Медведь обиделся на запор

Владимир Лузан
И снова я в лесу по делам.  Забрались дальше Федоровки. Расположились в заброшенном вагончике. Но тропинка натоптана к вагончику. Бородатый лесник, хозяин этого обхода обошел вокруг вагончика и сказал, что на день вагончик не закрывать. Хозяин леса часто приходит, проверяет свои владения. Вечером сидя у костра рассказывали всякие небылицы. Двое студентов практикантов старались во всю. Лесник улыбался, но помалкивал. Не разговорчивый сильно предупреждали меня в лесхозе. Пыхтела каша над костром, закипал лесной чаёк на лимоннике и травах. Где-то вдалеке тенькала пичуга. Вечерняя заря медленно догорала. После сытного ужина клонило в сон.
Мы пошли устраиваться на ночлег. Лесник Михаил Степанович достал из рюкзака горсть стреляных гильз, и бросил веером перед дверью, и проговорил, что это хозяину предупреждение место занято. Ночь спали спокойно. Утром после завтрака пошли осматривать обход. Меня интересовала численность Сибирского шелкопряда и хвойной волнянки. Студентам было задание от института. Уточнив по карте маршрут, разошлись. Мы со Степановичем пошли в сопку, а молодежь пошла к речке, до которой более двух километров. За работой не заметили, как пролетел день. Время возвращаться к стану. Большое количество образцов редких насекомых поднимало настроение. Впервые попались два реликтовых усача, и садовник. Численность Сибиряка единичная. Подошли к вагончику раньше студентов. Стали готовить ужин, Михаил Степанович обошел стан. Подошел ко мне и говорит, что хозяин приходил, хорошо не закрыли, проверил и пошел своей дорогой. Видишь, остатков брошенных нет, довольный хозяин ушел. А вещи не трогал. Тут я не выдержал, что за хозяин объясните.  Молча взял меня за руку и подвел к ямке, куда бросали остатки пищи. На краю виден след медведя. Я вздрогнул. Вчера следов не было. Не бойся, заулыбался лесник, этот мишка спокойный, у лесозаготовителей кормился смолоду, мамку видно браконьеры убили. Вот он и держался возле лесозаготовителей. Бригады здесь стояли многочисленные, отходов много. Так и вырос, не боится людей, но на глаза не показывается, осторожничает. Когда сварился ужин и вскипел чай, послышался шум приближающихся студентов. У них тоже много впечатлений. Гербарная папка раздулась от образцов. Усталые и довольные мы уселись вокруг костра. Тихая теплая ночь незаметно окутала нашу поляну и вагончик. Вот и время спать. Утром мы со Степановичем ушли раньше, маршрут уходил очень далеко, вернуться должны к закату. А у студентов опять речка, но поближе. Тайга завораживала своей красотой. Под пологом вековых кедров, встречаются  представители Уссурийской тайги. А учет надо делать. Торопимся, возвращаться далеко сегодня. Вот время к вечеру и мы торопимся, солнце коснулось горизонта. В тайге темнеет быстро. Вдруг до слуха докатились выстрелы из ружья в районе вагончика. Мы  почти бегом бросились к стану. Костер полыхал выше крыши вагончика, парни возбужденные изредка постреливали вверх. Михаил Степанович вырвал у них ружьё. «Медведя не ранили»?- Был его вопрос. Они растеряно смотрели и отрицательно качали головами. «Мы никого не видели. А вот запор вырван, вещи все разбросаны,  хлеба нет, макароны и крупа не пригодны к употреблению». Тут Степанович упокоился, захохотал. «Что дверь заперли»? Вам же говорил: «Нельзя запирать! Хозяин пришел, увидал запор, обиделся! И наказал нас. Медведь и в первый день приходил, проверил и пошел своей дорогой. А теперь нам покоя не даст, ночь костер придется держать, по очереди дежурить». Эта ночь тянулась долго, спали на стороже. Кто-то ходил по кустам вокруг поляны, шуршал чем-то. Но не выходил к огню. С рассветом все стихло.
Позавтракав, мы пошли в сторону Федоровки, это дневной переход. Двигались по просеке больше часа. Тропа стала подниматься в сопку. Поднялись метров на двести в сопку, Михаил Степанович приказал, остановится. Сидите и не двигайтесь, сейчас будет концерт. Перед подъемом мы пересекли ключ. Вот на тропу вышел Гималайский, черный с белым галстуком медведь. Он подошел к ключу. Понюхал место, где мы со Степановичем слегка ополоснулись, и перешел к кочкам, где ребята припадали и пили воду. Вот тут он заворчал и со злобой стал раскидывать кочки. Михаил Степанович заулыбался и сказал, что все граница его владений, дальше не пойдет. А на вас студенты шибко обиделся, видите, не хочет, что бы ваш запах у ключа сохранился. Медведь, расправившись с кочками углубился в тайгу, а мы пошли своей дорогой. Будь здоров хозяин леса.

1986 год граница Амурской области и Хабаровского края.