Помощники в огороде

Владимир Лузан
Много насекомых вредителей желает полакомиться огородной растительностью. Это слизняки, подгрызающие совки, луговые совки, капустница и много других. Обычно садоводы все обрабатывают препаратами, чтобы уничтожить вредителей. Но за сорок дней до сбора урожая обрабатывать не рекомендуется. Ядохимикаты не успеют распасться и с плодами попадут в наш организм. За эти сорок дней насекомые успевают расплодиться и нанести вред огороду. Как бороться?  Вот тут давайте посмотрим в мой огород. В саду висит много скворечников, почти на каждом дереве. А зимой подкормка птиц, всех зимующих. Но и это не все. В затененном месте под сенью винограда и смородины на площади четыре квадратных метра земля ни когда не вскапывается, только вырывается трава. В этом месте земля постоянно сырая от полива, и  много небольших норок. Если аккуратно раскопать одну, то можно найти еще одного помощника в борьбе с вредителями. Это Жаба. С наступлением сумерек в огороде раздается призывное кваканье  похожее скорее на поскрипывание большой не смазанной телеги. Она первая выползает из своей норки, мне из окна видно. Через мгновение появляется целый отряд из двенадцати жаб поменьше и все разбредаются по огороду. Такую картину можно наблюдать и в дождливый день. Но интересно еще и то, что можно предсказать погоду на два часа вперед. Если раздалось кваканье, и отряд жаб вышел из норок, то скоро солнышко скроется за тучками и пойдет дождь или будет пасмурно. Вот и прекратил я применять химию в своем огороде. Птицы и жабы убрали всех вредителей. А знакомые и соседи все время спрашивают, чем обрабатываешь, всегда чисто. Ты же у нас химик по специальности. Я улыбаясь говорю, что я знаю больше вреда от яда, чем пользы. У меня много помощников, птички, лягушки, жабы. Если они живут в огороде, значит чисто химически и биологически. Это первые индикаторы чистоты в природе. Вот и  думай человек, что лучше химия или природа!