15. 10. 1971

Маргарита Школьниксон-Смишко
Мой дорогой Берндт, вот оказывается, как у тебя шли дела. Хотелось бы сказать:"Но теперь уже всё позади". Но не могу так сказать, потому что Вера ещё в Москве. Любопытно, чем она там занимается? Или её пребывание кто-то финансирует? Не знаю, как ты мог бы ей помочь. Может, скажешь тому чеху, что она в Москве? Хотя, наверное, у него уже кто-нибудь есть.
Я считаю, что неплохо было бы ей сейчас попробовать самой строить свою жизнь, без помощи мамы и покровителей. Нельзя быть такой изнеженной, потому что жизнь часто сурова. Знаешь, она написала, что хотела бы со мной встретиться, правда, ниже написала обратное. Я считаю, что кроме боли наша встреча ей ничего не принесёт. Не думаю, что и нас с тобой вместе ей стоило бы увидеть. Судя по её письму, она и так поняла, нас ей не разлучить...
А теперь послушай, как я живу-поживаю. Вчера была в институте культуры на лекции по литературе. (Алла их посешает регулярно.)А в это время у нас была лекция по математике, поэтому полного наслаждения не получила. Хотя лектор был превосходный. Я уже два года собиралась как-нибудь урвать время, чтобы его послушать. К сожалению, лекции по математике у нас 1 раз в неделю, и кроме нашего потока лектор больше никому не читает. А так хотелось бы послушать, как этот чудесный лектор будет рассказывать о творчестве Есенина (это тема следующей лекции) и о других писателях и поэтах. Теперь даже тешить себя надеждой, что в будующем году смогу осуществить эту мечту, не приходится. Потому что если сбудутся наши планы, постараюсь быть к тебе поближе. Тогда придётся перейти на заочный факультет. Это страшно, но ничего лучшего не придумаешь. Зато тогда буду иметь свободный диплом и смогу работать, где захочу, а не по назначению института. Сейчас у нас в институте всё спокойно,но это затишье перед "бурей": на следующей неделе нужно будет написать 3 самостоятельные работы.
Какие новости ещё в Ленинграде?
В минувшее воскресенье на сцене одного из Дворцов культуры состоялся литературный вечер Б. Брехта, в исполнении Веры Эльшлегель и "Ансамбля 66" из вашей страны. Ты знаком с ней? Ещё у нас проходила неделя книги ГДР. Я на неё так и не сходила, правда, всё равно не смогла бы там что-то купить, потому что уже все свои деньги истратила (Каждый месяц я оставляю себе 15 руб. на мелкие расходы.), купила абонемент в капеллу на вечера Бетховена.
Берндт, почему ты не повторяешь вопросы, ответы на которые хотел бы получить? Я надеюсь, что все твои письма получила, но есть нестыковки. Я хочу и могу ответить на то, что тебя интересует.
А теперь опять бегу, но не на лекции, а в студию.
                Целую много раз

На фотографии переменка между лекциями по вычислительной технике