О бригаде и Валюше

Тамара Свинцова
Рисунок из интернета. Так письмами меня всю жизнь поддерживают друзья.
       
 В студенческие годы во время каникул мы помогали в уборке урожая.
Ездили в колхозы, на целину. Но кроме этого, нередко мы еще и выступали
 перед колхозниками с концертами.
Назывались мы тогда агитбригадой. Как правило, это было в степных
глубинках России.

  Однажды по дороге на целину, поезд  остановился на какой - то станции.
 Наши мальчики вышли с гитарой и аккордеоном, запели. Местные стали 
просить нас никуда дальше не ехать. Но мы не могли этого сделать! 
Добрались до места. Работали и успевали давать концерты. Как - то
сопровождающий нас парень из местного райкома комсомола
(в своё время первым приехал на мотоцикле на место приземления Титова),
 попросил съездить на самый отдалённый участок одного совхоза.
 Мы больше месяца уже работали, пора было ехать домой. У всех было
"чемоданное настроение". Парень  очень уговаривал. Из - за удаленности
 этого участка ни кино, ни чего - либо другого до них не доходило.
Мы в конце концов все согласились!

Концерт там получился отменный! Нас так здорово приняли! После концерта
мы им устроили ещё и танцы. Зрители танцевали под нашу музыку.
Все были очень довольны.


  Уже по дороге в Саратов, в поезде, какой - то пассажир получил травму.
Мы - будущие медики (всего - то 2 ой курс) рану обработали, добыли в
вагоне - ресторане глоток коньяку, чтобы предотвратить болевой шок.
Довезли раненого до больницы и только уже поздно вечером добрались
до своих домов.
 
В Институт  прислали благодарность от главврача больницы нам, студентам:
 "За спасение жизни человека"!


   Помню один из очень смешных, полный немыслимых "накладок" концерт. Немыслимых, потому, что номера концерта были не раз благополучно сыграны,
 тексты стихов и прозы, танцевальные номера, отточены. Вдруг столько казусов!
 На полевом стане, колхозники приготовили нам "сцену". Это были два
грузовика с развернутыми бортами впритык. То ли жара и усталость после
пыльной с ухабами длинной дороги на грузовике, да вечный студенческий голод;
 то ли "звезды не так встали" ...Но с первых номеров все пошло не так.

Мы со Славкой Беловым играли классику. "Сцена у фонтана"
("Борис Годунов", Пушкина) Я - МАРИНА Мнишек, он - Самозванец. Костюмы, насколько это было возможно в самодеятельности, выдержаны в духе времени.
 Я - в длинном  платье с высоким "королевским" воротником, он -
в камзоле и головном уборе с султанчиком.
Текст - стихи Пушкина. (Вы помните? Я - МАРИНА!) Вдруг Слава шпарит прозой, называя меня МАРИЯ!!! Далее текст - сплошная отсебятина:
 
- Мария ! Я люблю тебя! -
 
 Публика - то не больно грамотная, ничего. Но артисты - то! Агитбригада,
которая стоит не за кулисами, так как их нет, рас - ко - ло -ла сь!
Ржут сдавленно. Мы - артисты, смешались и позорно покидаем сцену.
После нас танцевальный номер. Первокурсники с народным танцем.
Это на дрожащих, разбитых досках старых грузовиков. Конечно партнершу
 в быстром темпе танца - не удержать! Валюша грохается на доски,
а мы заходимся, в нервном теперь, хохоте до слез! Но благодарная
публика азартно, со смехом же, бурно аплодирует.
Спасает положение частушечник. Этот студент, сам деревенский парень,
до концерта посидел у правления колхоза, послушал с чем колхозники
идут к начальству и сложил частушки с именами местных "героев" и
событийными ситуациями.
Да как ввернёт, как они, словцо не литературной речи! Вот это был
УСПЕХ! Хлопали все, мы - тоже! Ведь никто не знал, что он отчубучит!

  В последующие годы, когда мы встречались уже не студентами, обязательно вспоминали этот концерт и хохотали, добавляя, кто что помнит, из пережитого.
После моего отъезда работать в глубинку, Валя - танцорка, ещё училась.
 Писала мне огромные письма. Эмоциональные, искренние, так подробно
описывающие всё происходящее в кружке самодеятельности события. Они меня согревали, поддерживали, продолжая связывать с моими драгоценными друзьями! Когда выбивали из колеи трудности в работе, обиды от несправедливости или непонимания, я думала:
 
 "Есть мои друзья, которые знают меня и любят, принимают всякой!"

Писали почти все! Квартирная хозяйка, её соседи, почтальонша удивлялись:

"Это надо! По десятку писем в день!"



   Прошло более двадцати  лет...
Однажды на вечернем приеме, последней заходит в кабинет женщина,
садится и молча смотрит на меня. Я всплеснула руками:

  - Боже мой! Валюша!-

 Из первокурсницы с двумя косичками превратилась в даму.
Как оказалось, её муж работал врачом в поликлинике напротив.
Мы не могли наговориться! Потом встречались какое - то время. Семья Валюши
мне понравилась. Красавец муж был настоящим мужчиной: любящим и работящим, опорой семьи.

  Прошли годы, мы потеряли связь. На мои звонки никто не отвечал.
Письма моих друзей, все до одного, я всегда бережно храню, перечитывая в трагические моменты жизни. Стоит окунуться в счастливое время молодости, беззаботных песен, спектаклей, влюбленностей, выветриваются обиды и
трудности взрослой, а теперь уже и жизни на склоне лет, со всеми болями и нездоровьем.


  Однажды меня потрясла картина, когда на помойке валялись вещи, по всему, ушедшего в небытие человека. Это была сломанная, разбитая утварь,
фотографии, чей - то портрет, одежда и ПИСЬМА! Я была потрясена!
Как можно? Ведь это живые свидетельства этапов жизни. А мой архив?
Где бы я ни работала, ни одного письма при переездах не выбросила!
У меня и реликвии есть. Папина открытка с фронта, которую я ежегодно
9 мая, или другие военные памятные даты, достаю и показываю внуку.
Валечкины письма составляли максимум моего архива. Надо, думаю, раздать
 письма либо авторам, либо родным уже ушедших. Начала искать следы
потерявшейся Валюши. Нашла не сразу. Но вот повезло: знакомый, но
какой - то неуверенный, слабый голос Валюши разрешает приехать.
Мы в Москве, расстояния огромные, добралась. Открывает худенькая,
как девочка, Валечка. Вид утомленный, бледная. Пьем чай.
Входит огромная овчарка, ложится у ног хозяйки, та её целует?! -
 
 - Спасительница моя - говорит Валечка. - 
 Рассказывает:
 
- Только вчера я выписана после инфаркта из больницы.-
Оказалось, что Валечка с мужем были в Афганистане несколько самых горячих военных лет. Работа врачей адская! Живы с мужем остались, но сердце
пострадало очень.
 
- К сегодняшнему времени многие, с кем мы служили, уже поумирали. -
Рассказывает подруга -
Была я дома одна, стало так плохо, почти потеряла сознание ...
А собака, поняв, что мне нужна срочная помощь, так стала лаять,
выть, биться в дверь ...Услышала консьержка, смогла открыть дверь!
Помощь поспела во время.

  Отдала я Валечке целые тетради её "молодости", большую пачку писем.
Чтобы  и она, как я, нашла в них живительные флюиды приятных воспоминаний.