Путь к Свободе. Кадровая политика

Отец Мировой Демократии
Глава 3. Кадровая политика


       Кадровая политика является краеугольным камнем политической системы любого государства, а ее направленность точно отражает саму суть каждой конкретной политической системы.
       В общенародном государстве целью кадровой политики будет не обслуживание интересов слившихся воедино с государственным аппаратом бизнес-групп, а обеспечение соблюдения законных интересов подавляющего большинства народа и стремление к соблюдению интересов его всего.
       Какой может быть работа правительства, формируемого партиями из своих эмиссаров, то есть людей, которые наиболее устраивают эти партии и, находясь на высших государственных постах, заботятся, прежде всего, о том, чтобы наживаться самим и создавать все условия для того, чтобы наживались те, кто их на эти посты делегировал?
       Являются ли такие выдвиженцы самыми достойными для того, чтобы быть членами кабинета министров?
       Насколько дееспособно и эффективно коалиционное правительство, которое состоит из представителей различных партий и глядя на которое сразу невольно вспоминаешь басню о лебеде, раке и щуке?
       Реально ли сейчас человеку, оптимально подходящему, например, на должность первого вице-премьер-министра, занять эту должность, если он не принадлежит к высшим кругам власти или бизнеса?
       Думается, ответы на все эти вопросы, как и на те, которые были поставлены в первой главе, вполне очевидны.
       Известно также, что в парламентских и парламентско-президентских республиках при утрате партией или партийной коалицией большинства в парламенте сформированное ею правительство тоже теряет право на существование, и необходимо формировать новое. То есть если большинство имеет незначительный перевес над меньшинством, и меньшинство сумело (не будем уточнять, каким образом, хотя понятно, каким именно) переманить на свою сторону немногочисленную фракцию какой-либо партии, превратившись благодаря этому из меньшинства в большинство, ситуация мгновенно меняется, и все прежнее правительство обязано уйти в отставку. То же самое должно произойти и тогда, когда критически важная для существования большинства часть решит выйти из него, не вступая ни в какие новые альянсы.
       Но этим дело может не закончиться. В случае возникновения проблем с созданием нового большинства, а также в случае если такое большинство создано, но его участники не в состоянии достаточно быстро поделить между собой министерские портфели, или если с соответствующей инициативой выступит утратившее опору правительство, парламент, как правило, распускается. Это означает, что должны будут состояться новые парламентские выборы, которые обычно проводятся не раньше чем через два месяца после назначения их даты.
       Таким образом, в результате подкупа всего нескольких людей легко может возникнуть нестабильность во всем государстве и обществе, которые на довольно продолжительное время лишаются как полноценно функционирующего правительства, так и парламента, то есть обоих своих главных органов управления.
       Кроме того, из этого следует, что действительно достойный и профессиональный, ничем себя не скомпрометировавший специалист, работавший в правительстве парламентской или парламентско-президентской республики, пусть даже он делал это лучше всех своих предшественников, может быть вынужденным освободить свою должность лишь по причине изменения конфигурации парламентского большинства, как может быть вынужденным расстаться с ней и только потому, что в стране состоялись очередные или досрочные парламентские выборы, подразумевающие формирование другого правительства.
       Что касается президентских и президентско-парламентских республик, то в них любой министр, независимо от результатов его работы, также может запросто ее лишиться, если президент решит поменять премьер-министра (так как в этом случае должно уйти в отставку все правительство), если премьер-министр сам решит подать в отставку или же после президентских выборов (поскольку правительство обязано сложить свои полномочия перед новоизбранным президентом). Причиной его увольнения могут стать и лично-конъюнктурные соображения президента или даже всего лишь его плохое настроение, так как президенты в государствах с такими формами правления почему-то не обязаны согласовывать с парламентом свое намерение отправить в отставку премьер-министра или другое лицо (например, Генерального прокурора), ранее назначенное ими на должность с согласия того же парламента.
       В дополнение к этому, в парламентских, парламентско-президентских и президентско-парламентских республиках правительство должно уйти в отставку, если парламент вынесет ему вотум недоверия.
       Поэтому министры как в парламентских и парламентско-президентских, так и в президентских и президентско-парламентских республиках сменяют друг друга на постах с поистине калейдоскопической скоростью, и, зная об этом, стараются использовать свое „халифство на час” по максимуму, пытаясь урвать как можно больше.
       Вопрос о том, насколько целесообразен такой порядок функционирования властных структур, также представляется чисто риторическим.
       На мысль о несовершенстве существующей системы кадрового комплектования государственных органов наводит еще и то, что голоса тех, кто отдали их за потерпевшего поражение кандидата на занятие какой-либо должности в системе исполнительной или законодательной власти, пусть даже он проиграл с минимальным отрывом, оказываются проигнорированными, „сгоревшими”, и эти люди словно автоматически теряют надежду на то, что политические силы, которые одержали верх на выборах, будут соблюдать и их интересы. Точно в таком же положении оказываются и те, кто проголосовали за партию, не преодолевшую проходной барьер.
       Тех же, кто отдали предпочтение партии, которая не победила на выборах, но сумела преодолеть этот барьер, может утешить то, что она все-таки будет хоть как-то представлена в органах законодательной власти. В то же время в парламентских и парламентско-президентских республиках такая партия, получив места, например, в парламенте, вполне может оказаться не привлеченной к формированию правительства в случае, если фракция победившей партии окажется там в большинстве или создаст большинство совместно с фракциями других партий. В президентских же и президентско-парламентских республиках, где правительство парламентским большинством не формируется, она точно не примет участия в этом процессе и сможет получить какой-либо министерский портфель только в том случае, если назначить ее представителя на эту должность решит президент.
       Существующая в наше время реальность такова, что в результате выборов, проводимых как по пропорциональной, так и по мажоритарной системе очень многие люди и даже большинство населения целых регионов (а иногда и большинство всего населения) вынуждено жить в странах, которыми руководят лица, за которых они не голосовали.
       В частности, при выборах по пропорциональной системе благодаря отсеиванию партий, не преодолевших проходной барьер, не только победить, но и получить большинство мест в любом органе законодательной власти, включая парламент, может партия, которая набрала голосов меньше, чем остальные партии, вместе взятые. Намного меньше голосов, чем проигравшие, как правило, получает и победитель выборов по мажоритарной системе, если они проводятся в один тур и если в них участвует более двух кандидатов. Если же выборы по мажоритарной системе проводятся в два тура, то победителем, в том числе и президентом, за счет низкой явки избирателей тоже достаточно просто может стать человек, за которого были отданы голоса намного меньше, чем половины правомочного электората. Тем более что во втором туре обычно требуется набрать простое большинство голосов, а не более пятидесяти процентов.
       Но повод для огорчения при оглашении результата выборов, проводимых по любой из этих двух систем, есть только у тех, кто питают иллюзии относительно того, что проигравшие политические силы действительно стали бы соблюдать интересы тех, кто за них проголосовали.
       Кроме того, те, кто недовольны действиями правящей партии, в период между выборами не имеют каких бы то ни было средств воздействия на проводимую ею политику и могут выразить свое недовольство только путем голосования против нее во время следующих выборов.
       Только, во-первых, для этого им придется подождать, поскольку интервал между выборами обычно составляет несколько лет, а, во-вторых, поражение находившейся у власти партии приведет ни к чему иному, как к тому, что „мандат доверия”, тоже под прикрытием красивых слов и привлекательных лозунгов, получит другая партия. Для сохранения власти она, возможно, будет вести себя поскромнее и окажется несколько более аккуратной в создании видимости выполнения того, что наобещала, но, как и ее предшественница, станет управлять страной по усмотрению тех, кто вложили в нее средства, согласовывая свои действия именно с ними, а не с рядовыми избирателями, отдавшими за нее свои голоса.
       Таким образом, всякий раз, когда им предлагается „свобода выбора” между несколькими партиями, люди снова и снова наступают на одни и те же грабли, так как в любом случае власть окажется в руках одной из них, то есть в руках крупного капитала, и так как на проводимый ею курс они не смогут оказывать ровным счетом никакого влияния.
       В этом, а также в систематическом невыполнении разнообразных сладких обещаний, которыми накануне выборов наперебой заманивают их голоса партии и кандидаты всех мастей, кроется главная причина безразличия к выборам огромного числа людей во всех частях современного мира, равно как и причина их усталости от политики вообще.
       Политическая жизнь капиталистических стран, основывающаяся на периодическом проведении выборов, очень напоминает детскую забаву, основная масса участников которой не имеет возможности самостоятельно участвовать в состязании, по причине чего делится на приверженцев двух или более противоборствующих сторон, выражает поддержку в соответствии со своими предпочтениями и потом с захватывающим интересом наблюдает за тем, какая из этих сторон сумеет оказаться сильнее других и обратить свою победу на пользу одной лишь себе.
       К тому же результаты любых выборов всегда ситуативны, поскольку напрямую зависят от того, сколько чьих сторонников проголосовало, а сколько по тем или иным причинам (к которым могут относиться даже такие, как, например, время года или погода в день голосования) этого не сделало.
       Сами же избиратели, если они никем не ангажированы, отдают свои голоса за того или иного кандидата или за ту или иную политическую силу по своим сугубо личным, субъективным соображениям, подчас даже не имея более-менее четкого представления об этом человеке или партии и нередко составляя о них свое суждение, основываясь на услышанном чужом мнении, лишь по тому, как внешне выглядит кандидат или партийный лидер, или же по тому, что они говорят и что написано в их программах. А кто же скажет или напишет что-то плохое о своем прошлом, настоящем и об истинных планах на будущее?
       Если принять во внимание все эти факторы, становится очевидным, что выборы – далеко не самый совершенный и даже порочный способ кадрового обеспечения органов власти. В результате них государственные должности достаются демагогам и горлопанам, которыми могут быть как сами те, кто имеют много денег, так и те, за кем стоят покровители с большими деньгами. При этом все они в ходе выборной гонки усиленно изображают заботу о людях, которые придут на участки для голосования, всеми силами пытаясь предстать перед ними в наиболее выгодном свете, но, как только получают желаемое, стремятся главным образом к тому, чтобы с лихвой окупить немалые расходы на избирательную кампанию, понесенные ими самими или их „инвесторами”.
       Выборы – это процедура, обеспечивающая сохранность абсолютной власти олигархического капитала. Они – ширма, которая скрывает от недостаточно проницательных глаз эту власть и придает ей вид некой благообразной легитимности. Поэтому трактовать демократию как, в первую очередь,  принцип избираемости населением государственных должностных лиц – значит впадать в очень большое заблуждение.
       Вместе с тем во многих странах, ныне кичливо именующих себя „демократическими” (несмотря на то, что на самом деле ни одна из современных стран еще не доросла до настоящей демократии), почему-то действуют правила, согласно которым, например, президента избирает парламент, губернаторы назначаются, а не избираются, или избираются, но не населением регионов, а их законодательными собраниями и так далее. Очевидно, что все это как-то не очень согласуется даже с только что упомянутым ложным принципом.
       Что касается назначений, то при их осуществлении преференциями довольно часто пользуются родственники, друзья, знакомые, земляки, „удобные” для начальства люди, те, кто получают должности в качестве поощрения за проявленное рвение или за какую-то оказанную ими помощь, те, кто покупают эти посты и те, кому они достаются в результате политического торга.
       Передача же должностей по наследству – совсем недемократичный и явно устаревший, архаичный способ комплектования властных структур, крайне опасный тем, что таким образом полномочия могут перейти к слабому, нерешительному и немудрому человеку, который своими действиями или бездействием способен нанести серьезный или даже очень большой вред государству, особенно если речь идет о его главе.
       Тогда какой должна быть процедура распределения государственных постов для того, чтобы, всецело отвечая понятию демократии, она давала простор применению людьми их способностей и исключала приход во власть алчущих наживы ловкачей, аферистов, проныр и безответственных краснобаев? Как положить конец непрекращающейся кадровой чехарде, обеспечить бесперебойность управления государством и гарантировать получение этих должностей теми, кто действительно того заслуживают?
       Ответ может быть только один – тщательный отбор на конкурсной основе самого достойного и подготовленного человека для занятия каждой должности в системе государственной власти.
       Только таким путем могут быть устранены многочисленные недостатки существующего порядка кадрового комплектования органов управления государством, и в них гарантированно начнут работать те, кто будут действовать в интересах всех граждан страны (если речь идет о сотрудниках центральных органов власти), всех граждан региона (сотрудники региональных органов власти) и так далее, а не в интересах отдельных кланов или групп.
       После введения такого порядка государственные должности будут занимать только те, кто обладают необходимыми профессиональными и, что немаловажно, морально-нравственными качествами, те, кто на своих служебных местах будут приносить наибольшую пользу обществу, ради которого должен существовать государственный аппарат.
       Открытый, честный и прозрачный конкурсный отбор кадров, проводимый с применением специальных экзаменов и тестов по различным параметрам, является наиболее демократичным способом кадрового обеспечения органов власти. Он лишает каких-либо оснований любые возможные вопросы о том, почему ту или иную государственную должность занимает именно этот, а не другой человек. Отборы на высшие посты в государстве, видимо, целесообразно транслировать по телевидению.
       Отборы должны проводиться со строго соблюдаемой периодичностью через законодательно установленные промежутки времени. Госслужащий, не прошедший очередную селекцию на занимаемый им пост, должен покидать его автоматически. Но это не должно быть препятствием к тому, чтобы при проведении следующего отбора он снова попробовал занять эту должность или принял участие в отборе на какой-либо другой пост.
       Досрочное проведение отбора на какую-либо государственную должность возможно в случаях освобождения занимавшего ее госслужащего от исполнения соответствующих обязанностей, сложения им полномочий по собственному желанию (в том числе по состоянию здоровья, при выходе из гражданства или выезде за пределы страны на постоянное проживание), достижения им предельно допустимого возраста для пребывания на государственной службе, вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда, признания его недееспособным (обязательно только в судебном порядке) или в случае, если какая-либо государственная должность освободилась вследствие смерти либо безвестного отсутствия того, кто ее занимал, в течение установленного времени.
       В социалистическом государстве организацией и проведением конкурсов на занятие государственных должностей должна заниматься Центральная отборочная комиссия, центральный аппарат которой будет отбирать сотрудников для работы в центральных органах власти, а местные органы – сотрудников для работы в региональных, районных, городских, поселковых, сельских и районных в городах государственных органах.
       Так как эта комиссия будет отвечать за отбор кадров для всех трех ветвей власти, то во избежание различного рода злоупотреблений, в частности, попыток оказания на нее давления другими государственными органами, она, хотя и будет входить в систему государственной власти, должна быть абсолютно независимой от всех ее ветвей и подчиняться только народу. Со своей стороны, она тоже не может являться вышестоящей по отношению ни к одной из них.
       Периодичность и правила проведения отборов сотрудников для работы в центральных и местных органах власти, равно как и порядок функционирования самих отборочных комиссий, должны устанавливаться соответственно центральными и местными законодательными органами, а центральные и местные органы исполнительной власти обязаны будут организационно содействовать проведению отборов центральным аппаратом этой комиссии и ее местными органами.
       Что касается роли органов судебной власти, то она должна состоять в неусыпном контроле за тем, чтобы как работа отборочных комиссий, так и проведение всех отборов осуществлялись в строгом соответствии с действующим законодательством.
       При обязательном наличии достаточных правовых оснований, судебные инстанции будут вправе лишь отменять решения, принятые соответствующими им по уровню подразделениями Центральной отборочной комиссии, но не вносить какие-либо изменения в эти решения.
       Все отборы на занятие государственных должностей должны будут финансироваться (разумеется, в достаточном объеме) только государством.
       Все они, без каких бы то ни было исключений, должны быть открытыми, а не кулуарно-ведомственными, то есть принять участие в любом отборе, без внесения для этого какого-либо денежного залога, должен иметь возможность любой удовлетворяющий предъявляемым требованиям (таким, как наличие гражданства, соответствие по возрасту, владение государственным языком или какие-либо другие) гражданин государства, независимо от его происхождения, имущественного и социального положения, расовой или национальной принадлежности, пола, политических убеждений, отношения к религии, рода и характера занятий и языка, который он считает родным.
       Он сможет претендовать на занятие любой должности в любом центральном или местном органе власти, причем во втором случае местный орган власти вполне может относиться не к той административно-территориальной единице, в которой он постоянно или временно проживает.
       Отборочные комиссии будут вправе препятствовать гражданам принимать участие в отборах на занятие государственных должностей только в определенных законом случаях, а именно если человек признан судом недееспособным, имеет неснятую или непогашенную в установленном порядке судимость за совершение умышленного преступления, проходит по решению суда принудительное лечение и т.п.
       Объявления о месте, дате и времени начала проведения каждого отбора должны будут публиковаться в общедоступной прессе, желательно в какой-то одной газете или журнале, чтобы не было необходимости заниматься их поиском в нескольких изданиях. Тот, кто решит претендовать на занятие какой-либо государственной должности, должен будет иметь право ознакомиться в соответствующей отборочной комиссии с требованиями, предъявляемыми к кандидатам на ее занятие, и получить там примерный перечень вопросов, которые будут при этом использоваться.
       Отборы должны будут проводиться не в тех учреждениях, сотрудники для работы в которых отбираются (чтобы не отвлекать тех, кто там трудятся), а в другом месте, желательно в специализированном отборочном центре.
       Их наиболее целесообразно проводить в несколько этапов для того, чтобы отсеивать сначала слабо подготовленных, затем недостаточно подготовленных претендентов, а на конечной стадии определять победителя из числа тех, кто подготовлен в достаточной мере.
       Периодичность проведения отборов должна быть установлена таким образом, чтобы они не проходили одновременно, с тем чтобы госслужащий, решивший попробовать свои силы в занятии какой-либо другой государственной должности (которая может относиться и к другой ветви власти), не был бы вынужден покидать ради этого уже занимаемую им должность, потому что физически не смог принять участие в очередном отборе на ее занятие.
       Каждый, кто участвовал в отборе, должен будет также иметь возможность убедиться в справедливости решения, принятого по его итогам, то есть получить в проводившей его отборочной комиссии обоснованный и убедительный ответ на вопрос о том, почему им был достигнут именно такой, а не другой результат. В этих целях во время отборов обязательно должна вестись аудио- и видеозапись.
       Критерии отборов, а также условия экзаменов и тестов, разрабатываемые отборочными комиссиями, должны быть не шаблонными и повторяющимися, а неоднотипными и разноплановыми, обязательно учитывающими специфику каждых конкретных функциональных обязанностей. Для их разработки могут привлекаться, в качестве консультантов, сотрудники тех государственных органов, в которых предстоит работать отобранным людям.
Естественно, чем на более высокую должность будет проводиться конкурсный отбор, тем более тщательным он должен быть и тем более высокие требования должны предъявляться к кандидатам на ее занятие.
       Молодой специалист, только что окончивший высшее учебное заведение, или другой человек, не имеющий опыта работы в области выбранного им вида государственной службы, сможет принять участие в отборе на такую должность, претендовать на занятие какой он чувствует себя в силах.
       Неудача, если, конечно, он с ней не смирится, побудит его к тому, чтобы подготовиться лучше, или даст понять, что пока необходимо участвовать в отборе на занятие должности более низкого уровня. В случае же удачи у него тоже будет мощный стимул к дальнейшему повышению квалификации, но уже с целью занятия более высокой должности.
       Очевидно, целесообразно существование высших учебных заведений, готовящих специалистов различного профиля именно для работы в органах государственной власти.
       Отбор всех сотрудников самой Центральной отборочной комиссии должен вестись на основании тех же принципов, что и отбор в другие государственные органы.
       Интересен вопрос о том, как отобрать самых первых людей, которые начнут работать в этом органе власти при его создании. По всей видимости, здесь возможны два варианта. Если исходить из того, что Центральная отборочная комиссия будет подчинена только народу, то он и должен принимать участие в обеспечении начала ее функционирования. То есть в этих целях может быть создан временный учредительный  комитет, члены которого будут определены методом случайной выборки, и в состав которого целесообразно включить равное число совершеннолетних представителей каждого из наиболее широких социальных слоев. Эти представители, строго руководствуясь законодательно установленными правилами проведения отбора и специально разработанными инструкциями, и сформируют самый первый состав первой отборочной комиссии. Второй вариант – это сделает такой же комитет, но состоящий из общепризнанных специалистов в области государственного управления. В него могут также войти пользующиеся большим авторитетом в обществе деятели науки, культуры, искусства и духовно-нравственной сферы.
       Представляется наиболее целесообразным, чтобы большинство людей, которые будут работать в отборочных комиссиях, были бы специалистами не по отборам вообще, а по отбору для каждой конкретной ветви власти, и чтобы, чем выше была бы их квалификация, тем в отборах на занятие более высоких должностей они принимали бы участие.
       Уволить госслужащего, не возглавляющего какой-либо государственный орган, при обязательном наличии достаточного правового основания для этого (которым может быть и доказанное нарушение порядка проведения отбора, в результате которого он занял должность), может руководство этого органа. Кроме того, порекомендовать ему принять такое решение или потребовать от него это сделать может руководство любого государственного органа, которому подчинен орган, в котором работает этот госслужащий. Таким органом может быть как любая вышестоящая инстанция той же ветви власти, так и любая инстанция не ниже такого же уровня любой более высокой ветви власти (исполнительная и законодательная ветви должны подчиняться судебной как высшей ветви власти, следящей за всеобщим соблюдением законности, а исполнительная власть – еще и законодательной, при подчинении всех трех ветвей народу). Руководство любой из этих инстанций может не только порекомендовать руководству органа, в котором работает госслужащий, его уволить или потребовать от него это сделать, но и принять такое решение самостоятельно.
       То есть, например, сотрудника мэрии на основании действующего законодательства вправе уволить руководство этой мэрии, которое может принять такое решение по своей инициативе или по рекомендации (требованию) руководства любого из следующих государственных органов: орган исполнительной власти района, к которому относится этот город, орган исполнительной власти соответствующего региона, правительство, законодательное собрание этого города, законодательное собрание района, к которому он относится, законодательное собрание соответствующего региона, парламент, орган судебной власти этого города, орган судебной власти района, к которому этот город относится, орган судебной власти соответствующего региона и Верховный суд. Руководство любого из перечисленных государственных органов может не только порекомендовать руководству мэрии принять решение об увольнении данного госслужащего или потребовать от него это сделать, но и уволить его самостоятельно.
       Госслужащего, который возглавляет государственный орган любого уровня любой ветви власти, при соблюдении того же обязательного условия может освободить от занимаемой должности как являющееся его непосредственным начальством руководство на одну ступень более высокой инстанции той ветви власти, в структуру которой входит возглавляемый им орган, так и руководство любого относящегося к той же административно-территориальной единице органа такого же уровня более высокой ветви власти. Такое решение тоже может быть принято руководством любого из этих органов по собственной инициативе либо по рекомендации (требованию) руководства любого органа власти, которому оно подчиняется. Руководство любого такого вышестоящего государственного органа, в свою очередь, также может освободить данного руководителя от исполняемых им обязанностей и самостоятельно.
       Кроме того, глава любого органа власти может лишиться своей должности и в случае, если путем сбора законодательно установленного количества подписей дееспособных граждан, постоянно проживающих на территории соответствующей административно-территориальной единицы и имеющих право голоса (то есть достигших совершеннолетнего возраста), по этому вопросу будет инициировано проведение голосования имеющего право голоса постоянного населения этой административно-территориальной единицы, и если большинство участников этого референдума выскажется за прекращение занятия им должности.
       Сбор подписей должен проводиться в течение определенного законом периода времени (который должен быть тем продолжительнее, чем к более высокой ветви власти и чем к более высокой по уровню административно-территориальной единице будет относиться возглавляемый этим руководителем орган), и при этом необходимо, чтобы подписывающиеся указывали информацию (которой могут быть паспортные или другие данные), рассеивающую какие бы то ни было сомнения в подлинности их подписей. Любые попытки купить как подписи в поддержку проведения референдумов, так и голоса при их проведении должны быть наказуемы.
       Например, мэра какого-либо города за юридически обоснованную провинность должно иметь право освободить от занимаемой должности как руководство органа исполнительной власти района, к которому относится город, так и руководство законодательного собрания или руководство органа судебной власти этого города. При этом руководство органа исполнительной власти указанного района может сделать это по своей инициативе или по рекомендации (требованию) руководства любого из следующих государственных органов: орган исполнительной власти соответствующего региона, правительство, законодательное собрание этого района, законодательное собрание соответствующего региона, парламент, орган судебной власти этого района, орган судебной власти соответствующего региона и Верховный суд. Точно так же руководство законодательного собрания этого города или руководство его органа судебной власти может освободить мэра от должности само или принять такое решение по инициативе (требованию) руководства любого государственного органа, которому оно подчиняется. В случае городского законодательного собрания такими органами будут законодательное собрание района, к которому относится город, законодательное собрание соответствующего региона, парламент, городской суд, орган судебной власти этого района, орган судебной власти соответствующего региона и Верховный суд, а в случае городского суда – орган судебной власти данного района, орган судебной власти соответствующего региона и Верховный суд. Помимо этого, мэр может быть освобожден от исполняемых им обязанностей и самим руководством любого из перечисленных государственных органов (орган исполнительной власти региона, правительство, законодательное собрание района, законодательное собрание региона, парламент, орган судебной власти района, орган судебной власти региона и Верховный суд), а также большинством участников референдума, проведенного в этом городе после сбора необходимого количества подписей постоянно проживающих в нем дееспособных совершеннолетних граждан.
       Правом уволить сотрудника любой отборочной комиссии, тоже при наличии убедительного юридического обоснования этого решения, должно обладать руководство той отборочной комиссии, в которой он работает. Оно тоже может сделать это как по собственной инициативе, так и по рекомендации (требованию) руководства любой отборочной комиссии, которой оно подчиняется. Руководство такой вышестоящей отборочной комиссии может уволить этого сотрудника и самостоятельно.
       Главу местного подразделения Центральной отборочной комиссии при том же непременном условии будет полномочно освободить от исполнения обязанностей руководство отборочной комиссии на одну ступень более высокого уровня, которое может принять такое решение самостоятельно или по рекомендации (требованию) руководства какой-либо вышестоящей отборочной комиссии, которому оно подчиняется. Кроме того, он может быть освобожден от занимаемой должности и непосредственно руководством любой из таких вышестоящих отборочных комиссий (начиная с отборочной комиссии на две ступени более высокого уровня), а также в случае, если за это выскажется большинство участников голосования имеющего право голоса постоянного населения соответствующей административно-территориальной единицы, которое должно быть проведено по данному вопросу после того, как в поддержку идеи о том, чтобы оно состоялось, будет собрано необходимое количество подписей имеющих право голоса постоянно проживающих там граждан.
       Председатель Центральной отборочной комиссии, занявший свою должность, как и любой другой государственный служащий, по итогам соответствующего конкурсного отбора, может быть освобожден от нее только путем проведения всенародного референдума.*

* Целесообразно существование нормы, согласно которой для инициирования любого общегосударственного референдума не менее чем установленное количество подписей в поддержку идеи о его проведении должно быть собрано в большей части страны, а не в одном или нескольких регионах, являющихся ее меньшей частью.


       Принципиально важным является положение о том, чтобы уровень органа более высокой ветви власти, который рассматривает касающийся госслужащего вопрос, был бы не ниже уровня государственного органа, в котором он работает, и чтобы оба эти органа государственной власти относились к одной и той же административно-территориальной единице. Недопустимо, например, чтобы вопрос о сотруднике регионального органа исполнительной власти обсуждался районным законодательным собранием, особенно если этот район входит в состав другого региона. Еще пример: непозволительно, чтобы дело, касающееся какого-либо министра или члена парламента, рассматривалось одним из районных городских или городским судом, даже если они расположены в столице. Оно должно находиться в компетенции соответствующего по уровню подразделения Верховного суда.
       Вопрос о пересмотре, то есть об отмене или изменении (опять же только при условии наличия для этого достаточного правового основания), любого решения, в том числе и кадрового, которое было принято любым государственным органом, может быть рассмотрен этим органом по собственному почину и должен быть в обязательном порядке рассмотрен, если сделать это ему порекомендует или потребует от него любой государственный орган, которому он подчиняется. Таким органом может быть вышестоящий орган его ветви власти или государственный орган не ниже того же уровня той ветви власти, которой подчинена ветвь, в  структуру  которой  он  входит. Указанные органы власти могут и самостоятельно пересматривать решения, принимаемые подчиненными им государственными органами.
       Решение государственного органа любого уровня любой ветви власти может быть отменено или изменено также в случае, если за это выскажется большинство участников референдума, проведенного после сбора  достаточного  количества подписей в его поддержку в пределах соответствующей уровню этого органа административно-территориальной единицы, к которой он относится.
       Например, вопрос об отмене или изменении решения, принятого руководством какого-либо министерства, может быть рассмотрен им по собственной инициативе и должен быть обязательно им рассмотрен, если сделать это ему порекомендует или потребует от него правительство, парламент или Верховный суд. Наряду с этим, правительство, парламент и большинство постоянно проживающих в стране совершеннолетних граждан, принявших участие в общегосударственном референдуме по этому вопросу, могут отменить это решение или внести в него какие-либо изменения и самостоятельно. В случае его неконституционности или несоответствия другому действующему законодательству Верховный суд может только отменить, но не изменить это решение, поскольку функция судебной власти состоит в том, чтобы следить за соблюдением законности, и суды вправе корректировать только те решения, которые входят в сферу компетенции подчиненных им судов, но не в сферу компетенции органов исполнительной или законодательной власти, независимо от уровня и местонахождения этих органов.
       Результат отбора не может не быть объективным, так как во время него будет точно определяться степень соответствия человека четко установленным критериям. Однако и он сможет быть пересмотренным.
       Если отбор будет проведен местным подразделением Центральной отборочной комиссии, это сможет сделать как само это подразделение, так и любая вышестоящая по отношению к нему инстанция этой комиссии, которой оно подчинено. При наличии веских причин они смогут внести изменения в ранее принятое решение или же отменить его и назначить новый отбор. Результат отбора, проведенного центральным аппаратом Центральной отборочной комиссии, сможет пересмотреть только сам ее центральный аппарат, который, так же мотивированно, сможет его изменить или аннулировать с назначением нового отбора.
       Кроме того, результат отбора главы государственного органа любой ветви власти любого уровня можно будет отменить, если за это выскажется большинство участников референдума, проведенного в соответствующей административно-территориальной единице. После этого отборочная комиссия, проводившая отбор на эту должность, должна будет провести на нее повторный отбор.
       Сведения о наложенных на госслужащих дисциплинарных взысканиях (особенно об их увольнениях за нарушение правил, которым они обязаны были следовать) должны будут направляться их руководством в Центральную отборочную комиссию для того, чтобы та вносила их в свою базу данных и надлежащим образом учитывала в случае, если эти лица в последующем изъявят желание участвовать в конкурсных отборах на занятие каких-либо государственных должностей. Туда же обязательно должны будут направляться и сведения о пересмотре таких решений.
       При непрохождении государственным служащим очередного отбора, а также в случаях его досрочного освобождения от занимаемой должности, достижения им предельно допустимого возраста для пребывания на государственной службе или его желания уволиться по собственной инициативе он должен продолжать исполнять свои обязанности до тех пор, пока к работе не сможет приступить победитель очередного или досрочного отбора.
       Временное исполнение одним государственным служащим функциональных обязанностей другого, не предполагающее проведения отбора на занимаемую этим другим должность, возможно только во время его болезни, длящейся не больше допустимого срока, или во время его отпуска.
       В случае смерти госслужащего или его безвестного отсутствия в течение установленного времени, а также в случае вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда или признания его в судебном порядке недееспособным выполнение соответствующих обязанностей до того, как будет отобран человек, который займет эту должность, тоже должно быть временно поручено другому госслужащему, занимающему должность наиболее близкого уровня в том же государственном органе.
       Конкурсные отборы должны проводиться соответствующими отборочными комиссиями и при создании каждой новой должности.
       Если человек будет постоянно проходить его с наилучшими показателями, раз за разом доказывая свое право на занятие своей должности, то он будет вправе занимать ее в течение и двух, и трех и большего количества сроков, подряд или не подряд.
       Такой человек не будет временщиком (как, например, нынешние президенты, которые знают, что могут быть избраны не более двух раз и которых по мере приближения конца второго срока все больше перестает волновать что-либо иное, кроме того, как бы спокойно и безбедно устроиться по его истечении), поэтому к своей работе будет подходить добросовестно, сознательно и честно. Он будет компетентен и высококвалифицирован, будет настоящим слугой народа, государственником, болеющим за судьбу страны и чувствующим свою ответственность перед ее гражданами. Пройдя отбор на интересовавшую его должность он будет трудиться по призванию,  творчески, инициативно и вкладывая душу.
       Кроме всего прочего, он будет знать, что продолжительность его пребывания на служебном посту зависит не от благосклонности и прихотей начальства или от сложившейся конъюнктуры, а только от него самого, то есть от того, насколько он соответствует этой должности и как он относится к выполнению своих обязанностей.
       Проведение периодических конкурсных отборов будет держать государственного служащего в постоянном „тонусе”. Он будет понимать, что решение вопроса о повышении по службе находится исключительно в его руках, и что его можно „обойти” только благодаря наличию больших знаний и опыта, а не каких-то связей.
       Сотрудники отборочных комиссий не должны будут совмещать свою работу с работой в какой-либо из ветвей власти, как не вправе будет и любой другой госслужащий одновременно занимать должности в разных ветвях власти или должности разного уровня в рамках какой-либо ветви власти.
       И, конечно, в этих комиссиях должны будут работать такие кадры, чтобы ни у кого не возникло и тени сомнения в том, что, исходя из своих личных предпочтений или по каким-либо иным причинам, они когда-либо могут отступить от установленного законом порядка проведения отборов.
       В то же время, поскольку любые надуманные (а не объективно необходимые) ограничения недемократичны, госслужащим не должно быть запрещено в свободное от основной работы время заниматься предпринимательской деятельностью, в обязательном порядке уведомив об этом руководство госоргана, в котором трудятся, – при обязательном условии, что это не будет наносить ни малейшего ущерба интересам государства (например, путем использования должностных полномочий для создания неправомерных преимуществ определенным субъектам хозяйственной деятельности) или не будет приводить к возникновению непредусмотренной законом зависимости представителей одной ветви власти от представителей другой (например, зависимости члена законодательного собрания или сотрудника суда от органа исполнительной власти, с которым у него как у предпринимателя заключен какой-либо контракт).
       За всем этим должны бдительно следить как сами органы всех ветвей власти всех уровней (ведя базу данных обо всех их членах, которые в свободное время занимаются предпринимательской деятельностью, и рассматривая на заседаниях специально создаваемых в таких целях комиссий по этике все вызывающие подозрения факты), так и вышестоящие по отношению к ним государственные органы.
       Кроме того, кандидаты на занятие государственных должностей и действующие государственные служащие не должны будут декларировать свои доходы и имущество. Главное, чтобы они были получены абсолютно легальным путем, и чтобы, находясь на государственных постах, эти люди работали честно, не злоупотребляя своим служебным положением, в том числе и в целях личного обогащения (за что должна быть установлена суровая ответственность) и в точности соблюдая все предъявляемые к ним требования.
       Абсолютно демократичной будет и норма, согласно которой наличие профильного высшего образования будет желательным, но не обязательным стандартом, которому необходимо соответствовать для получения государственной должности. Таким образом, наличие такого образования, как и постоянное проживание в стране в течение определенного времени, не должны являться непременными условиями для того, чтобы иметь возможность принять участие в отборе. Ведь человек, не удовлетворяющий этим требованиям, может на поверку оказаться гораздо более толковым, квалифицированным, порядочным и знакомым со спецификой страны или какой-то ее местности, нежели тот, у кого есть диплом о высшем образовании или даже несколько таких дипломов или тот, кто проживает в стране намного дольше.
       Не только работнику отборочной комиссии, но и любому другому госслужащему должно быть строжайше запрещено принимать в любом виде подарки или „спонсорскую помощь” от представителей национальных частных, а также зарубежных негосударственных или государственных (если последние действуют неофициально) организаций, поскольку совершенно очевидно, в каких целях делаются такие подарки.
       В случае если национальной или иностранной частной компании будет необходимо какое-либо содействие со стороны государства, она должна внести определенную плату за это в государственный бюджет, а не давать взятки чиновникам, от которых зависит решение вопроса, как это происходит сейчас во многих капиталистических странах.
       При этом государство должно активно поощрять своих служащих не только за добросовестное и безукоризненное исполнение ими их  обязанностей, но и за содействие увеличению объема таких поступлений. Эти поощрения должны быть прежде всего материальными и иметь ощутимый размер, причем во втором случае он должен быть пропорционален сумме указанных поступлений.
       Следует заметить, что одной из первостепенных задач государства является умелое и обоснованное (то есть только там, где это действительно необходимо) регулирование экономики. Это регулирование должно состоять в том, чтобы не позволять бизнесу развиваться дико, бесконтрольно и неуправляемо, так как при отсутствии должного присмотра ради своей выгоды он вполне способен истощить, разграбить и загадить страну. Другими регулирующими мерами должны быть направление активности бизнеса на те участки, которые государство считает приоритетными, а также поддержка отечественных разработчиков и производителей продукции и услуг, особенно тех, которые конкурентоспособны на мировом рынке.
       Функция государства – создание благоприятных условий для устойчивого прироста национального богатства путем содействия развитию цивилизованной, социально ориентированной и экологически чистой рыночной экономики, то есть установление четких, понятных и справедливых правил, обязательных для всех субъектов предпринимательской деятельности, и осуществление действенного контроля за их соблюдением.
       Государственных служащих должно быть не больше, чем необходимо, но уровень оплаты их труда должен быть достаточно высоким для того, чтобы им не приходилось идти на совершение должностных преступлений в целях свождения концов с концами, и чтобы всегда были желающие занять государственные должности даже самого низшего уровня.
       Такая система комплектования кадрами органов власти – самый верный способ выявления тех, кто больше, чем все другие претенденты, подходят для занятия государственных должностей, способ, делающий невозможным положение, при котором „на коне” оказывается беспринципная и наглая посредственность, а порядочные талантливые профессионалы остаются невостребованными.
       Она будет исключать возможность огульных групповых наказаний (в виде, например, отправки в отставку всего правительства или роспуска всего парламента). Разбирательства будут проводиться с каждым конкретным человеком, который перестал удовлетворять предъявляемым требованиям. В то же время станет невозможным и всякое взаимное покрывательство или коллективная безответственность.
       Прекратится и порочная практика, состоящая в том, что человек, ставший начальником какого-либо уровня, начинает принуждать к уходу подчиненных ему по должности людей, работавших до его прихода, и расставлять на эти посты „своих” людей, которые могут быть совсем для этого неподготовленными, но которым, зато, он доверяет. Государственные органы – отнюдь не то место, где можно устанавливать свои порядки.
       Начальники больше не будут ждать от подчиненных демонстраций лояльности и „личной преданности”, а появление нового руководящего лица больше не будет означать начало чистки или перетряски штата подчиненных ему сотрудников.
       Никто из государственных служащих не сможет быть уволенным по причине его несогласия с начальством или даже с руководством страны, если при этом он не нарушил никакого закона.
       Станет невозможным и использование в какой-либо форме административного ресурса. Все участники каждого отбора, включая тех, кто занимал ранее или занимает должность, отбор на которую проводится, будут находиться в равных условиях. В таких условиях они будут находиться также и вне зависимости от того, насколько кто из них материально обеспечен.
       Комплектование органов власти перестанет зависеть от процента явки избирателей, а руководители больше не будут отвлекаться на решение кадровых вопросов, то есть перестанут ломать головы над тем, кого назначить на тот или иной пост или над тем, как трудоустроить освобождаемого ими от должности человека (конечно, при условии хорошего к нему отношения).
       Кроме того, перестанут возникать ситуации, когда, например, при приближении выборов представители власти для своего переизбрания начинают делать подачки отдельным категориям населения или когда министры и губернаторы начинают совсем иначе относиться к исполнению распоряжений президента незадолго до истечения срока действия его полномочий, чем они относились к ним в его начале, особенно если это второй срок (то есть они уверены в том, что время его пребывания у власти истекает) и особенно если они заручились поддержкой в стане наиболее вероятного победителя президентской гонки. Высшие должностные лица больше не будут разбегаться, как крысы с тонущего корабля, прячась перед выборами нового президента или сразу после них по другим странам.
       Прекратится влияние внешних (иностранных) сил на процесс формирования власти и на людей, к ней пришедших. Больше не будут возникать и анекдотичные ситуации, когда кандидаты на занятие выборных постов приходят на избирательные участки и голосуют за самих себя.
       С исчезновением необходимости в регулярном проведении избирательных кампаний, на время которых многие члены кабинета министров уходят в отпуска и в период которых внимание правительства отвлекается от решения насущных хозяйственных вопросов, экономика перестанет с такой же регулярностью подвергаться связанному с этим пагубному воздействию, как перестанет она страдать и от постоянной смены власти.
       И особенно важно, что в результате перехода к такой кадровой политике исчезнет крайне опасный для общества его раскол на сторонников разных, иногда враждебно настроенных по отношению друг к другу политических сил, а также сведение счетов теми, кто победили на выборах, с проигравшими или с теми, кто поддержали не их.
       В то же время это отнюдь не означает, что во властных структурах будут работать некие идеальные роботы, наштампованные по одному шаблону, не имеющие собственного мнения и лишь тупо выполняющие определенные функции. Напротив, этим специалистам, безусловно, будут присущи какие-то недостатки, они будут иметь свои убеждения и политические взгляды и будут спорить при принятии государственных решений. Однако при этом все они будут действовать строго в рамках Конституции и других законов, определяющих порядок выполнения ими их обязанностей, и не будут служить никому другому, кроме своего народа.  Они будут людьми больше дела, чем слова, потому что настоящие профессионалы по своей природе обычно скромны, и не в их правилах играть на публику и заниматься саморекламированием. Это будут управленцы высшего класса, а не случайные люди и дилетанты, которые, дорвавшись до больших возможностей, открывающихся перед ними благодаря получению власти, не могут ими правильно распорядиться, поскольку имеют весьма смутное представление о том, что им надлежит делать, а то и попросту, не долго думая, начинают использовать появившиеся полномочия в своих личных целях. Они будут квалифицированными и порядочными патриотами, думающими об общем, а не о частном благе. Во всем этом все они действительно будут одинаковы.
       Да и работа органов управления может быть результативной и слаженной только тогда, когда вошедшие в них люди, действуя строго в рамках установленных для них правил, являются грамотными профессионалами, отобранными по единой системе и поэтому понимающими друг друга с полуслова.
       Современные же государственные органы раздираемы непрекращающимися внутренними распрями и межпартийной борьбой, занимаются постоянной дележкой власти, страдают хронической некомпетентностью и поэтому эффективных командных решений при всем своем желании принимать не могут.
       Рассмотрим поочередно ситуацию, которая существует в органах каждой ветви власти при капитализме, и то, какой она должна стать после  перехода к социализму.



       Ни в коей мере не считая изложенное истиной в конечной инстанции, приглашаю всех желающих к его обсуждению.
       При каком-либо использовании материала ссылка на автора и название данной работы обязательна.