Тунель под асфальтом

Владимир Лузан
На участке земли росли три сосны и одна ива. Больше не поместилось очень маленький клочочек земли, ограниченный с трех сторон асфальтированными дорогами. По дорогам постоянно сновали автомобили. И вот на этом участке поселилась самка муравьев рыжих муравьев. Первый год их гнездо достигло всего десяти сантиметров в диаметре за счет вынесенной земли из гнезда. Прошло еще два года муравейник, заметно вырос, а деревья сосны и ива заметно поправили свое здоровье. Хвоя и листья стали зелеными, сочными и нет повреждений. Это муравьи постарались. Всех насекомых вредителей убрали. А семья растет, требует большего питания. И отважились первые муравьи перейти автомобильную  дорогу. За дорогой сосняк с хорошим подростом дуба и березы.  Питания много, да только под колесами погибло много собратьев. И приспособились муравьи. Рано утром, когда машины еще спят в гаражах, по асфальту целый поток трудяг муравьев движется в сторону леса и обратно. С восьми часов утра и до шести вечера можно только увидеть отдельных муравьев, перебегающих дорогу. А чем же занимаются остальные. Я обратил внимание, с двух сторон дороги стали расти кучки, свежей земли, и большое количество муравьев  занято этой работой. Вначале я решил, что появились новые семьи. А вот от муравейника к работающим муравьям потянулась цепочка муравьев, я подумал, сейчас увижу, бой муравьев за территорию. Какое мое было удивление, пришедшие стали кормить работяг, часть включилось в работу, остальные возвращались обратно в муравейник. Видно из запасов питания подкармливают тружеников. Со стороны леса так же подходили и кормили тружеников и уходили в лес.
 Через две недели я решил проверить, как поживают мои знакомые муравьи.  Вот дорога,  муравейник. От муравейника к дороге и обратно идет большой поток муравьев. Они исчезают в отверстиях , в земле у дороги и появляются по другую сторону. На асфальте нет ни одного муравья. Я взял тоненькую кисточку и акварельной краской стал помечать спинки муравьев, по одну сторону дороги, пометил два десятка.  Через десять минут по другую сторону дороги я увидел свих меченых уходящих в лес. Вот молодцы муравьи,  сделали себе подземный переход под опасным местом передвижения. Теперь только отдельные муравьи выносили кусочки земли из-под дороги. Остальные занимались обеспечением семьи питанием. Заметно вырос муравейник в этом году.
Прошел еще год. Я снова пришел к своим знакомым муравьям. К моему удивлению муравейник  стал немного ниже и возле него суеты поменьше. Я прошел по знакомой дорожке муравьиной через асфальт и углубился немного в лес. Муравьиная дорожка уперлась во второй муравейник, он был намного больше старого, и суеты здесь было больше. Выходит, семья перебралась ближе к базе питания