Встреча с медведем

Фаина Канашева 2
Встреча с медведем.

1955год. Я с мужем и дочкой впервые приехала в гости на Север в деревню к родителям мужа. Встретили нас хорошо. Люди там душевные, добросердечные. Говорят тихо, не повышая голоса, очень приветливые. Говор отличается от нашего подмосковного. Слушать их приятно. Для меня много непонятных слов. Когда я слушаю свекровь или еще кого из родственников или соседей, мне слышатся их голоса звенящим ручейком.
                Однажды брат мужа пригласил нас поехать с ним на моторке порыбачить. Мы с мужем согласились. Рано утром оделись, взяли узелок с едой, приготовленный свекровью и пошли к реке Пинеге. От деревни идти минут десять.
Лодка быстро понесла нас по ребристой глади чистой воды. Солнце еще хорошо не грело, встречный ветерок сдувал с нас остатки сна. Ехали долго. Из Пинеги свернули в её приток и  дальше мчались уже по небольшой, быстротечной шумной речке Юле.
В 15 часов мы вышли на берег, прихватив из лодки свои пожитки. Недалеко от берега стояла бревенчатая избушка. Около нее кострище. Висит котелок на толстой круглой палке, лежащей на двух рогатинах, вкопанных в землю.
Брат говорит, обращаясь ко мне:
-Ты разожжешь костер, дрова недалеко лежат,- и показал,-  сваришь уху.
-Постараюсь, - ответила я.
-А мы, - продолжил Петр, - с братом пойдем добывать рыбу.
Мы вошли в избушку. У стены – широкая лавка, скамейки
На стене на гвоздиках висят мешочки. В углу - охапка душистого сена.
-Петя, а что в мешочках? - спросила я.
Он ответил:- мука, сухари, соль. Это оставлено для заблудившихся охотников и грибников. И каждый, кто приезжает сюда порыбачить или грибов-ягод набрать, обязательно оставляет какие-нибудь непортящиеся продукты, соль, спички.
                Петя с Николаем отправились рыбачить. Я вышла их проводить. Они неподалеку встали на берегу и закинули удочки. Я вернулась в дом, вынула привезенную еду, завернутую в чистое белое полотенце. Это приготовила нам свекровь – очень добрый, внимательный и веселый человек.
Взяла ведерко, спички и отправилась к кострищу. Положила под котел дрова и быстро разожгла костер. Набрала в речке чистой, холодной воды и вылила в котел.
Стою, оглядываю окрестности.
«Как хорошо здесь!»- думаю я, любуясь рекой с высокими берегами. Взглянула на небо. Оно было почти безоблачным, голубым. Солнце ещё грело своими лучами, но уже двигалось в сторону запада.
Я смотрела на огромные леса - в основном, стояли ели, сосны и березы. Все они с толстыми стволами и высокие.
Вдруг услышала дикий рев. Посмотрела в сторону рева, и, о, ужас, настоящий медведь темно-коричневого цвета стоит у двери избушки. Он обнюхивал входную дверь и пытался лапой открыть её. Но дверь открывалась не во внутрь избушки. У него не получалось, вот он и зарычал.
Я так испугалась, закричала. Петя с Николаем быстро подбежали. Увидели медведя. А он услышав мой крик, повернул голову в нашу сторону и уставился на нас.
Петя пошел ближе к медведю и спокойным, ласковым голосом заговорил:
-Михал Потапыч, видишь, у меня ружья нет, - показывая зверю ладони на вытянутых руках - мы тебя не обидим, но и ты, пожалуйста, уходи в свой лес.
Медведь внимательно слушал его, поворачивая голову то влево, то вправо.
-Миша, уходи отсюда,-продолжал Петр,- Ты пугаешь моих гостей приехавших издалека.
Я дрожала от страха, широко открыв глаза. Муж подошел ко мне, обнял и сказал:
-Успокойся, я думаю, он не тронет нас.
А Петр всё уговаривал медведя покинуть территорию.
Медведь посмотрел на нас с мужем, на Петю, тряхнул головой, словно стряхивая с неё водяные брызги, опустил голову  и стал разворачиваться. Затем он медленно затопал вдоль берега, прижимаясь к лесу. По дороге переламывал и ел пАдранцы. Это высокое растение, около двух метров, с толстым стеблем, большими резными листьями и белыми зонтиками цветов, сидящих на верхушке растения.
Эти падранцы похожи на наш полевой анис и на злой борщевик, растущий по краям шоссейных дорог у края леса. Борщевик для человека вреден, а падранцы – нет. Вскоре медведь свернул в густой лес и скрылся.
Петя подошел к нам, обнял нас обоих и сказал:
-Знаю, напугались. Медведь на человека не бросится, если его не злить и  в руках не держать палки или оружия. Они тоже понимают. Идемте к столу.
               Неподалеку от костра стоял большой стол. Вокруг стола - деревянные скамейки. Я принесла из избушки еду, алюминиевые тарелки и ложки, положила их на стол.
Мы выпили водочки для снятия стресса, поели вкусной свежей ухи. Попили крепкого чая с шаньгами и пирогами.
Братья сидели на  бревне и тихо разговаривали. Я мыла посуду, убирала со стола. Потом все трое пошли гулять по берегу.
Как-то незаметно быстро стемнело,стоял уже август, когда  кончаются «белые ночи». Мы вошли в избушку, Петя зажег свечу. Стали укладываться спать Я на широкой лавке, а братья на полу на сене.
Я спросила Петю:
-Часто тебе приходилось видеть зверей в лесу.
Он ответил:
-Очень редко. И звери не нападали. Да, вспомнил, медведи ещё любят лакомиться муравейниками. Подойдет к такой куче, разгребет лапой, видимо, любит муравьиные яйца. Когда вижу, развороченный муравейник, знаю, что это медведь  был. Ну, давайте спать,- закончил он.
А Николай взял висящее на стене ружье, загасил свечу и лег рядом с Петей, положив около себя ружье, проговорив:
-На всякий случай.
«Боится», - подумала я.
Петя, тихо смеясь, сказал:
- Коля, ты обними ружье и думай, что это жена. А ведь ты ничего не боялся, Коля, когда мы с тобой детьми и в начале юности бродили по лесу, как по саду. Видели всякого  зверья, помнишь?
-Да я не за себя боюсь, за жену.  Видел, какие у неё были огромные глаза от страха.
-Ничего не бойся, со мной никто не тронет,- смеясь, говорил Петр.
-Да, Коля, ты  наш Север покинул в 17 лет, когда призвали тебя на войну. Домой не вернулся, остался в Москве. Спокойной ночи, - закончил он.
Проснулись рано утром. Искупались на реке. Покушали. Петр с Николаем сели в лодку и пошли на ней на середину реки,  стали рыбачить.
А я прогуливалась краешком леса, дальше боялась отходить, вдруг опять медведь появится.
И вот мы уже в лодке с шумным мотором несемся вперед по течению к дому, разбрызгивая воду в стороны цветными веерами. Солнце еще высоко, жаркие лучи, попадая на водяные брызги, делают их цветными, как у радуги. Красота.

Фаина Канашева.