Ирис

Влад Ривлин
Т.Н.С.

Старуху звали Ирис. Ей было девяносто восемь лет. Детей у нее никогда не было, близких родственников не осталось.
Даже обладая фантастическим воображением, едва ли кто-то смог бы признать в этой изуродованной старостью, расплывшейся, с поредевшими волосами и тяжелой походкой женщине, легендарную Ирис- первую красавицу страны, знаменитую актрису , перед которой благоговели, которую обожествляли …
Выйдя на сцену в восемнадцать, она царствовала в театре пятьдесят лет, в течение которых  покорила своим талантом и красотой весь мир.
Ее называли символом страны и знали абсолютно все. Стоило ей простудиться или подхватить грипп, как вся страна , замирая, слушала сводки по радио о состоянии ее здоровья.
Ей казалось, что так будет всегда. Но стоило Ирис покинуть сцену и о ней быстро забыли. Поначалу ее помнили. Но уже через десять лет после ее ухода со сцены,дети недоуменно спрашивали взрослых , когда те неотрывно смотрели на экран, где выступала Ирис - Кто это?
-Это же Ирис М.!-восклицали старшие. Но детям это имя уже ни о чем не говорило. Так знаменитая Ирис  превратилась в легенду, а потом- в забытую легенду.
О ней вспоминали изредка лишь журналисты, когда нужно было подготовить специальный выпуск к какой-нибудь дате или рассказать о каком-нибудь известном деятеле культуры, современником которого была Ирис. Несмотря на свои годы, старуха сохранила свою феноменальную память и цепкий ум. Благодаря этому она была живой энциклопедией и бесценной находкой для журналистов и исследователей. Она много знала и абсолютно все помнила. Но свою кладовую открывала далеко не всем, чаще всего отделываясь от настырных журналистов общеизвестными фразами. Подлинную историю многих событий она расскрывала немногим.
Ирис вообще не любила журналистов. Почему-то всех их интересовала в основном ее личная жизнь или  ее знаменитые поклонники.
Поклонников у нее действительно было много , в том числе знаменитых и богатых. Но с ними она не церемонилась, не взирая ни на титулы, ни на состояние банковских счетов.
Не получив от старухи нужную информацию, журналисты в отместку писали о ней всякие небылицы, по-своему трактуя известные факты из ее биографии. Это было одной из причин ее затворничества. А затворницей она стала после одного случая.
Однажды на улице  маленький мальчик , увидев Ирис, крикнул, показывая на нее пальцем:-Жаба! Родители мальчика, которым не было еще и тридцати, весело рассмеялись злой шутке  ребенка- сходство было очень сильным.
Они и не подозревали, что тучная, покрытая коричневыми пятнами старости и переваливающаяся с ноги на ногу как утка старуха с редкими волосами, это знаменитая Ирис.
После этого случая , старуха замкнулась и почти перестала выходить на улицу. Она решила жить прошлым и превратила свою квартиру в крепость. У нее было достаточно мужества для того, чтобы жить в новой реальности.
И все-таки у нее была одна слабость. Изредка ее приглашали на какое-нибудь мероприятие, связанное с театром или по случаю какой-нибудь памятной даты.
После официальной части такие встречи продолжались уже в неформальной обстановке и тут уж старуха была не в силах удержаться от воспоминаний, рассказывая о свой юности, триумфах и поклонниках.
Слушали ее всегда не перебивая, иногда с любопытством, чаще со скукой и на лице многих слушателей при этом блуждала ехидная ухмылка. Ей не верили.
Особенно потешались над ней молодые красавицы. –Вспомнила!- говорили они, закатывая глаза. Они были еще уверены, что старость никогда не посмеет посягнуть на красоту, а потому и воспринимали рассказы тучной старухи о днях своей юности как скучную, никому не интересную историю.
-Твое время прошло, кому нужны твои истории?! Прими это и не мешай молодым!- возмущались они,- Вечно лезет со своими воспоминаниями!.
Молодым красавицам казалось, что старуха донимает их постоянно своими рассказами, хотя случалось это крайне редко. Когда старуха начинала говорить, красавицы обменивались ехидными взглядами:-Началось!
Эти взгляды не ускользали от старухи и однажды она вдруг сказала:- Помните эти строки: -Когда-нибудь мы вместе встретим загадочный рассвет над Сеной….?
Эти строки знали все  и многие помнили их наизусть, потому что это были стихи знаменитого поэта А.П., творчество которого изучало уже третье поколение школьников.
-Это ведь он мне написал эти строки,- вдруг сказала старуха.
Все присутствовавшие переглянулись- ей никто не верил. –Да-да. И не только эти стихи, но и много других. Я и сейчас их храню, эти листки, написанные его рукой.
Все были ошеломленны, поскольку А.П. никогда не писал любовной лирики. Известный лавелас и дебошир, любимец женщин и гениальный поэт, он был женат раз пять, у него была куча любовниц, но никому из них он ни разу не написал ни одной строчки! Александр  был народным трибуном и если воспевал любовь, то только  к своей новой Родине.
-Может быть когда-нибудь вы их и увидите, эти стихи, -усмехнулась старуха и продолжала свой рассказ:- Он был младше меня на семнадцать лет. Но когда я увидела его впервые, сразу влюбилась. И он полюбил меня. Но к себе я его не подпускала- знала , что он страшный бабник.
А он стал писать мне стихи… Каждый день он вместе с цветами приносил мне свои стихи… И это была самая прекрасная пора в моей жизни! А однажды он пришел и признался мне в любви. Но я его отвергла.
Тогда Александр пригрозил, что застрелится.
-Стреляйся,-просто сказала я ему.
И он действительно застрелился. Пришел домой, достал револьвер и выстрелил себе прямо в сердце. Пуля прошла в милиметре от сердца и его спасли. Все время пока он выздоравливал, я навещала его.
Свой роман мы держали в тайне- он был женат, а я в то время была замужем. Впрочем, мы не особенно и скрывали нашу любовь- нам было все равно, мы хотели быть вместе…
Но он потребовал, чтобы я ушла из театра, а я не готова была пожертвовать своей любовью к театру, ради любви к нему.
Он давно умер. После того, как мы расстались, он начал сильно пить, потом заболел и умер.
Но слава его бессмертна. А вот моя слава давно уже умерла, а я вот все живу и живу, как-будто смерть забыла меня. 
Иногда мне кажется, что мы поменялись с ним славой и жизнью и я как-будто снова и снова проживаю его жизнь. Когда-нибудь я расскажу вам о нем. О нас с ним…
Старуха сделала паузу, будто погрузившись в раздумья. Она  как-будто перенеслась в ту далекую эпоху, к своему Александру и совсем забыла о присутствующих.
А все присутствующие и особенно молодые красавицы смотрели на старуху с нескрываемой завистью.