Луиза

Татьяна Юношева
     (отрывок из романа "Эксперимент")

     Луиза испуганно ойкнула и прижалась к стене. Из темной подворотни послышался игриво-протестующий женский визг и довольный мужской хохот. Женский голос тут же одернул: « Тише, дубина, всю округу перебудишь», и вновь уже еле слышный визг и грубый мужской шепот.
     Луиза постояла еще мгновение и, собравшись с духом, быстро пробежала открытое пространство.
     Ах, каким легким казался этот путь днем! Она дважды за неделю проходила этими улочками, сворачивая на них всеми правдами и неправдами во время прогулок. Не учла только, что ночью расстояние кажется намного больше, а знакомые здания и примелькавшиеся деревья принимали совсем уж причудливые очертания. Город тонул в темноте, лишь изредка, то там, то здесь, мелькали сторожевые огни.
     Сердце Луизы гулко билось, хотелось вернуться, но выстраданное решение толкало ее вперед. Из-за туч выглянула луна, несмело осветила улицу, и Луиза замедлила шаг, стараясь укрыться в тени зданий: вдруг чей-то любопытный глаз разглядит одинокую фигурку в темном балахоне? А если ее узнают? Об этом даже страшно подумать! Какой может быть скандал,  какие последствия! Думала ли она об этом, когда решилась шагнуть из приоткрытой калитки в темноту улиц? И охранник не остановил, как, возможно, Луиза надеялась где-то глубоко в душе. Впрочем, какие надежды? Не зря последнее время она прислушивалась к разговорам придворных дам. Много интересного можно узнать, если делать вид, что занята болтовней со сверстницами или задавать им же наводящие вопросы. А если еще усиленно охать, недоверчиво махать рукой и округлять глаза на каждое новое заявление – остается только делать выводы да анализировать. Так Луиза  узнала, что любопытные охранники не задерживаются на своем месте. Слишком уж заманчивой казалась малюсенькая калиточка обитательницам дворца – дверка для желающих уладить свои ночные дела за пределами дворцовых стен. Маска или бесформенный балахон, монетка нужного достоинства в руках стража – и свобода. А назад – лишь слегка стукнуть, по неписанным правилам два-три раза – и ты вновь в саду. Охранник всегда на месте, хорошую плату требуется хорошо отрабатывать.
     Луиза остановилась, чтобы перевести дыхание и осмотреться. Осталось совсем немного, только завернуть за угол, проскочить еще одну темную подворотню и попытаться достучаться в заветную дверь.
     Луиза дошла до угла и осторожно выглянула из-за него. Страх окотил ее волной и, чтобы не закричать, она зажала рот рукой и почти прикусила палец. Прямо на нее неслась свора собак. Собаки рычали, временами затевали драку из-за какой-то тряпки и повизгивали от укусов. Луиза плотнее прижалась к стене и затаилась, сдерживая дыхание. Свора не обратила на нее никакого внимания, пронеслась, почти задев ее накидку и обдав тучей пыли. Как только рычание затихло, Луиза с трудом оторвалась от стены. На слабых дрожащих от пережитого страха ногах, уже не таясь и громко топая, побежала дальше. Скорее, скорее! Подворотня больше не пугала, счастье, если б там были люди. А вот и тот самый дом.
     Громко всхлипывая от страха, Луиза, что есть силы, забарабанила в дверь. Казалось, прошла целая вечность, Луизу волной окатило отчаяние, и ноги отказывались держать, когда за дверью послышались крадущиеся шаги. Взбодренная Луиза застучала еще сильнее и закричала прерывающимся голосом:
     - Откройте! Откройте!
     - Не шуми.- Голос за дверью был не громкий, но строгий.
     - Впустите меня, - прошептала Луиза и уже не так уверенно хлопнула ладошкой по дереву.
     После небольшой паузы дверь слегка приоткрылась, на Луизу уставились изучающие глаза.
     - Что надо?
     - Впустите меня, пожалуйста,- всхлипнула Луиза, пытаясь толкнуть дверь и войти.
     - Иж, прыткая, а ну отойди. Надо-то чего?
     Луиза попыталась взять себя в руки.
     - Мне нужна Хильда. Вот,- протянула она руку и разжала ладонь.
     Небольшой камешек блеснул в свете луны.
     Дверь открылась чуть больше.
     - Заходи быстро.
     Луиза влетела в комнатку, чуть не сбив хозяйку, которая, прежде чем закрыть дверь, настороженно бросила взгляд по сторонам.
     - Ладно, успокойся, чего дрожишь?
     - Там собаки, они рычали, я испугалась, - все еще всхлипывала Луиза.
     - А чего бродишь в такую пору?
     - Мне надо.
     - Ну, пойдем, коли надо. Поднимайся осторожно, на ощупь, светить не буду. Подожди.- Хильда подошла к двери и некоторое мгновение прислушивалась.- Ты точно одна?
     - Да,- испуганно прошептала Луиза.- А что?
     - Да мало ли. Опасаюсь, время такое, не спокойно. По одной-то редко кто ходит.-    Сквозь темноту Луиза почувствовала на себе испытывающий взгляд.- А, может, ты меня с повитухой перепутала? Обычно к ней шастают поодиночке, чтобы скрыть свой срам.
     - Да вы что?- Голос Луизы чуть дрогнул.
     - Ладно,- Хильда двинулась вверх по лестнице,- иди, чего время терять.
     Они вошли в небольшую комнатку.
     - Подожди, я зажгу огарочек, не видно ничего.
     Загорелся маленький огонек, осветил часть комнаты.
     - Иди, садись.- Хильда показала на стул за столом.- Да накидку-то отбрось.
     Луиза отбросила капюшон. Хильда вскочила.
     - Принцесса!
     Луиза молча смотрела на нее, только чаще заморгала.
     Хильда собралась с силами.
     - Уходи, детка, ради всего святого. Зачем тебе здесь?
     - Мне надо,- прошептала Луиза.
     - А мне не надо.- Хильда наклонилась к ней.- Ты с ума сошла. Ко мне и так два раза приходили стражники с обыском по приказу твоего отца. Грозятся сжечь, как ведьму. Я-то храню ваши секреты, а вы болтаете везде, накликаете беду на мою голову.
     - Я не знала.
     - Не знала! А куда идти – знала. Ты посмотри на мою комнату, в ней уже ничего не осталось. Всего боюсь. Найдут зеркало – ведьма, общаюсь с потусторонним миром. Свечу держу одну, сейчас погаснет – и сменить нечем, потому что заявят, что я ими ворожу. Иголку прячу так, что сама долго ищу. А в последний раз прицепились к найденным монеткам, якобы это плата за колдовство. Сами же умоляют, последнее отдают при случае. А потом открещиваются – ведьма. А про тебя прознают, сразу со света сживут. Поднимайся и уходи, пожалей меня.
     Луиза поднялась, сбросила накидку. Медленно, глядя Хильде в глаза, стащила с пальцев перстни, высыпала груду золота на стол и вновь села.
     - Упорствуешь?- Хильда тоже села.- Теперь уже совсем интересно, что же ты пришла узнать, коль столько платишь. Не думаю, что метишь на трон отца, знаешь ведь, что занят. Сначала скажи, чего хочешь, а я решу, следует ли мне менять жизнь на это,- она кивнула на золото.
     - Я не знаю, зачем пришла,- прошептала Луиза.
     - Что? Не знаешь?
     - Нет. Судьба моя определена, как и у всех людей моего положения, даже жених приставлен чуть ли не с пеленок.
     - Да, наслышаны. Красавец принц Эдуард чем не кавалер? Говорят, большой был праздник в честь помолвки.
     - А можно изменить судьбу?
     Хильда откинулась на спинку стула.
     - Ты ошибаешься, как почти все, кто ко мне приходит. Просят: приворожи, наговори, дай зелье. Не занимаюсь я этим, ничего не делаю такого. Только читаю судьбу и говорю, что будет. Хорошее, плохое – не я это определяю, только перевожу на наш язык чужую волю. А нужно ли это делать, решать вам самим. Зачем знать, если ничего не изменить? Но одно из свойств человека – любопытство. Идут к гадалкам чаще всего, чтобы узнать: любит ли? Даже, когда знают наверняка, даже когда любимый шепчет об этом на ушко каждый день и ночь, все равно – подтверди! Просто нужно слышать от постороннего – да, любит, думает постоянно ну и все такое. Радуются да платят за свои же знания деньги. А у тебя по-другому.
     Хильда поднялась, заходила по комнате.
     - Странная сегодня ночь. Знаешь, девочка, я так и знала: что-то случится. Утром проснулась от непонятных стуков в комнате, а обычно этого не случается, потому что у меня прямой контакт. Может, домовой будил пораньше, чтобы готовилась.- Помолчала. – Я знаю, ты не понимаешь моих слов, не за тем пришла, но так уж получилось, что высказываться придется нам обеим. У меня дар, позже расскажу о нем. Ничего на нашей земле не делается просто так. Помогаешь людям, делаешь что-то повседневное, а все равно однажды приходит самое главное, ради чего мы в очередной раз появляемся в этом мире. Я знала: однажды ко мне придет перепуганная девочка, не знающая, зачем пришла, и выложит кучу золота за свое незнание. Эта девочка будет моей судьбой, я должна буду провести ее по долгому жизненному пути. Имеется ввиду не в этой конкретной жизни, а во всех ее воплощениях на Земле.
     Луиза смотрела испуганно.
     - Да ты не бойся.- Хильда вновь присела к столу.- Сейчас я тебе кое-что поясню, но сначала ты мне расскажешь все.
     - Что?
     - Все, что хочешь.
     - А я хотела послушать вас. Говорят, вы все знаете.
     - Дитя мое, я предлагаю это не из любопытства, я знаю все, что хочу. Речь идет о тебе. У тебя есть тайна. Человеческая натура такова, что он не может держать тайну в себе, даже если она о нем самом – постыдная и ужасная. Все равно необходимо кому-то рассказать с надеждой, что больше никто и никогда не узнает. Но тот человек тоже не в силах выдержать этот груз – и разряжается. Без этой разрядки бывает тяжело. У тебя так сложится судьба, что не будет рядом человека, кому ты могла бы доверить свой секрет. А облегчиться надо. Я – твой единственный шанс.- Хильда взяла Луизу за руку.- Расскажи просто все, о чем хочешь. А если тяжело, давай начну я.
     Луиза кивнула.
     Хильда закрыла глаза.
     - Его зовут Рауль, так, девочка?
     - Да,- прошептала Луиза, и ее лицо осветилось.- Рауль. Красивое имя, правда?
     - Тебе виднее.
     - Он страж в нашем дворце, дежурит у дверей в мою комнату. Мы ведь стражей не замечаем, они как предмет мебели – стоят с самого нашего рождения. Наверное, сменяются, меняются, нам какое дело? В детстве развлекались – показывали им язык, прыгали перед лицом, и ничего. При мамах и папах мы ангелочки, ведем себя правильно, всегда чинные и спокойные. А их нет – бегаем, деремся, прыгаем черз стулья и не обращаем внимания на то, что тут же кто-то находится, потому что страж – никто, никогда не наябедничает на нас, не одернет.
     - Такая у них работа, но они тоже люди. И гордятся продвижением к королевским залам, покупают эту должность или назначаются за заслуги.
     - Теперь я это знаю. Рауль появился в прошлом году. Я его не замечала, пока однажды не встретилась с ним взглядом.
     - И сразу любовь?
     - Наверное, да, но тогда мне просто было любопытно. Стала присматриваться к другим стражникам – бесстрастны, смотрят перед собой в стену. Не положено им глазеть на королевских детей или гостей. А Рауль смотрел на меня! Быстро отводил взгляд, если я это замечала, и краснел, стараясь тут же взять себя в руки, что очень было заметно по его лицу. Мне это понравилось. Знаете, нам, молоденьким девушкам, так надо, чтобы в нас влюблялись и добивались нас, а у меня этого не было. Ну, кто в меня влюбится?- Луиза обвела рукой свое лицо – бледное, невыразительное, обильно усыпанное веснушками.
     - Да, деточка, вся красота досталась твоей сестре. Почему так случилось – не ведано.
     - У нее куча поклонников. Она устала, как заявляет, отбиваться от них. Носится с какими-то записочками, разбрасывает платочки, но я ей не завидую. У меня ведь есть Рауль.
     - У тебя есть Эдуард.
     - А ему некуда деваться! Давно было решено, что моя рука достанется ему, а кто откажется от руки принцессы с таким приданным – тут о любви и не заговаривают. Моя сестра тоже обручена с детства, ее будущий муж от нее без ума, от гордости скоро лопнет. Еще бы: такая красавица, умница и еще наследница трона. Дай бог ей счастья! Я рада за нее! Так вот, потом у меня стало потребностью видеть, как Рауль смотрит. Наши взгляды встречались, он научился не пугаться, если я это заметила. И однажды улыбнулся мне глазами так по-доброму, так дружески, что я тоже улыбнулась, и эти улыбки шли из самого сердца. Я с тех пор не могла отвести от него взгляд. Стала проводить массу времени в гостиной перед своей комнатой. Мама хвалилась, что я такая усердная: читаю, вышиваю, всегда занята делом. А я просто урывала каждую минутку, чтоб, оставшись с ним наедине, просто смотреть на него. Мне не ведома другая любовь и, поверьте, я не хочу ее знать. Я вскакивала утром и долго сидела у зеркала, меняя прически, тщательно выбирала себе наряды. Его Величество король, мой отец, целовал меня в лоб, все приговаривал: « Ох уж этот Эдуард, все-таки разбудил нашу тихоню». А я сияла от любви к… К кому? Я даже имени не знала. Выходила в гостиную, затаив дыхание, и видела, как еле заметным огоньком вспыхивают глаза от восторга и радости за меня у моего любимого, о котором знала лишь я. Он и так сильно рисковал. Бывали дни, когда меня навещал Эдуард. Мы сидели на диване и разговаривали. Знаете, каким после этого был взгляд Рауля? Обреченным, по - тихому печальным, ведь он понимал, кто я. Я даже не могла сказать, что никто мне не нужен кроме него, хотелось кричать об этом во весь голос. А потом мы стали писать друг другу.
     Брови Хильды удивленно поднялись.
     - Да-да. Однажды я сидела с книгой и время от времени перелистывала страницы, а в остальное смотрела на Рауля. Он показал мне кончик бумаги и, когда никого не было, вложил свернутый листок в щель между дверью и стеной, прикрытой занавеской. Я наловчилась, входя в комнату, опираться на косяк двери и вынимать записочку. Хильда, это была сказка! Все, что он говорил глазами, все, что я понимала в его взгляде, было писано словами. Где он их находил, кто нашептывал ему эти строки, но это было счастье! Я целовала каждую буковку сто раз, прежде чем разорвать или сжечь листок. А откуда я брала все то, о чем писала в ответ? Я ведь этого никогда не слышала и не подозревала, что можно описать свои чувства так, что сияла каждая строчка! Бывали дни, когда Рауль не появлялся на своем посту, его отправляли по другим делам. Это был потерянный день, но я научилась жить ожиданием – это тоже было счастье! Я стала хитрой и изобретательной. Однажды при входе в комнату «споткнулась», пришлось моему стражу подать мне руку, правда, через плащ, как и положено, но я ведь прикоснулась к нему! А как-то, играя в комнате со своими младшими сестренками, уверила их, что под кроватью кто-то дышит. Дети с визгом выскочили, а Рауль вбежал, чтоб осмотреть комнату. Тогда мы один раз остались с ним наедине, на миг, чтобы обняться и прижаться друг к другу. После этого Рауль писал, что ему хочется поцеловать меня, а я нескромно приписывала в конце: «Целую сто раз!» Хильда, скажи, он ведь действительно любит меня?
     - Да, деточка, любит.
     - Да ты не думай, я не сомневаюсь. Глаза ведь не могут врать, правда? Если бы ты знала, как я изменилась за этот год. Не ходила – порхала, пела! Хотелось всех радовать и баловать. Я дарила подарки и украшала комнаты цветами. Раньше, стоило мне появиться среди гостей, угадывался шепот и читались перехваченные взгляды: бедная некрасивая принцесса, плетущаяся в хвосте сестры. А теперь меня называют «наше солнышко», и я вижу, как мне рады.
     - Я слышала об этом,- кивнула Хильда.- Мы, простые люди, далеки от дворца, но и до нас доходят сплетни о короле и его окружении. Что еще делать людям, как ни чесать языками. Идет молва, что можно добиться приема у «младшенькой», как тебя называют, и она поможет.
     - Все эти силы разбудила во мне любовь. Наверное, бывает и по-другому, когда двое гуляют по саду, бродят до утра и говорят, говорят. Но можно ли верить словам7Глаза моего Рауля – это самое ценное, что у меня есть. Я люблю его! Вслух я говорю это впервые. Оказывается, это звучит музыкой!
     Хильда улыбнулась.
     - Я поэтому и предложила тебе высказаться, эти слова должны быть сказаны.
     - А теперь…- Луиза закрыла глаза и собралась с духом.- Я обручена, скоро свадьба. Некоторое время останемся здесь, а потом все равно уедем. Чем же мне жить тогда? Я не могу расстаться с Раулем. Вот я и спросила: можно ли изменить судьбу? Повернуть все в другую сторону? Наверное, я пришла за надеждой. Скажите мне, что не все потеряно или укажите путь. Вы можете, я знаю.
     - Бедная девочка. Представляю, сколько в тебе отчаяния, раз решилась прибежать ко мне. Могу только успокоить. Ты говорила, что научилась ждать, и этим была счастлива. Вот и жди, как-нибудь увидитесь. Будете приезжать в гости, или он заявится к вам в свите короля.
     - Не известно, будет ли это. Я хочу по-другому. Расскажите мне о моей судьбе, научите, что делать, к кому обратиться? Может, Рауль сможет уехать со мной на новое место жительства?
     - И охранять спальню твою и твоего супруга?
     Луиза закрыла лицо руками.
     - Ладно.- Хильда положила ладони на стол.- Посиди немного, мне надо посоветоваться.
     Хильда закрыла глаза и замерла. Луиза смотрела на ее лицо. Хильда словно с кем-то разговаривала, иногда улыбалась, тихонько кивала головой. Но вот нахмурилась и сидела так довольно долго. Потом открыла глаза.
     - Интересно? Подруга у меня есть в тех мирах, о которых знают не многие, да и те молчат. От нее и узнаю нужное. Только что говорили о тебе. Будешь слушать или передумаешь? Но надо быть сильной и верить мне, каким бы странным не был разговор. Договорились?
     - Да.
     - Религия нас учит, что после смерти человек попадает в рай или ад. Это не совсем так. Прожив свою жизнь, мы возвращаемся туда, откуда пришли, чтобы через время воплотиться в очередной жизни здесь же, на Земле. Цель человека в постоянном совершенствовании, в стремлении к свету. Наша Земля, как начальная школа. Приходим совсем юными, от жизни к жизни набираемся опыта, чтобы подняться на высший уровень, туда, где сейчас моя подруга. Знающий это не боится смерти. Тело, как платье, изнашивается. Старое платье мы выбрасываем, хоть нам его и жаль, даже если оно было самым любимым. Но потом покупаем другое – и все проблемы. Так и свое отжившее тело мы выбрасываем, а вечно живая душа обретает новое пристанище, и вновь мы живем, радуемся, любим и печалимся. Когда человек впервые отправляется в такую начальную школу, с ним вместе отправляется его половинка противоположного пола. Из жизни в жизнь половинки встречаются, влюбляются, а это очень важно, так как всей жизнью движет любовь. Знаешь, как нужен тот свет, та любовь, которую мы посылаем небесам? Все наши чувства собираются в огромную копилку и возвращаются нам же или другим страждущим, о которых мы молим небеса. Есть ведь люди, которые не способны дать хоть какой-то свет, но и их не оставляют в темноте, светом влюбленных указывают путь, дают шанс выбраться. Вот так, очень кратко, чтобы ты хоть немного была посвящена и правильно воспринимала мои дальнейшие слова. Ты и Рауль -  половинки. Из жизни в жизнь вам предстоят встречи и любовь. Но…
     Хильда замолчала.
     - Продолжайте же!
     Хильда поднялась и стала собирать со стола золото.
     - Всегда мечтала иметь деньги, чтобы уехать отсюда, иначе меня точно сожгут. Вот и появилась возможность. Как только рассветет, соберусь потихоньку м уйду. Поселюсь не в городе, в тихом местечке у реки, буду возиться в огороде да выращивать птицу. А по вечерам сидеть со стариками на ступеньках и болтать об урожае и погоде и не бояться раскрывать рот, как здесь. И так будет из жизни в жизнь и все ради того, чтобы однажды явиться тебе во сне или встретиться наяву и напомнить этот разговор.
     Хильда завязала золото в тряпочку и засунула за пазуху.
     - А теперь слушай. На вашей паре проводят эксперимент. В любом воплощении на Земле ты будешь встречаться со своим Раулем, но всегда на вашем пути будет непреодолимое препятствие: на религиозной почве, по моральным соображениям или, как в этом случае, по положению в обществе.
     - Как это? Почему?- Голос Луизы дрогнул.
     - Потому что там,- она указала вверх,- тоже постоянно учатся. Вот и проверяют силу любви в момент невозможности ее осуществления. Какими становятся чувства, гаснет ли свет в душе или ведет человека сквозь мрак всю оставшуюся жизнь. В каждый очередной момент встречи вы будете узнавать друг друга с первого взгляда, но соединиться сможете не скоро.
     - Я вам не верю!
     - Мы же договорились, что будешь верить. Мне помогли прочесть твою судьбу. Твой удел – страдать, но быть счастливой, потому что ты любишь! Не всем посылается возможность любить, многие, прожив, так и не узнают, как это сгорать внутри от одной мысли о любимом и быть счастливой уже оттого, что дышишь с ним одним воздухом. Ты – избранная, но будет трудно. И лишь  через много-много лет, в такое время, которое пока не доступно нашему пониманию, вам дадут волю любви. Ты встретишься со своим Раулем рано, в детстве, и вы пройдете по жизни рука об руку, чтобы наверстать все упущенное за многие сотни лет. И далее будут только счастливые встречи. Потерпи, время летит очень быстро.
     Луиза вскочила.
     - Я не хочу через сотни лет и через пять не хочу. Мне тогда это будет не надо, мне надо сейчас, как вы этого не понимаете?
     - Так ты будешь говорить всегда! Мы ведь живем только этой жизнью, наше сознание не в состоянии охватить весь предначертанный путь на Земле. И только когда окажемся на ступеньку выше по разуму, поймем, что не зря влачились, как нам кажется теперь, по грешной земле, учились и совершенствовались. Зато потом вы будете вместе всегда, без сомнений, с Любовью с большой буквы и сами будете опекать таких, как сейчас ты.
     - Хильда, вы не понимаете!- Голос Луизы дрожал.- Я вам говорю, что не смогу жить без его глаз, а вы рассказываете о каком-то высшем разуме. Вот она я, любимая сейчас и, возможно, больше никогда. И я спрашиваю: есть ли возможность не терять его?
     - Нет.
     - А я не верю. Я сегодня же докажу всем, и вы увидите, что не бывает судьбы. Я вернусь и брошусь Раулю на шею, я отдамся ему сегодня же ночью и потом все расскажу отцу. Пусть нас накажут, но мы будем вместе.
     - Бедное дитя. Бессмысленно спорить с судьбой. Я это знаю. Ты больше не увидишь своего Рауля.
     - Увижу. Никто мне не запретит!
     - Он уехал, на дежурство вышел другой человек. Рауля с важным поручением отправили в дальнюю провинцию. Оттуда он не вернется.
     - Я жалею, что пришла к вам.- Луиза взяла накидку.- Я ухожу. Полночь миновала, и Рауль заступил на дежурство у моей двери. Я добьюсь у короля, что Рауля переведут в гвардию Эдуарда, и он будет со мной всегда.
     Луиза направилась к выходу, но остановилась.
     - Простите, Хильда. Я сказала, что жалею о приходе. Это не правда. Нужно было прийти раньше. Я ухожу отсюда уверенной в себе и готова бороться за свою судьбу. Вы правы, миром правит любовь. Это надо рассказать всем. Сообщите о себе, когда устроитесь на новом месте. Стану королевой – не забуду.
     Луиза вышла в темноту и побежала назад по той же дороге. Собаки? Нужна им какая-то принцесса, когда так вкусно пахнет кость! Темные подворотни? Ерунда. Там только влюбленные, те счастливицы, которые не боятся кричать о любви во весь голос. Сейчас она подойдет к своему Раулю…Что дальше, Луиза не знала. Пока не знала. На месте будет видно.
     На стук калитка открылась сразу. Луиза пробежала через сад, протиснулась в боковую дверь – вход для прислуги – и бесшумно побежала по лестнице в верхние залы. Дверь, еще одна, а сейчас через гостиную к своей комнате. Рауль!.. Нет, у дверей стоял незнакомый страж и старательно смотрел на противоположную стену. Может быть, время не пришло? Луиза оглянулась на часы у камина. Третий час. Что это значит? Дрожь пробежала по всему телу. На нетвердых ногах Луиза подошла к двери, открыла и, пошатнувшись, оперлась о косяк. Рука привычно ухватилась за кончик листка. В комнате Луиза дрожащими руками зажгла свечу. Торопливые буквы запрыгали перед глазами: «Я так тебя ни разу и не поцеловал»…