МФТИ как образец модернизации

Александр Самоваров
Потапыч, выпускник МФТИ,  написал мне в ЖЖ: «Вы семестр вели у нас семинары в 90-м году. Вообще, молодой русский националист, да на кафедре истории да в те годы, это было явление запоминающееся. Правда, мне тогда, да и большинству однокашников Ваши взгляды казались дикими - все бредили "перестройкой и демократией", ну да со временем человек умнеет».

А известный публицист «Пионер», с которым нас обвиняли долгое время, что мы одно лицо, тоже окончил МФТИ в 1986 году.

И чего-то мне вспомнился этот вуз.

Сейчас много говорят о модернизации, это говорильня, понятное дело, закончится, ничем. А вот я работал в МФТИ, в одном из лучших вузов мира, на базе которого (плюс еще некоторые интеллектуальные центры) вполне можно было осуществить модернизацию страны в свое время.

До  МФТИ три года  я работал  в школе города Долгопрудного и утомился, но это любой утомится, где-то я читал, что в Англии принят закон о том, что   учитель, отработавший в школе больше 5 лет,  признается судом не вполне дееспособным. Ему нужен поручитель в суде. Дальше я размышлять на эту тему пока не буду.

В Долгопрудном же находился и МФТИ, мне дал рекомендацию один человек, и я с этой устной рекомендацией пошел к зав. кафедрой истории  Михаилу Алексеевичу Китаеву. Тот принял меня очень настороженно, дал всего одну группу, но уже через три месяца взял меня аспирантом, и одновременно у  меня была полная нагрузка.

МФТИ удивлял качеством студентов, это были феноменальные ребята. Некоторые из них без проблем за три дня  выучивали учебник по истории КПСС. Попасть дураку в МФТИ по блату можно было и тогда, только жизнь у него потом была тяжелая.

МФТИ – это один из немногих удавшихся советских проектов. Сталину нужен был вуз, который готовил бы физиков, способных обставить Запад, вот под такие параметры его создавали.

Физтехов готовили на высшем уровне, интенсивность  подготовки  и специфичность дисциплин были такими, что многие заболевали; неврозы, и иногда  шизофрения. Некоторые молодые люди знали, что учиться в МФТИ  экстрим и даже бравировали этим.

Помню, зашел в одну группу, а они шутили чокнутые они все или еще нет. Думаю, что многим из них позже стало не до шуток.

При всем  том, неуютные общежития, паршивая какая-то помоечная столовая, отсутствие квалифицированно психиатра, к которому по идеи нужно было направлять мальчишек,  у которых начинались проблемы.

У меня были студенты, на первом курсе  вполне нормальные, встречаешь их через пару лет, уже странные.

Студенты МФТИ называли себя - «физтехи». Они интересны тем, что до конца жизни озорные пацаны, но и практичные одновременно.  Разбогатевшие физтехи для меня не удивительны.

Девочек было очень мало, как правило, их распихивали по группам так, чтобы было не меньше двух в группе. Я  спросил, почему? Оказалось, что физтехи порой были очень агрессивны к «бабам», и если девочка  одна, то ее затуркают, а двум выжить было легче.

У физтехов было качество, совершенно не свойственное русским, в них это качество воспитывали. Физтехи считали себя избранным и стремились к максимальной самореализации. Для них не существовало таких авторитетов, на которые они боялись бы посягнуть.

То, что в нас в МГПИ воспитывал один профессор  Аполлон Кузьмин – не бойся, иди на самого сильного противника, со слабыми бороться не интересно, -  это сидело фактически в каждом физтехе, который хоть что-то собой представлял.

МФТИ создавали в качестве конкурента для мировой  научной элиты, вот отсюда и стереотипы поведения физтехов.

Надо сказать, что в личном общении эти ребята мало кому нравились с первого взгляда. Но они интересные люди.

Преподавателей с кафедры истории они считали идиотами. Зав. кафедрой Китаев отвечал им  добрым юмором. Помню, как собрали нас, преподавателей МФТИ, на занятия по гражданской обороне. Видно для прикола туда пришел один академик. Всем раздали противогазы. И академик попытался ее надеть, но ничего не получалось, он его вертел и так и эдак. Михаил Алексеевич Китаев, который прошел и финскую и Отечественную, сказал  весело академику: «Это тебе не математика, тут думать надо».

Когда мне дали первые группы, то со стороны физтехов тоже были попытки повеселиться, но для меня разгромить физтеха проблем не составляло, а вот что они уважают, так это интеллект. И по гамбургскому счету, академик ты или не простой чувак, ценят силу ума, все остальное потом.

И вот прихожу я как-то на занятие, а на столе моем  вырезано ножом «умный Санек». Признали.

Об МФТИ я еще буде писать, а  сейчас пару слов скажу, о тех временах, которые вспомнил Потапыч. Я во всю занимался в МФТИ националистической пропагандой, но особого успеха не имел.

Как сейчас я понимаю, для большинства студентов – это была реакционность, типа того, что ты в одной лодке с Лигачевым и прочими ретроградами.

И вот вспыхивает спор на семинаре между мной и националами из республик, а русские студенты молчат, опускают и уводят глаза. Поддержку я получал от одной девочки, например, которая была из Прибалтики, и на себе уже испытала  русофобию.

Один раз, правда, подошли ребята, сказали, что они принадлежат к какой-то группировке «Памяти», что меня не вдохновило, но я пришел к ним в общежитие. И вот сидим, беседуем, и, вдруг, ребята говорят, что нашли жучки в своих комнатах, их подслушивало ЧК.

И наступает гнетущая тишина. Мы  – патриоты, мы за Россию, но мы же и главные враги, почему-то.

А в тот момент какая-то не понятная, невидимая нам дьявольская сила просто перемалывала страну. Но ведь не только собчаки это  делали. Куда им. И те же евреи вели себя в большинстве своем настороженно, ничего они уже не хотели от России, ибо все перепробовали, и им тоже воздалось.

…  После семинара ко мне как-то подошел русский студент, здоровый такой парень, и говорит: «Вот вы все о России, о России, а у меня в душе даже не шевелится ничего…»

Зато сейчас у многих зашевелилось.

 Года три  назад я вел спецкурс на журфаке одного вуза, так вот там  почти все молодые русские люди уже русские националисты, в той или иной степени.

Как времена меняются!