Статья
Белякова Надежда
Помимо основных направлений деятельности Дома Моделей; создание два раза в год сезонных коллекций модной одежды или ,как они сами называли- «готовить показ» была еще одна сторона жизни и деятельности ОДМО. Это было создание параллельного показа , но уже для внутреннего пользования. Здесь демонстрировались , модели, которые нужно было потом внедрять в производство у нас в стране. То есть - показа, на самом деле получалось два. Вернее- получалось «дважды два» показа, поскольку две большие коллекции модных тенденций традиционно готовили к весне и осени. Одни, безусловно, для демонстрации за границей. Здесь царила творческая смелость с акцентами национального, декоративно-фольклорного колорита в сочетании с элементами смелого авангарда.Другие внутреннего пользования.
Моя мама-Белякова Маргарита Андреевна –художник-модельер головных уборов, работала всегда с каким-то восторгом над темой сезонной коллекции для заграницы. Сам просмотр был явлением синтеза искусств - одновременно создавались и показывались :и головные уборы, и платья, костюмы и верхняя одежда. Все в комплексе. Её знаменитые шляпки в стиле коктейль в форме маленьких , изящных куполов «а ля рюс», гастролируя по миру- произвели фурор .Целая серия разноцветных ,очень самобытных и элегантных. Она очень увлекалась темой русского головного убора, разрабатывая направление, которое она называла «Боярка.
Зимняя шапка , по форме напоминающая шапку Мономаха с остро заточенной куполовидной головкой с пышным мехом вокруг. Эксперементируя с формой , деликатно вводила пластику кокошников.
Акцентируя смело, но элегантно разноцветными мехами, парчой и разноцветной замшей, что в те -60 годы было невероятно экзотично. Теперь это почерк наших дней, тогда же яркая выставочная диковинка. То, что она делала в 60- 70 семидесятые годы; причудливо сшивала меха, свободно компонуя разноцветный мех, как полотно для узорчатого лоскутного одеяла, готовя меховую композицию, чтобы эта меховая мозаика прицельно легла на болванку будущего головного убора. То есть: узор-рисунок меха продуманно ложился на форму шляпы.
Эти сезонные коллекции с большим успехом гастролировали по всему миру, достойно представляя страну, как передовую, готовую и
принимать ,и создавать смелые образы современности.
А вторая коллекция, которую готовили параллельно- по тем же мотивам, но уже жестко отредактированная была предназначена для внедрения в производство легкой промышленности. Часто возникали такие заказы , как, например, в начале 70-х одежда для работников Метрополитена. Поэтому красные отформованные фетровые шляпки с эмблемой на головах работниц московского метро-то же, если присмотреться, в стиле»Коктейль»- тоже работа моей мамы Беляковой Маргариты Андреевны. Поэтому и сейчас многие годы спустя смотрю на них с нежностью, независимо от степени их поношенности.
Дом Моделей, в советские времена занимавшийся созданием коллекций одежды для большинства швейных фабрик СССР, одновременно курируя работу в этом направлении по республиканским Домам Моделей, куда все модельеры постоянно ездили в командировки. В этих командировках не столько метрствовали, проводя, как теперь назвали бы-«мастер классы», но и привозили свои коллекции, проводили показы на месте. Проводили совместные Методические совещания, в которых принимали участие практически все Дома Моделей Советского Союза. То есть «Вертикаль власти» была весьма крепка, и , в сущности, Дом Моделей на «Кузнецком Мосту» произрастал своими дочерними Домами Моделями и жили они одной жизнью и одними задачами.
Конечно, показы коллекций, задачами которых было внедрение в производство, деятельность строго вписанная в рамки требований социалистической действительности , конкретно швейной промышленности с массовой направленностью воспроизведения , и максимального удешевления моделей– всего того , чем было унижено не одно поколение советских людей –эти показы резко отличались от предназначенных для показа за рубежом. « Нечего одеть, нечего обуть.»- одна из основных тем жизни девушек и женщин советского союза.
Процесс удешевления после внедрения модели в производство за счёт замены материала , из которого создавались модели, порой полного исчезновения деталей, отделки и фурнитуры приводило, не то, что к неудачному повтору этих клонов авторских моделей, а к обезображиванию до полной неузнаваемости. Поэтому было у художников-модельеров этакое внутренне- профессиональное ругательство :»Внедрить твою модель на фабрику!» или короче: «Внедрить твою модель!»
То есть, и речи не было в те годы об авторских правах. Вещь- модель, внедренная на фабрику, а именно это и было второй задачей деятельности ОДМО, «преображалась» на фабрике самым причудливым и непредсказуемым образом. И о защите авторского замысла от искажения его производителем –и речи не могло быть! И это часто приводило к тому печальному результату, что –обезображенные производством, модели не пользовались спросом и , погостив на прилавках магазинов, плавно перемещалась в «Отдел Уцененных товаров». Был и такой в системе торговли в Советском Союзе.
Об этом с особой грустью говорила моя мама-Белякова Маргарита Андреевна, что ведь : «Покупателю не объяснишь, что художники не виноваты в том, во, что превратили их модели, которым аплодировали и в Париже , и в Америке! Вот так, глядя на это безобразие , можно подумать , что ОДМО работает на отдел «уценёнки ! Да, уж…посмотришь и самой стыдно. Словно не художник-модельер головных уборов это соорудил, а головная уборщица!»
Парадоксально, увы, частенько огромный размах деятельности межреспубликанского конгломерата Домов Моделей СССР выливался в такой узкий и малоинтересный поток на территории Отечества.
Но тем не менее имена были известны, или, как говорится:» широко известны в узких кругах»
Но вопрос авторских прав в целом в жизни ДМО был решён раз и навсегда: их просто не было! Не смотря на то, что на показах имена авторов моделей всегда назывались, но было общее имя для всех работавших художников – модельеров «Творческий Коллектив ОДМО «Кузнецкий Мост».
Отчасти благодаря тому, что принцип проведения показов на подиуме Зеленого Зала «Кузнецкий Мост» отличал невероятный уровень работы искусствоведов. Модели не просто демонстрировались , а сопровождались
анализом тенденций и направлений моды -искусствоведами с независимым и творческим взглядом .Кстати, замечательныхискусствоведов! Тамара Андреева-резкая, порой нелицеприятная, невероятно эрудированная интеллектуалка, подруга мамы Лючия Олеговна Синякова, знаток истории западной и современной моды.То есть творческий уровень во всех областях деятельности был чрезвычайно велик.
Да и работали художники-модельеры отнюдь не в интеллектуальной изоляции от мирового процесса развития моды. Хочу немного рассказать о уникальной библиотеке ОДМО «Кузнецкий Мост», в которой посчастливилось мне подолгу просиживать , забывая о времени.
Подбор книг и журналов был великолепен , начиная со старинных волюмов с раскрашенными от руки офортами модных картинок- откровенно музейные экспонаты в тесненных толстых кожаных переплетах. И, заканчивая роскошными и невероятными современными журналами со всего мира обо всем , что имело отношение к современному искусству , дизайну, моды-все ведущие журналы мод со всего мира.
Не современные адапрированные под нынешний рынок нашей страны, а настоящие «Оффисьель», «Вог» и так далее. Но « железный занавес» был крепок, и о поездках за границу и мечтать было нельзя. Но заграницу ездили- строго администрация ОДМО. Доступ к работе в этой библиотеке имели строго сорудники ОДМО»Кузнецкий Мост».Но , разумеется, дети- художники, тоже туда проникали. Так посиживала там и я.
Заложенные со дня основания принципы, защищающие Дом Моделей от скатывания к уровню дорого Ателье, были неукоснительны. И среди них требование к художникам –модельерам , чтобы они занимались не только работой на рабочем месте, но и постоянно росли , как художники, развивались , как творческие личности, занимались искусством.
Для этого время от времени приглашались для проведения уроков по рисунку и живописи яркие , знаменитые художники. Так, например, однажды в ОДМО «Кузнецкий Мост» был приглашён на длительный период , на преподавательскую работу, ни больше , ни меньше…. Как сам невероятный, порой эпатажный мощнейший авангардист 60-х годов –Эллий Белютин. Его гремевший и сотрясающий не только устои соцреализма НЕОфигуратив, пленял всей страстью и раскрепощенностью нового веяния авангарда и весь андеграунд периода Хрущевской оттепели.
Сама хорошо помню , что устоять перед искушением такой очевидной созданной Белютиным системой образности и я не могла, столкнувшись с его влиянием в 70-х годах в художественной школе. В самых разных областях изобразительного искусства влияние его направления никого не оставляло равнодушным. И мама-Белякова Маргарита Андреевна , всегда вспоминала о его занятиях с восторгом и сожалением, что они резко прекратились с резким похолоданием во внутренней политике страны и завершением периода Хрущевской оттепели.
Сожалела, как о коротком счастье. И печалилась, что не смогла оправиться в плавание на знаменитом «Белютинском параходе»- на корабле художников на этюды по Волге. Какие-то обстоятельства помешали, думала, что -потом…..Ох , уж это «потом», чулан всего несбывшегося.