Кто в лесу хозяин

Владимир Лузан
И  я снова в тайге. На машине по лесной дороге трясемся уже более пяти часов. Ухабины и промоины такие, что ползем со скоростью черепахи. Но вот и река Буган. Остановились передохнуть, вскипятить чайку, перекусить. Водитель и лесники занялись костром, а я не теряя времени пошел осматривать лес. Какие есть насекомые вредители леса, а может быть и реликтовый усач попадется. Самый большой жук у нас в Амурской области. Длина его до 10 сантиметров. Личинки развиваются в старых пнях или поваленных деревьях. Живое дерево не трогают. Отошел от бивака метров на сто. Увидел старую пихту. Диаметр около 60 сантиметров, редко такую красавицу, встретишь. Кора гладкая с желваками, в желваках живица, смола. Это первое лекарство в лесу для ран кожи. Поранился, бери живицу и намажь. Лучше всякого йода заживляет, ни когда не загнет рана. Я стал обходить пихту по кругу. И увидел обильные смоляные потеки, подымаю взгляд выше. Вот она причина, медведь метки поставил, территорию свою метит. Встал на задние лапы и на высоту, сколько достанет, дерет кору. Моя территория, говорит этим всем обитателям  леса и своим собратьям, лучше не заходите. По высоте меток определил, что это пестун. Медведь двухлетка. На биваке рассказал лесникам о своей находке. После обеда гурьбой пошли к пихте, и лесник топориком выше меток медведя поставил такие, же царапки. В шутку говоря: «Я выше уходи с моей территории».
 Мы собрались и покатили по своим делам. Четыре дня путешествовали по лесу. Много осмотрели кедрача, определяя величину урожая, и наличие самого опасного вредителя Сибирского шелкопряда. Сибирский шелкопряд попадался единично, что радовало. Шишек урожай хоть и обильный, но не достигал  высокого уровня. Промышленные заготовки планировать нельзя. Посмотрели и леса поврежденные пожаром, что назначили в рубку, а что сохранилось. Видно огонь был слабый, ночью прошел. Вот лес и живой остался. Время возвращаться домой.
Вот снова наш бивак на реке Буган. Мы поспешили к нашей знакомой пихте. Удивление было видно у всех. Выше наших меток медведь опять расписался, опять поставил свои метки. Заговорили, что это большой трудно будет пестуну. А старый лесник с другой стороны пихты, смеясь, говорил: «Вот озорник, вот хитрец, смотрите, он же залез по дереву повыше и пометил. Всему лесу доказал, что я хозяин здесь. Нечего мои метки портить». Мы вернулись к своему биваку. Перекусили и поехали домой. Старый лесник всю дорогу рассказывал байки про медведей. Его байки в другой раз расскажу.