Зима

Владимир Лузан
Зима. Мороз поджимает. В лесу голодно. А за моим окном, в саду, на груше целое сборище пернатых друзей и белок. Дело в том, что я уже не первый год прикармливаю птиц. Беру по осени мешок семечек подсолнуха, и на всю зиму хватает птичкам. Сам я не любитель щелкать семечки. Кормушки делал разные. А сейчас у меня висит их три штуки. Противень с зерном для воробьев, голубых сорок, соек и белок. В сетке подвешено свиное сало, и кусочек мяса для всех кто сможет достать. Из пластиковой бутылки кормушка для синиц и поползня. Утром в восемь часов совершаю обход. Первым долгом кормлю собачку, потом наполняю кормушки семечками, зерном, мелкими сухарями, добавляю сало. Первые гости уже сидят по макушкам груш и попискивают от нетерпения.
Захожу в дом и ложусь напротив окна в свое кресло и любуюсь своими гостями. Дело в том, что я не могу сидеть, стоять, хожу только с костылями. Первыми прилетают маленькие синицы целая стайка штук двадцать. Потом появляется и стайка больших синиц. В каждой стайке синиц один поползень. И всю зиму так летают.  Кто таскает семечки, кто кормится салом. Шустрые синицы летают по всему саду.
Вот появились голубые сороки. Сало взять не могут, зацепиться не за что и сильно качается. Довольствуются  зерном и сухарями. Эти долго не задерживаются. Стая пролетела и часа два будет тихо.
Прилетела сойка. Эта как хулиганка всех разгоняет голубых сорок, синиц, поползня. Мелки птахи увернутся от нее и снова к кормушке. А вот голубые сороки быстро улетают. Но сойка боится пестрого дятла. Если он прилетает, то сойка прячется на соседней груше и сидит тихонечко, прижав пёрышки. Только дятел улетит за пределы двора.  Хулиганка снова распушится и хозяйничает на кормушке, довольствуясь сухарями и зерном. Дятел синиц и поползня не гоняет, видно дружны эти виды.
Еще прибегают две хулиганки белочки. Кидаются на всех птиц без разбора, жадничают, словно корма не хватит. Белки только кошек боятся. А собачка на птиц и белок не реагирует. Даже ухом не ведет.
Однажды наблюдал такую картину. Белка уронила сухарик на снег, спрыгнула следом, сидит и грызет. Из-за беседки к белочке крадется кошка. Только она выползла из-за угла и попалась на глаза собаке, раздался лай. Белка в момент оказалась на груше. Кошка попыталась следом. Белочка по тоненьким веточкам перебежала на другую грушу, и на самую макушку, и оттуда давай цокать на кошку. Кошка с мелких веточек совалась, испугалась, заорала…. Я на костылях выполз на улицу раздетый. Не знаю, кого спасать. Кошка висит, орет, белка цокает, собака лает, цепь рвет. Наконец кошка сорвалась, приземлилась на четыре лапы и бегом со двора. Только кошка скрылась, собака замолчала. Я вернулся на свое кресло. Белка уже сидела в кормушке и грызла другой сухарик. А сухарик на снегу подняла голубая сорока и улетела. Вот так целый день смотрю концерты на своих кормушках. 
Синицы обследуют все веточки и почки на деревьях. Что-то там выклевывают, выбирают. Только я заметил, что вредителей в моем саду практически нет. Я уже несколько лет не могу обработать сад химикатами от вредителей. А он стоит у меня чистенький. И червивых плодов самая малость. Если на ведро слив попадется штук десять и все. Вот как птички мне помогают.