Пример терапевтической сказки для детей до 5 лет, у которых есть различные фобии( боятся темноты, незнакомой обстановки, боятся оставаться в Комнате одни даже ненадолго).
Сказка о храбром Медвежонке.
В одном тёмном лесу, где растут высокие-высокие деревья, на полянках щебечут птицы, солнце греет теплом землю, гулял Медвежонок. Он шел в гости к своим друзьям медвежатам и весело напевал любимую песенку, но так никого не нашёл.
"Как пусто! Куда же все ПРОПАЛИ ? Может, они играют на поляне? Пойду посмотрю".
И Медвежонок пошел быстрей. Вскоре он оказался на большой поляне, но и там никого не было. Вдруг с ветки дерева к Медвежонку спрыгнула Белочка и спрашивает: "Ты ищешь своих друзей, Медвежонок?"
Медвежонок только вздохнул. Белочка, не отставала прыгала рядом с Медвежонком:
"Я знаю, их спрятала Баба Яга. Если найдешь Бабу Ягу, тогда ты поможешь своим друзьям".
"Как же я заговорю с Бабой Ягой, говорят, она такая злая и может меня съесть",- подумал Медвежонок, и от этого ему стало совсем плохо, и он не мог сдвинуться с места.
(Если в сказке встречаются слова с негативным оттенком, их лучше заменить на более "мягкий" вариант, было ПЛОХО, стало - НЕ ВЕСЕЛО)
Медвежонок решил повернуть домой, но вдруг остановился, если он не спасет друзей – этого не сделает никто. Они же там напрасно звать на помощь. "Надо, так надо, - решил Медвежонок,- значит, я должен побороть В СЕБЕ ТРУСИШКУ и идти к Бабе Яге".
Маленький упрямый трусишка, который прятался в Медвежонке не очень-то поддался на уговоры, тогда Медвежонок попросил свои ноги идти. Ноги вдруг послушались и понесли его в самую дремучую чащу.
(Здесь некоторые дети могут спросить: а разве ноги слышать? -Это же сказка, здесь могут слышать, говорить не только ноги, но даже неживые предметы)
И вот за деревьями показалась избушка, на крыльце сидела старая бабушка.
( не старуха, не женщина, а именно "бабушка", потому что это слова не испугает ребенка , ведь у него тоже есть бабушка, что её бояться?)
Медвежонок остановился, на всякий случай спрятался за кустами. "Это Баба Яга? Ой, со мной может произойти что-то ужасное?"
Медвежонок выглянул из кустов, и саруха повела носом по ветру, учуяла гостя.
Медвежонок снова спрятался.
"Нет, так дело не пойдет, надо всё же прогнать своего ТРУСИШКУ (страх)",- сказал Медвежонок, вышел из-за куста и направился к сидящей на крыльце Бабе Яге.
- Ты меня не боишься?- Прошептала она и выпучила глаза.
Медвежонку сначала было немного страшно, потому что он первый раз видел её так близко и услышал , как скрипят её старые зубы.
- Я хочу помочь моим друзьям. Зачем ты их спрятала?- смело спросил Медвежонок.
- Они мне мешали спать!
- А что же ты сейчас не спишь, ведь в лесу так тихо ?- Медвежонок, говорил всё смелее и громче.
- Не могу спать в тишине,- всхлипнув, ответила Баба Яга,- все птички улетели вслед за детьми.
По лицу Бабы Яги потекла самая настоящая большущая слеза. А за ней еще и еще. И вот Баба Яга забыла про Медвежонка и принялась плакать в свое удовольствие.
( ключевое слово "плакать", все дети плачут, и баба Яга тоже, чего её бояться?)
Медвежонку уже было совсем не страшно, ему стало жалко эту бедную старушку.
Медвежонок сказал ей: " Не плачьте, пожалуйста. Отпустите моих друзей. И тогда птички снова прилетят к избушке, Вы сможете сладко засыпать”.
- Ты смелый , а таким я всегда помогаю,- промолвила Баба Яга, вытерла слёзы, кряхтя и постанывая, пошла в свою избушку.
А когда она снова появилась, Медвежонок увидел перед собой совершенно другую бабу Ягу. На ней было красивое платье, она улыбалась.
- Я отпущу твоих друзей,- пообещала Баба Яга и взмахнула руками.
Откуда ни возьмись появились друзья Медвежонка. Они принялись танцевать и позвали в свой хоровод Бабу Ягу, которой тоже было весело, ведь птицы снова вернулись, пели свои песенки. Затем Баба Яга угостила Медвежонка и его друзей чаем с конфетами и они снова стали танцевать. Бабе Яге это так понравилось, что она пригласила Медвежонка и его друзей к себе на следующий день.
И Медвежонок успокоил своих друзей: "казывается, Баба Яга – не всегда бывает злой и страшной. Иногда ей просто очень одиноко жить без друзей в лесу, и поэтому она злится и всех пугает, чтобы себя развеселить".
А когда пришла ночь и вышла яркая луна, он, укладываясь спать подумал:" И я Бабу-ягу не боюсь, потому что теперь знаю, что она на самом деле добрая, она же помогла мне. Пожалуй, буду с ней дружить и ходить к ней с друзьми в гости".
Вопросы к обсуждению сказки с малышом:
МОЖЕТЕ ПРИДУМАТЬ СВОИ ВОПРОСЫ.
ГЛАВНОЕ, ПОДОЙТИ К ЧТЕНИЮ СКАЗОК ( НЕ ТОЛЬКО СТРАШНЫХ ) ВДУМЧИВО И С ЛЮБОВЬЮ К РЕБЕНКУ, А НЕ ПРОСТО - " я тебе почитал, ты теперь ложись и засыпай".
В наше время, когда взрослые живут постоянно в тревоге за свой дом, материальное благополучие и детей, малыши и дети постарше очень часто страдают разными страхами и фобиями. Повышенная тревожность мамы ( и папы тоже) передается детям, многие из них боятся темноты, даже будучи подростками. К причинам развития фобий у детей, начиная с младшего возраста до 10 лет, относится ещё и бесконтрольное проведение времени у "телика" или компьютера. Смотрят, всё в подряд,играют часами. Потом не могут заснуть.
Ещё в древние времена на Руси рассказывали детям на ночь сказки. Да не простые, а если их проанализировать, то вы увидите, что каждая сказка имеет свой психо-терапевтический эффект.
Сейчас есть целые сайты с такими сказками, попутно можно получить консультации педагогов и психологов по проблеме вашего ребенка в онлайн. Как правило, эта услуга совершенно бесплатная. НО сказки сначала надо самим читать, встречаются сложные и совершенно не интересные для детей.
Терапевтический эффект сказок можно рассмотреть подробно на примере одной из таких сказок и даже научиться самим их сочинять, используя знакомые сказки, брать за основу сюжет, зная характер и привычки вашего малыша. Главное, чтобы они его не расстраивали, успокаивали на ночь.
У многих детей есть своя любимая сказка, они просят только её. На ночь и нужно оставить эту сказку, а другие пораньше прочесть.
Многие дети боятся всех страшных персонажей, особенно бабы Яги, Серого злого волка мои племянницы ,бывает, прячутся, когда идет мультик с Бабой Ягой.
Перед тем , как читать сказку любую, нужно самим проанализировать, что может быть в ней такого, чего точно испугается ваш ребенок , и подготовить его к восприятию. А некоторые дети, хоть и боятся, всё равно просят почитать "страшную сказку".
Страхи основаны на неизвестном, а когда всё ясно и понятно, то страх исчезает, остается лишь любопытство.