое время, когда красная армия  приближалась к городу, то в этом районе прогремел сильный взрыв.  В сороковых годах в этом месте поставили дот. Копать не надо было. От взрыва осталась большая воронка.
Кто организовал в тайном ходе склад, никому не известно. Может быть, это часть золотого запаса атамана Семенова, или какой ни будь банды.
После оценки имущества, 25 процентов от стоимости клада разделили на три равные части между Ильёй, Сергеем и дедом Володей. Получилась приличная сумма. Дед  приобрел себе машину. А ребята доверили свою долю родителям. Вот так игра в партизан помогла приоткрыть еще одну тайну событий гражданской войны на Дальнем  Востоке.
(все герои и события придуманы автором. )