Статья для риамода. болванки

Белякова Надежда Александровна
Белякова Надежда
В начале 60-х знаменитые шляпки Маргариты Андреевны Беляковой в стиле коктейль в форме маленьких , изящных куполов  «а ля рюс», гастролируя по  миру в составе сезонных коллекций ОДМО «Кузнецкий Мост» - произвели фурор . Большим успехом пользовалась целая серия разноцветных ,очень самобытных , но элегантных головных уборов на   тему русского головного убора. Шляпки «коктейль» в форме куполов православных русских храмов в единстве с серией вечерних платьев и элегантных костюмов –это было смело , но неожиданно гармонично даже для раскрепощенного периода хрущевской оттепели. И , видимо, поэтому так  надолго запомнились.
Белякова Маргарита Андреевна –художник –модельер головных уборов ОДМО «Кузнецкий Мост», увлекалась этой темой и в середине семидесятых, возвращаясь к ней всякий раз на новом уровне. Тема исторического костюма, осознание его пластики, игры объемов и  всегда свойственная народному костюму строгая функциональность - часто  волновали и одаривали художников –модельеров во все времена. Обращалась и моя мама к теме созвучия национального костюма  и образа современности не раз на своем творческом пути. Увлеченно разрабатывала направление, которое она называла «Боярка» , навеянные темой кокошников , боярских шапок, вариации на тему Шапки Мономаха. Очень интересна и авангардна ее серия , как фетровых , так и меховых шляп, очень  , как мне показалось «не чужих» и навеянные творческим наследием «Русскими сезонами»  в Париже 1914 года, и всей пост эмигрантской модой первой половины 20 века с её поисками  интеграции национальной стилистики в современную моду . Мне запомнился  этот сокровенный процесс творческого « самовозгорания» и  воплощения  образа в реальных моделях,
Когда он  происходил прямо у меня на глазах. Например, как-то раз - где-то в середине  80-х по телевизору шел сериал – экранизация «Холодного дома» Чарльза Диккенса, великолепно поставленный и костюмированный на  Би-би-си. И мама смотрела так напряженно на экран, что заметив её столь пристальное «смотрение», я не стала  ее отвлекать каким-то возникшим вопросом. И, действительно, потом ее целый просмотр на «Кузнецком»  был украшен созданными ею немыслимыми меховыми высокими цилиндрами с характерными , но  необычно ассиметричными полями из разноцветной норки. Причем её личное ноу-хау заключалось в том, что эти  высокие цилиндры, не торчали ровными цилиндрами ,а  были вручную ее , уже готовыми ,стянуты кожаными шнурами, которые «прошивали» форму шляпы порой нарочито грубо и неожиданно, формируя  новый образ. Меня тогда поразило, что они  походили на меховые скульптуры, с какой-то  внутренней пластической драматургией. Мама и не скрывала, что эта серия была создана под впечатлением экранизации произведения Диккенса.
Так многие впечатления переплавлялись самым причудливым образом, это могли быть
И впечатления от увиденной выставки, увиденный цветок, лодка, крылья самолета, птицы, осенние листья в собранном на прогулке букете…да , наверное, и сама жизнь.
Помню, как мама была и удивлена, и растрогана, когда  отдыхая в 1981 году в Коктебеле, мы с ней забрели в какую-то галантерею на самой окраине, витрину которой украшало  в рост высотой, изрядно выцветшее за несколько лет на крымском солнце  фото с московскими манекенщицами, демонстрировавшими  моду начала семидесятых. На голове одной из топ-моделей ушедшей эпохи красовалась мамина шляпа из очень удачной ее серии фетровых головных уборов. Это были шляпы с полями , мелко и тщательно изрезанные ею , а потом собственноручно ловко заплетенные ею, как плетут корзины : с разными узорами. Эти плетенками были украшены и тулья шляпы, поля с внешним краем.

Совершенно ошарашенная мама удивлялась и смеялась, глядя, на эти «цветы запоздалые», и несколько раз она повторила: «В голову не придет; где и когда твоё догонит тебя! А ,главное- в каком виде!»

Мама на протяжении тех 42 лет работы в ОДМО всегда все выполняла только своими руками на всех этапах создания новой модели. Но время от времени возникал вопрос о том, что нужно или нет привлечь к работе  художника модельера исполнителя. Этот вопрос мама всегда категорически отметала, считая , что их работа художников-модельеров тем и отличается от работы модельера в ателье-вещи должны быть абсолютно уникальны. К тому же могла бы уйти прелесть неожиданных находок, которые и возникают в процессе поиска и работы над моделями в самый неожиданный момент. От работы над эскизом, или в момент  тяжелого ручного труда натягивания мокрого фетра или меха на выточенную форму из липы до создания характерной виньетки-бантика.Мама считала, что все этапы  рождения нового образа своего произведения нужно  целиком «переболеть» вместе с будущим «детищем».
Единственное, разумеется, саму форму вытачивал болванщик, но строго под руководством модельера по заранее выполненному из спартри макету будущего головного убора.Потому, что сами формы –болванки- это  в сущности скульптуры.
И тончайщие переливы формы и перетекание объмов, которое и рождает пластику будущего образа-это решающий этап в творческого процесса.
 Когда мама-Белякова М.А. уходила на пенсию, администрация ОДМО разрешила ей «на память выкупить  болванки, практически- уже  списанные, поскольку повреждались от работы с ними. В 1992 году я выкупила у администрации для мамы её  модели. И теперь я рада появившейся у меня возможности сдать их в Исторический музей, как образцы из истории моды нашей страны, где их и можно будет увидеть.



© Copyright: Белякова Надежда, 2010
Свидетельство о публикации №21009260681