***

Владимир Лузан
Дом староверов.
Командировка в Архаринский лесхоз, требуется обследовать кедрачи на трех сопках Кремлевская, Клейменая и Лохматая. Добираться пришлось почти день, три часа на машине и пешим порядком почти шесть часов. И вот наша экспедиция в составе пяти человек: два лесника от Архаринского лесхоза Николай и Виктор, два студента из экологического отряда «Барс» Саша и Борис, и автор этих строк, ведущий инженер лесопатолог Владимир добрались до места базового лагеря. Лето 1996 года.
У Саши и Бориса своё задание, подсчет количества зверей, птиц их состав. А у нас лесников обследование кедровых насаждений на наличие вредителей и болезней леса и определение урожайности орех кедра.
В верховьях реки Архара сохранился дом староверов, вот и расположились мы в этом доме. Еще в давние времена они поселились, там уходя от притеснений. Сколько стоит этот дом установить трудно. Бревна почернели, но гнили не видать. Строились на века. Крыт дом колотой дранью. Только в одном месте видны следы недавнего ремонта. Свежие колотые дранки вставлены в крыше.  Как потом выяснилось из разговоров, здесь охотничий участок Николая. 
Входим в дом. Николай, Виктор и я вошли в дом, сняв головные уборы, поздоровались. Студенты Саша и Борис, улыбаясь, вошли:
-С кем здороваетесь? Ни кого нет!
-С хозяином дома, хранителем очага.
Хмуро и недовольно ответил Николай.
-Поздоровайтесь!
Студенты, смеясь, скинули на нары рюкзаки, и пошли к ключу, набрать воды для приготовления ужина. Меня удивило то, что в доме не увидел мух, комаров и мошки, хоть окна и двери были открыты. В доме прохладно и дышится легко. На костре приготовлен сытный ужин и ароматный таежный чай на травах. Поужинали у костра на свежем воздухе. Наступили сумерки. Николай в доме зажег керосиновую лампу.
-Надо двери закрыть и окна занавесить, комар налетит, спать не даст.
Сказал я.
Николай и Виктор переглянулись, улыбнулись, но предпринимать ничего не стали.
Мы сидели у костра и рассказывали охотничьи байки. Стало клонить в сон, и мы решили укладываться спать. Войдя в дом, Саша, Борис и я с удивлением отметили, ни одного комара. Николай и Виктор  быстро улеглись и засопели. Мы, со студентами немного повозившись с вещами, улеглись тоже. Вот тут и начались чудеса.
Первый вскрикнул Саша, у него из-под головы выдернул кто-то рюкзак.  Потом Борис, на него упали его собственные кирзовые сапоги, хотя они стояли на полу. Николай и Виктор спокойно похрапывали у противоположной стенки. Я лежал с открытыми глазами, вспоминая прошедший день и любуясь на звездное небо в дверной проем. А Борис и Саша ворочались постоянно, то что-то в бок уперлось, то одеяло упало, то еще что-нибудь случится. Кто-то мешает им уснуть и все. Я уже дремать стал. А они все шушукались.
-Встаньте, выйдите на улицу, зайдите, поздоровайтесь и ложитесь спать спокойно, студенты. Вам говорю.
Заворчал со своего угла Николай.
Борис и Саша, спотыкаясь, вышли на улицу и сделали все, как сказал Николай. Остаток ночи прошел спокойно. Утром у костра Николай рассказал:
Сколько здесь бываю и не перестаю удивляться. Зверь на территорию усадьбы не заходит. Даже проныра колонок обходит по периметру. А медведь и подавно. В дом ни комар ни муха не залетит. Вы думаете, что репеллентом пользуемся? Нет! Подойдите к окну посмотрите. Мы со студентами пошли в дом и посмотрели на окно. Вместо стекла висела тюль из трупиков комаров. При легком прикосновении они осыпались наружу. После завтрака мы разошлись по своим маршрутам.