Одноклассники. 1941

Рагим Мусаев
          ОДНОКЛАССНИКИ.1941


          У каждой эпохи свое лицо, определяемое политическим строем, веяниями моды, уровнем развития науки и прочим множеством важных факторов. При этом во все времена люди рождаются, влюбляются и мечтают одинаково, совершенно не обращая внимания на настроения политиков, длину юбок, электрофикацию, урбанизацию, глобализацию…

          В этом смысле выпускники 1941 года в своих мечтаниях и желаниях мало чем отличались от выпускников 2011 года. И все же предвоенное поколение, многим из которого суждено было остаться двадцатилетними, уникально. Именно благодаря этим мальчишкам и девчонкам, сильным духом и телом, неправдоподобно честным и по-настоящему ответственным, была одержана Победа в одной из самых ужасных войн в истории человечества.


               ПИСЬМА И ФОТОГРАФИИ

          Мой дед, Владимир Владимирович Саморуков, закончил школу перед самым началом Великой Отечественной войны. Я всегда удивлялся и завидовал его отношениям с одноклассниками, которые поддерживались до самых последних дней.

          Он, как и все ученики 10 «а», выпущенные в жизнь перед самой войной, искренне верили в то, что именно они призваны строить и защищать новую жизнь, активно интересовались друг другом и окружающим миром. Сложно поверить, но уже после окончания школы в условиях войны одноклассники вели оживленную переписку. Причем это был не обмен письмами между несколькими школьными друзьями или конкретными влюбленными.

          Это было массовое явление, в котором принимали участие все или почти все одноклассники. Никто этого не требовал, за это не могли поставить оценку, это было велением их сердца. Последнее письмо от своей одноклассницы Ани Крапивиной (тогда - Митяевой) дед получил спустя 62 года после окончания школы, когда им обоим было за 80. К сожалению, от некоторых одноклассников письма перестали поступать уже в выпускном 1941.

          Живым и здоровым 10 «а» остался только на общей фотографии. Мария Князева вспоминала: «29 октября 1940 года, в день рождения Ленинского комсомола, мы решили сфотографироваться всем классом. До конца учебного года было еще далеко, но все чувствовали, что скоро предстоит расстаться, и хотели сфотографироваться. Пришел с фотоаппаратом К.М.Юрьев, наш учитель рисования...»

          Дед вспоминал, что учителя рисования Константина Михайловича Юрьева (1895 - 1950) уважали и любили. Судя по тому, что дед прилично рисовал, педагогом Юрьев, и правда, был хорошим. Он не только рисовал, но и занимался фотографией, лепил из глины. Старое богородицкое кладбище по сей день украшают два гипсовых бюста работы Константина Михайловича: портрет его жены и автопортрет самого художника.

          - ДЕД, А ПОЧЕМУ ЭТОЙ ФОТОГРАФИИ НЕТ В ТВОЕМ АЛЬБОМЕ?
          - МЫ С МАМОЙ ЖИЛИ НЕБОГАТО, А В ЭТО ВРЕМЯ ВВЕЛИ ПЛАТУ ЗА ОБУЧЕНИЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ. ДЕНЕГ НА ФОТОГРАФИЮ ПРОСТО НЕ БЫЛО.

          В сходном положении находился не только дед. 10 «а» любил фотографироваться, но не сохранилось ни одной фотографии, на которой весь класс был бы собран целиком. Ребята, заведомо знавшие, что денег на карточку нет, такие мероприятия обычно избегали. По стечению обстоятельств на снимке, сделанном 29 октября 1940 года, собрался почти весь класс. Именно эта фотография спустя десятилетия станет документом, по которому будет восстанавливаться список учеников 10 «а».

          Мария Князева: «Думали ли мы тогда о счастье видеть друг друга живыми? Класс наш был очень дружным. Сильные ученики всегда помогали отстающим…»

          Это не слова, которые принято говорить потому, что так принято. В 11 «а» ничего не делалось формально, «для галочки», и все решалось сообща. Мальчишки часто готовили домашние задания сообща, собираясь дома, например, у Вити Володина, которого любили за общительный, добрый нрав. Семья Вити жила небогато, не всегда хватало денег на учебники, тетради и ботинки, но учился парень хорошо. Решение задач традиционно сменялось шашечным турниром. Обожавший рыбалку Витя часами мог пропадать с удочкой на городском пруду и почти всегда брал с собой кого-нибудь из друзей-мальчишек.

          Уже в июле 1941 года Виктора направили в Московское артиллерийское училище. В письмах курсант Володин подробно описывал трудности и успехи учебы. Летом 1942 года он писал: «Мои родные! Училище закончил. Получил звание лейтенанта. Теперь я командир гвардейского расчета. Живу хорошо. Жду лучшего». 29 июля под Смоленском в лейтенанта Володина угодила авиационная бомба. От него осталось только имя, выбитое на памятнике в селе Логово.


                «НАМ НЕТ ПРЕГРАД НИ В МОРЕ, НИ НА СУШЕ…»

          Уже после войны бывший директор школы Иван Яковлевич Пахомов вспоминал: «На этих ребят можно было во всем положиться. Были они дисциплинированными, аккуратными, вежливыми. Большинство участвовали в художественной самодеятельности».

          Одним из любимых развлечений предвоенного Богородицка было кино. Юлия Юдина (Зенякина): «В кино мы всегда ходили вместе, только не на последний сеанс, с этим тогда было строго».  На экраны страны один за другим выходили исторические и патриотические фильмы: «Чапаев», «Суворов», «Александр Невский», «Истребители», «Ленин в октябре»… Но лидерами предвоенного кинопроката стали музыкальные комедии «Музыкальная история» и «Светлый путь». Именно в последней картине впервые прозвучал знаменитый «Марш энтузиастов», ставший гимном и девизом поколения:

                Нам нет преград ни в море, ни на суше,
                Нам не страшны ни льды, ни облака.
                Пламя души своей, знамя страны своей
                Мы пронесем через миры и века!

          - ДЕД, ВАС ЖЕ ФАКТИЧЕСКИ ГОТОВИЛИ К ВОЙНЕ. ВЕДЬ ДАЖЕ ПРОСТОВАТЫЕ КОМЕДИИ ГРИГОРИЯ АЛЕКСАНДРОВА С ЛЮБИМОЙ НАРОДОМ ЛЮБОВЬЮ ОРЛОВОЙ И ШЛЯГЕРАМИ ИСААКА ДУНАЕВСКОГО БЫЛИ МОЩНЫМ СРЕДСТВОМ ПРОПАГАНДЫ.
          - КОНЕЧНО! В КИНО ШЛИ ФИЛЬМЫ О ВОЙНЕ, ПО РАДИО ПЕЛИ ПЕСНИ: «НЕПОБЕДИМАЯ И ЛЕГЕНДАРНАЯ», «КОГДА НАСТАНЕТ ЧАС БИТЬ ВРАГОВ … НЕ ЗЕВАЙ!» ТОЛЬКО ЧТО ЗАКОНЧИЛАСЬ ФИНСКАЯ ВОЙНА, ИЗ КОТОРОЙ СССР ВЫШЕЛ ПОБЕДИТЕЛЕМ. НАМ ВНУШАЛИ, ЧТО СТРАНА ГОТОВА ДАТЬ ОТПОР ВРАГУ, ЧТО ВОЙНА ЕСЛИ И НАЧНЕТСЯ, ТО ПРОДЛИТСЯ НЕДОЛГО. МЫ ВЕРИЛИ, ЧТО НИКАКОЙ ВРАГ НЕ СМОЖЕТ ПЕРЕЙТИ НАШУ СОВЕТСКУЮ ГРАНИЦУ И ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ БУДУТ ВЕСТИСЬ НА ТЕРРИТОРИИ ПРОТИВНИКА. ТОГО, ЧТО СЛУЧИЛОСЬ В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, МЫ НЕ ОЖИДАЛИ.

          Юлия Юдина (Зенякина): «Почти все у нас занимались в каком-нибудь кружке. Их в школе было много: духовой и струнный оркестры, драматический кружок, изостудия, юннатский и фотокружок».

          Славился школьный драмкружок, где ставили пьесы современных советских авторов на злобу дня и русскую классику. После роли Правдина в школьной постановке «Недоросля» признанным актером стал Слава Перепелкин. Летом 1942 года он писал однокласснице Юле Юдиной: «Добрый день, Юля! Здравствуй! Нахожусь я на Калининском фронте в районе Ржева. В наступлении пока еще не участвовал. Находимся все время в обороне… Первого мая получил письмо от группы девочек нашего класса. Отвечайте на письма быстрее. Ведь время не ждет, и каждый день приносит с собой много изменений…» Лучший актер 10 «а» остался под Ржевом.

          Мария Князева: «А как мы любили школьные вечера, как увлеченно к ним готовились. С концертами выступали в санатории им. Белкина и в городском клубе. Аня Митяева прекрасно читала стихи. Магдалина Панова пела восхитительно, мальчики танцевали «яблочко», «гопак», «цыганочку».

          Среди мальчишек выделялся Алексей Ведников, выглядевший взрослее остальных ребят. Тайная любовь одноклассниц, красавец-блондин, он прекрасно танцевал, хорошо рисовал и отличался почти неправдоподобной честностью. Многие завидовали Алексею: он был единственным в классе обладателем часов и авторучки. В августе 1942 года танкист Ведников писал из-под Ржева: «Получил красавицу машину. Хорошо бы на ней приехать в Богородицк…» Танк не добрался до Богородицка. Он сгорел под Ржевом. Вместе с Алексеем.

          В предвоенные годы по всей стране действовала широкая сеть кружков по изучению военных знаний. Парней и девушек обучали правилам противовоздушной и химической обороны, меткой стрельбе. Во всем этом присутствовал дух соревнования. Лучшие после сдачи нормативов, в которые, например, входили бег, плавание, лыжи, подтягивание на перекладине, метание гранаты, могли претендовать на получение значка «Готов к труду и обороне» (ГТО). Другим модным значком был «Ворошиловский стрелок», для обладания которым требовалось выполнить ряд упражнений из боевой винтовки.

          - А ПОЧЕМУ СТРЕЛОК ИМЕННО ВОРОШИЛОВСКИЙ?
          - ПО ИМЕНИ ЛЕГЕНДАРНОГО МАРШАЛА КРАСНОЙ АРМИИ КЛИМЕНТА ЕФРЕМОВИЧА ВОРОШИЛОВА, СЛАВИВШЕГОСЯ СВОЕЙ МЕТКОСТЬЮ.

          Явление было настолько массовым и популярным, что попало даже в детские стихи Самуила Маршака «Рассказ о неизвестном герое» (1937г.) о скромном парне, спасшем на пожаре девочку и скрывшемся, не дожидаясь благодарности. Фактически это портрет героя своего времени:

                Ищут пожарные, ищет милиция,
                Ищут фотографы в нашей столице,
                Ищут давно, но не могут найти
                Парня какого-то лет двадцати.
          Среднего роста, плечистый и крепкий,
          Ходит он в белой футболке и кепке.
          Знак ГТО на груди у него.
          Больше не знают о нем ничего.
                Многие парни плечисты и крепки,
                Многие носят футболки и кепки.
                Много в столице таких же значков.
                К славному подвигу каждый готов!

          Не обошло стороной это движение и Богородицк. В городе были оборудованы спортивные площадки и тиры, действовали различные оборонные кружки, в том числе конноспортивная секция. Кстати, для конников были предусмотрены свои нормативы и специальный значок «Ворошиловский наездник».

          На городском пруду у плотины стояла десятиметровая вышка для прыжков в воду. В городе была вышка для прыжков с парашютом. Дед вспоминал, что ему прыгать с нее было легко, поскольку до этого он тренировался прыгать с парашютом в Подольске, где вышка была куда выше. Несколько лет перед войной на территории современного совхоза «Богородицкий» даже базировалась школа летчиков. Город буквально замирал, когда над ним проносились знаменитые «У-2», известные в народе как «кукурузники». Семья деда жила рядом, и дед всерьез подумывал о летной карьере.

          Лев Шершов, живший неподалеку, вспоминал: «Самолеты притягивали к себе. Когда летчики ходили на работу или с работы, то за ними всегда бежала ватага ребят. Жизнь летчиков проходила в строгом режиме. По городу «не шатались». С девушками «не дружили».

          - ДЕД, У ТЕБЯ БЫЛ ЗНАЧОК ГТО?
          - У МЕНЯ БЫЛ ЗНАЧОК «ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ» II СТЕПЕНИ, ЗА НИМ УЖЕ ШЕЛ КАНДИДАТ В МАСТЕРА СПОРТА. ЕЩЕ Я ИМЕЛ ЗНАЧОК «ВОРОШИЛОВСКИЙ СТРЕЛОК» II СТЕПЕНИ. СПОРТИВНЫЙ ЗАЛ НАШЕЙ ШКОЛЫ БЫЛ ХОРОШО ОБОРУДОВАН. ВМЕСТЕ С ДРУГИМИ РЕБЯТАМИ ЗАНИМАЛСЯ НА КОЛЬЦАХ, БРУСЬЯХ, КРУТИЛСЯ НА ТУРНИКЕ, НА КОЗЛЕ.

          Общественная и спортивная жизнь била ключом, но и про учебу ребята не забывали.


               ВЫПУСКНЫЕ ИСПЫТАНИЯ

          Экзамены звучно именовались «выпускными испытаниями». 25 мая 1941 года районная газета «За уголь» в статье «У десятиклассников» сообщала об их начале: «На испытания по литературе учащиеся 10-го класса «А» Богородицкой средней школы № 1 собрались задолго до начала. Они громко переговариваются, переспрашивают друг друга, то там, то здесь слышатся имена Гете, Шекспира и других классиков литературы. Каждый старается еще и еще раз проверить себя. Волнение их понятно, они держат первое устное испытание в этом году. Первыми к столу подходят учащиеся Володин, Саморуков, Крысин».

          Билет содержал 3 вопроса: по русской, советской и зарубежной литературе. Последняя в довоенной школе изучалась довольно глубоко.

           «Немного подумав, Володин спокойно, уверенно дает характеристику образу Старцева по рассказу Чехова «Ионыч». Так же хорошо он передает отрывок из «Поднятой целины» Шолохова – об агитационной работе Ванюши Найденова. Однако он слабо охарактеризовал образ Гретхен из трагедии Гете «Фауст». Ответ его оценен на «хорошо».

          О судьбе Вити Володина мы вспоминали. А вот о дальнейшей жизни Вани Крысина ничего не известно. Одноклассники считали его погибшим.

           «Владимир Саморуков ярко и полно обрисовал образ большевика, руководителя партизанского отряда – Левинсона из романа Фадеева «Разгром». Чувствуется, что он читал это произведение и хорошо усвоил его содержание. Удачно справился Саморуков и с другими вопросами. Он заслужил отличную оценку». Между прочим, на этом экзамене по литературе было поставлено всего три пятерки.

           «Веселая, улыбающаяся подходит к столу Нюра Воротникова. Взяв билет, немного подумав, она … правильно характеризует образ Павла Власова из романа Горького «Мать».

          Экзамены принимали серьезно, обращая внимание не только на формальное знание материала: «Слабой стороной являются неровности, шероховатости языка, стилистически неправильное построение предложений у некоторых учащихся. Правда, их немного, но как они «режут» слух! Вот ученик С. говорит: «Он ненавидит этот случай, что допустило убийство отца…», или «… он презирает общество, ненавидит ее…»

           «Нельзя не отметить некоторые недостатки в ответах учащихся. Некоторые из них слабо, невыразительно читают стихотворения. Особенно это сказалось в ответе Селиванова».

          Лейтенант Владимир Селиванов погибнет 31 июля 1943 года при освобождении хутора Редкий под Курском.

           «Еще один недостаток – не умеют правильно привести цитаты, хотя некоторые и пытаются это делать. Так, Зиновьев, начав цитировать содержание речи Луки из произведения Горького «На дне», запутался и не закончил».

          Летом 1943-го командир взвода Михаил Зиновьев останется на Курской дуге. В декабре того же года его старший брат Николай, командир артиллерийской батареи, за участие в освобождении Киева будет удостоен звания Героя Советского Союза.

           «В целом же испытания по литературе в 10-м классе «А» оставили хорошее впечатления… Один за другим, уверенно отвечают десятиклассники. Доволен педагог И.С. Лазуренко!»

          Высокий, худой и немного замкнутый, Иосиф Степанович Лазуренко – один из любимых преподавателей деда. В том числе благодаря ему дед всю жизнь любил читать, сетуя в последние годы на то, что не может читать много, так как устают глаза.

          - ДЕД, ЧТО ТЕБЕ НРАВИЛОСЬ ЧИТАТЬ В ТЕ ГОДЫ?
          - ОЧЕНЬ ОХОТНО ЧИТАЛ, И ЧИТАЛ МНОГОЕ ПОМИМО ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ. В ШКОЛЕ ЛЮБИЛ ЖЮЛЯ ВЕРНА, ВАЛЬТЕРА СКОТТА, ДЮМА, НРАВИЛОСЬ ЧИТАТЬ ПРО СРЕДНЕВЕКОВЫХ РЫЦАРЕЙ. ЗАПОМНИЛАСЬ КНИГА, ГДЕ НА ОДНОМ ИЗ РИСУНКОВ БЫЛ ИЗОБРАЖЕН ЗАКОВАННЫЙ В ТЯЖЕЛЫЕ ДОСПЕХИ РЫЦАРЬ НА ЛОШАДИ, ВЪЕЗЖАЮЩИЙ ПО ПЕРЕКИНУТОМУ ЧЕРЕЗ РОВ УЗКОМУ МОСТИКУ В ЗАМОК. ЧТО ЭТО БЫЛА ЗА КНИГА, УЖЕ НЕ ПОМНЮ, ОНА СГОРЕЛА ВМЕСТЕ С ДОМОМ ВО ВРЕМЯ ОТСТУПЛЕНИЯ ФАШИСТОВ ИЗ БОГОРОДИЦКА В ДЕКАБРЕ 1941 ГОДА. ТАМ ЖЕ СГОРЕЛА КНИГА «РЕЙНЕКЕ-ЛИС», КОТОРАЯ МНЕ ОЧЕНЬ НРАВИЛАСЬ. В НЕЙ ОПИСЫВАЛИСЬ ПОХОЖДЕНИЯ ХИТРОГО БРАТЦА ЛИСА, КОТОРЫЙ ИЗ ВСЕХ СИТУАЦИЙ УМУДРЯЛСЯ ВЫЙТИ ПОБЕДИТЕЛЕМ. В КНИГЕ БЫЛО МНОГО КАРТИНОК, НА КОТОРЫХ ЛИС И ДРУГИЕ ЖИВОТНЫЕ ИЗОБРАЖАЛИСЬ В СТАРИННЫХ КОСТЮМАХ, СО ШПАГАМИ.

          Вообще качество образования в школе было на высоте. Дед вспоминал, что «директором Богородицкой средней школы №1 был Пахомов Иван Яковлевич. Называлась она почему-то «образцовая». Наименование «образцовая» в 1930-е годы получали школы, победившие в соответствующем конкурсе. Помимо престижного статуса школа получала дополнительные средства на оснащение учебной базы. В 1939 году «образцовые» школы были упразднены, но название по привычке еще долго жило в народе.


               АТТЕСТАТ ЗРЕЛОСТИ

          Похожая история приключилась и с «аттестатом зрелости». Дед и его ровесники так называли аттестат о школьном образовании. Я полагал, что так этот документ назывался в их школьные годы, и оказался неправ. Аттестат зрелости получали выпускники мужских гимназий до 1917 года. А вот выпускницы женских гимназий для получения аттестата зрелости должны были сдать дополнительные экзамены. С тех пор прошло почти сто лет, но старое, красивое название до сих пор в ходу. Аттестат зрелости деда № 45 от 19 июня 1941 года хранится в нашей семье.

          - ДЕД, СТОЛЬКО ЛЕТ ПРОШЛО! КАК ОН УЦЕЛЕЛ? ДОМ ВЕДЬ В ВОЙНУ СГОРЕЛ?
          - ДОМ ПОДОЖГЛИ ОТСТУПАВШИЕ НЕМЦЫ. БРАТЬЯ МАМЫ ВЫБЕЖАЛИ И СТАЛИ ТУШИТЬ СОЛОМЕННУЮ КРЫШУ. ПОДЖИГАТЕЛИ РАССТРЕЛЯЛИ ИХ. ЧТО НАШ ДОМ, ДОТЛА СГОРЕЛ ПОЧТИ ВЕСЬ ГОРОД. УЦЕЛЕЛО ТОЛЬКО ТО, ЧТО ЗАРЫЛИ В САДУ.

          Историю, отмененную после революции и возвращенную в школьную программу по личному распоряжению Сталина только в 1934 году, вел завуч А.А.Разовский. Арона Абрамовича любили за доброту и искреннюю заботу, которую ощущал буквально каждый ученик. Ему до всего было дело, и не было той проблемы, которую бы Арон Абрамович не мог уладить.

          Тригонометрия была самостоятельным курсом и изучалась отдельно от алгебры и геометрии. Нелюбимый дедом математический цикл преподавал Николай Александрович Гусаров. Ребята побаивались всегда сурового и очень строгого учителя, но уважали. Пунктиком Гусарова был внешний вид учеников. Мальчишку, рискнувшего появиться в неглаженых брюках, неизменно встречало суровое: «Что надел водопроводные трубы?»

          Многочисленные химические опыты ставились под руководством Андрея Дмитриевича Гребенева, который одновременно являлся классным руководителем 10 «а».

          - ДЕД, НЕУЖЕЛИ ТЫ ЛЮБИЛ НЕЛЮБИМУЮ МНОЮ ХИМИЮ?
          - МЫ ВСЕ ЕЕ ЛЮБИЛИ, ПО-ДРУГОМУ БЫЛО ПРОСТО НЕЛЬЗЯ. НАШ УЧИТЕЛЬ ХИМИИ А.Д.ГРЕБЕНЕВ ПРОВОДИЛ УРОКИ ЖИВО, ИНТЕРЕСНО И СВОБОДНО, ВКЛЮЧАЯ В ПРОЦЕСС КАЖДОГО ИЗ НАС. И КЛАССНЫМ РУКОВОДИТЕЛЕМ ОН БЫЛ НАСТОЯЩИМ: ВСЕ ВРЕМЯ ЧТО-ТО ПРИДУМЫВАЛ, ОРГАНИЗОВЫВАЛ.

          Не удивительно, что Андрей Дмитриевич присутствует почти на всех фотографиях 10 «а», сделанных в стенах школы, на природе, в парке, на берегу пруда…

          Уже в 1941 году директор школы И.Я.Пахомов, классный руководитель 10 «а» А.Д.Гребенев и другие учителя уйдут добровольцами на фронт. Но первое дыхание войны старшеклассники почувствовали еще в 1940 году, когда в школе появился новый учитель физкультуры Абрам Фройдмович Виндман. Польский еврей рассказал о зверствах нацистов в оккупированной Польше, откуда ему едва удалось вырваться. Впоследствии именно А.Ф. Виндман, мастер спорта по гимнастике, создаст в Богородицке детско-юношескую спортивную школу.

          Помимо традиционных для сегодняшней школы предметов, у выпускников 1941 года в аттестате указана, к примеру, геология и минералогия, на которой изучали строение земной коры, таящиеся в ней полезные ископаемые и минералы. Этот предмет, а также биологию и основы дарвинизма вела любимая всеми без исключения, добрейшая Галь Васильевна Костючук. Выпускники 10»а» вспоминали, что она настолько умела заинтересовать рассказом и увлечь своим предметом, что учиться плохо было просто неприлично. На ее предметах ставились только две оценки: «хорошо» и «отлично».

          Кроме этого, в аттестате значится предмет «Конституция СССР». На нем нельзя не остановиться. Ведь дед и его одноклассники изучали ту самую знаменитую «сталинскую» конституцию 1936 года, заявившую о победе социализма. Впервые в СССР было объявлено о всеобщем праве на труд и отдых, материальное обеспечение в старости и болезни; праве на свободу совести и слова. Именно этот документ позволил каждому гражданину Союза Советских Социалистических республик смело заявлять: «И все вокруг народное, и все вокруг мое!» Каждый урок по Конституции СССР еще и еще раз доказывал  школьникам, что они живут в лучшей и справедливейшей стране мира.

          - ДЕД, ТЫ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ВЕРИЛ В ЭТО?
          - МЫ ВСЕ ВЕРИЛИ. НАС ТАК ВОСПИТЫВАЛИ.
          - НО ВЫ ЖЕ ВИДЕЛИ, ЧТО ГОВОРИЛОСЬ ОДНО, А ПРОИСХОДИЛО ДРУГОЕ?
          - НИКТО И НЕ СКРЫВАЛ, ЧТО ЕСТЬ ОТДЕЛЬНЫЕ НЕДОСТАТКИ. НО ДЛЯ ТОГО МЫ, КОМСОМОЛЬЦЫ, И РАСТЕМ, ЧТОБЫ СВОИМ ТРУДОМ СДЕЛАТЬ СТРАНУ ЛУЧШЕ И КРАШЕ. С ЭТОЙ ВЕРОЙ МЫ И ЖИЛИ. ОТЕЦ УМЕР В 1936 ГОДУ. МАМА ПОЛУЧАЛА 400 ГРАММ ХЛЕБА, НА МЕНЯ ДАВАЛИ 300 ГРАММ. НИКАКОГО ХОЗЯЙСТВА У НАС НЕ БЫЛО, В ПРЯМОМ СМЫСЛЕ ЭТОГО СЛОВА МЫ ГОЛОДАЛИ. НА ЭТОЙ ПОЧВЕ У МЕНЯ КРУЖИЛАСЬ ГОЛОВА И БЫВАЛИ СЛУЧАИ ОБМОРОКА. ОДНАЖДЫ МОЙ ДВОЮРОДНЫЙ БРАТ ЮРКА ПРЕДЛОЖИЛ ПОЙТИ НА СОВХОЗНЫЙ ОГОРОД И УКРАСТЬ ТАМ КАРТОШКИ. Я СОГЛАСИЛСЯ. КОГДА МАМА ПРИШЛА С РАБОТЫ, НА СТОЛЕ СТОЯЛА КАСТРЮЛЯ С ВАРЕНОЙ КАРТОШКОЙ. МАМА ПОТРЕБОВАЛА РАССКАЗАТЬ, ГДЕ Я ЕЕ ВЗЯЛ, И ОЧЕНЬ РАССТРОИЛАСЬ, ПОСЛЕ ЧЕГО ПОТРЕБОВАЛА, ЧТОБЫ Я БОЛЬШЕ ТАК НЕ ДЕЛАЛ. МНЕ БЫЛО ОЧЕНЬ СТЫДНО. Я ЗНАЛ, ЧТО ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОЛЖЕН ВЫУЧИТЬСЯ, ПОЛУЧИТЬ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ И КЕМ-ТО СТАТЬ.

          Именно люди, знавшие, что должны кем-то стать, и защитили свою лучшую в мире страну, без преувеличения собственными телами выложив путь к Победе.

          Цикл выпускных экзаменов завершился физикой, запомнившейся деду экспериментами с электричеством, которыми руководила Анастасия Ивановна Завадская. Последним на последнем экзамене отвечал Толя Перов.

          Анна Сусанова: «Оглашены экзаменационные оценки, а мы не уходим из физического кабинета… Как будто какое-то предчувствие, что нас ждет страшное: война, смерть…». Вскоре выпускницы 10 «а» станут медсестрами, связистами, прожектористами, телефонистами... На фронте побывают Магдалина Панова, Юля Зенякина, Люба Ярова, Саша Митяева, Аня Санкина, Зина Звягина. По счастью, все девчонки вернутся домой. Анна Никифоровна Сусанова - единственная в Богородицком районе воевавшая женщина-офицер. Вернемся к ее воспоминаниям: «Нехотя вышли из школы и отправились в парк. Вот здесь, на большой аллее, стали играть в «чижика» - излюбленную нашу игру… Это было 19 июня 1941 года».

          - ДЕД, ТЫ ХОРОШО УЧИЛСЯ В ШКОЛЕ?
          - НЕПЛОХО. В АТТЕСТАТЕ ПО 10 ИЗ 19 ПРЕДМЕТОВ У МЕНЯ СТОИТ «ОТЛИЧНО». С МАТЕМАТИКОЙ И ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ У МЕНЯ, КАК И У ТЕБЯ, БЫЛО ПОХУЖЕ, ПОЭТОМУ ПО НИМ СТОИТ «ХОРОШО». И ТОЛЬКО ПО НЕМЕЦКОМУ У МЕНЯ «ПОСРЕДСТВЕННО».
          - У ТЕБЯ ТРОЙКА ПО НЕМЕЦКОМУ? ШУТИШЬ?
          - НЕ ШУЧУ. БЫЛА У НАС ТАКАЯ НЕМКА, БЕКМАН. НЕ ПОЛАДИЛИ МЫ С НЕЙ. ОНА МНЕ ТРОЙКУ И ВЛЕПИЛА.

          Дед любил модный в то время немецкий язык и старательно им занимался. Он начал изучать его с 1 класса, когда жил с родителями на станции Мордово Центрально-Черноземной области (теперь Тамбовская область). В результате дед читал Гете и Гейне в подлиннике, особенно любил цитировать поэмы Гейне «Лорелея» и «Лесной царь»:

               Wer reitet so spaet durch Nacht und Wind?
               Es ist der Vater mit seinem Kind;
               Er hat den Knaben wohl in dem Arm,
               Er fasst ihn sicher, er haelt ihn warm.

          Язык помог деду на фронте. По иронии судьбы его женой стала учительница немецкого Екатерина Алексеевна Кудрявцева, которая подтверждала, что супруг не любит трудночитаемый готический шрифт и может попутать грамматику, но изъясняется свободно. Тем не менее, из песни слова не выкинешь. Самая молодая на тот момент учительница школы Мария Федоровна Бекман влепила деду в аттестат об окончании школы единственную тройку.


               УНИКАЛЬНЫЕ БРЮКИ, ПОХВАЛЬНЫЙ ЛИСТ И ПАЛЬЦЫ ХИРУРГА

          «ВЫПУСКНОЙ ВЕЧЕР И ВРУЧЕНИЕ АТТЕСТАТОВ ОБ ОКОНЧАНИИ ШКОЛЫ БЫЛИ 20 ИЮНЯ 1941 ГОДА». Заметьте, теперь у внуков и правнуков «балы», а тогда у бабушек и дедушек - «вечера». В небогатые времена «вечеров» ставку делали на творчество и изобретательность. Никаких ресторанов и дорогих нарядов, зато школьный зал украсили вазами с полевыми цветами, их же дарили учителям. Модные парусиновые туфли начистили зубным порошком до ослепительно-белого состояния.

          Дед, дабы соответствовать значимости события, начистил свои парадные (они же единственные) ботинки и решил заштопать такие же уникальные брюки. Черных ниток не оказалось. Денег на них не было тем более. Пришлось использовать белые, выкрашенные химическим карандашом.

          - ДЕД, НЕУЖЕЛИ ДЕНЕГ НЕ БЫЛО ДАЖЕ НА НИТКИ?
          - В ЖИЗНИ ВСЯКИЕ МОМЕНТЫ СЛУЧАЛИСЬ. РАЗВЕ В БРЮКАХ ДЕЛО?

          Конечно, не в брюках. Потому и сомневаюсь я, что выпускники начала XXI века в свои восемьдесят с гордостью и блеском в глазах моего деда, прожившего слишком насыщенную жизнь, вспомнят: «НА ВЫПУСКНОМ ВЕЧЕРЕ МНЕ ВРУЧИЛИ ПОХВАЛЬНЫЙ ЛИСТ ЗА УСПЕХИ В ОБУЧЕНИИ». На современных балах запоминается другое.

          А тогда бессменный секретарь школьной комсомольской организации Витя Чибисов и председатель ученического комитета Женя Бабкин от имени выпускников поблагодарили учителей за труд.

          Уже через месяц после выпускного Виктор Чибисов окажется в Московском артиллерийском училище. О том, что Сталинградская битва выиграна, он уже не узнает.

          Услышав 22 июня о начале войны, остряк и балагур Женя Бабкин грустно сказал одноклассникам: «Вот и отмечтались». Это последнее, что известно о главном математике класса. Дед и другие одноклассники считали его погибшим.

          После напутственных слов учителей директор школы Иван Яковлевич Пахомов вручил аттестаты зрелости и начался долгожданный концерт. Образцовая школа № 1 славилась своими торжествами, а потому правдами и неправдами на концерт пробираются ученики других школ. Зал переполнен. Гвоздем программы стал поставленный учителем литературы И.С.Лазуренко отрывок из пьесы «главного драматурга» сталинской эпохи Александра Корнейчука «Платон Кречет».

          Очевидцы вспоминают, что появление на сцене статного черноволосого красавца Саши Зенякина (Михеева) в роли молодого талантливого хирурга Кречета зрительницы встретили восхищенным вздохом. Саше шла роль правильного интеллигента, борющегося с карьеристами и лживыми доносчиками. «Пальцы хирурга должны так же быть разработаны, как пальцы скрипача или пианиста», - царил над залом его звучный, завораживающий голос. Возможно, образ Платона Кречета повлиял на мечту Саши, решившего стать врачом, причем обязательно сельским… Весной 1944 лейтенант Александр Михеев, раненный при освобождении Могилева, умрет на операционном столе полевого госпиталя, не приходя в сознание.

          А в тот вечер Саша традиционно читал стихи. Особенно ему удавался Маяковский:
               Читайте, завидуйте,
                я – гражданин
                Советского Союза.

          Выпускной отмечали пирогами и мороженым. Как всегда помог классный руководитель. Андрей Дмитриевич достал где-то риса и яиц для пирогов и раздобыл всю необходимую посуду.

          Анна Сусанова: «А потом танцы, танцы до трех часов утра. В просторном зале гремит музыка - только у нас был свой духовой школьный оркестр. Веселились…»

          ДЕД: «НИКТО НЕ ХОТЕЛ УХОДИТЬ ДОМОЙ. БЫЛО КАКОЕ-ТО ЩЕМЯЩЕЕ ЧУВСТВО БЛИЗКОГО РАССТАВАНИЯ. ОНО БЫЛО ОПРАВДАННО. МНОГИЕ СОБИРАЛИСЬ ПОСТУПАТЬ В УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ ДРУГИХ ГОРОДОВ. ВМЕСТЕ С А.Д.ГРЕБЕНЕВЫМ РЕШИЛИ ПРОГУЛЯТЬСЯ ПО ГОРОДУ, ЗАТЕМ ПОШЛИ В ПАРК, НА БЕРЕГ ПРУДА. МЫ ГУЛЯЛИ И РАЗГОВАРИВАЛИ».

          Мария Князева: «Говорили о том, кто кем решил стать. Помню, Аня Митяева и Аня Селиверстова дружно решили быть учительницами. Тамара и Юля Зенякина собрались учиться на врачей. Лева Шершов – стать агрономом. Большинство мальчиков хотели поступить в военное училище. Боже, как весело, как хорошо нам было вместе. Казалось, что все по силам, что все задуманное сбудется и никогда не прервется наша большая дружба».

          В августе 1941 года Юлю Зенякину зачислят в Воронежский медицинский институт, но вскоре институт эвакуируют, а Воронеж попадет в оккупацию. Пережив оккупацию Богородицка и получив похоронку на отца, Юля, как и многие, попросится на фронт. Мстить за родного человека. Войну командир отделения связи Зенякина закончит в Румынии. Вернувшись в родной город, устроится работать в банк, выйдет замуж, родит сына… Врачом Юлия Васильевна не станет.

          Мечта Левы Шершова осуществится. После войны Лев Сергеевич с отличием окончит сельскохозяйственный техникум и много лет проработает районным землеустроителем, затем архитектором и охотоведом. Но сначала ему предстояла служба в 20 кавалерийской дивизии легендарного генерала Доватора. Во время боев в белорусских болотах дивизия попадет в окружение. Шершов, раненный в голову, ногу и плечо, целый день пролежит на морозе: «Обидно было умирать в 20 лет. Потом в госпитале я узнал, что награжден орденом Славы III степени». Правда, до этого Лев Сергеевич перенесет серию сложнейших операций. Боевые товарищи, привезшие его в госпиталь, были уверены, что доставили уже мертвое тело.

          Странное совпадение: за год до Левы Шершова точно так же на снегу в ожидании помощи, только под Мценском, истекал кровью его друг и сосед по последней парте Владимир Саморуков.

          А тогда, 20 июня 1941 года, они были абсолютно счастливы. Впереди были мечты, планы, вся жизнь. Таким запомнился тот июньский вечер перед войной.


               «ЗДРАВСТВУЙТЕ, ДОРОГИЕ МОИ!»

          - ДЕД, А КАК ТЫ УЗНАЛ О НАЧАЛЕ ВОЙНЫ?
          - ИЗ РЕПРОДУКТОРА НА «КРЕСТАХ» (ПЕРЕКРЕСТОК УЛИЦ ЛЕНИНА И КОММУНАРОВ В БОГОРОДИЦКЕ). В ТЕ ГОДЫ ЗНАЧИТЕЛЬНУЮ ЧАСТЬ НОВОСТЕЙ ЛЮДИ УЗНАВАЛИ ИМЕННО ИЗ УЛИЧНЫХ РЕПРОДУКТОРОВ. ПОЖИЛЫЕ ЛЮДИ ЗАПРИЧИТАЛИ, СТАРУХИ ЗАПЛАКАЛИ.
          - И ЧТО ТЫ СДЕЛАЛ?
          - НИЧЕГО. ДОМОЙ ПОШЕЛ. Я КАК РАЗ ВОЗВРАЩАЛСЯ С ПРОДУКТАМИ.
          - И ЧТО ДАЛЬШЕ? ВОЙНА ВЕДЬ!
          - А ЧТО ВОЙНА? Я ПОНЯЛ, ЧТО ПРИШЛО ВРЕМЯ БОЛЬШИХ И ТЯЖЕЛЫХ ИСПЫТАНИЙ. НО НАС ГОТОВИЛИ К ЭТОМУ.

          На фронт семнадцатилетних выпускников школ не брали, а в военные училища как раз требовались молодые, идеологически подготовленные ребята с полным средним образованием. Дед вспоминал: «БОЛЬШИНСТВО МАЛЬЧИШЕК ТЕХ ЛЕТ МЕЧТАЛИ О ПОСТУПЛЕНИИ В ВОЕННЫЕ УЧИЛИЩА. МЕЧТАЛ ОБ ЭТОМ И Я. НО ИЗ-ЗА БЛИЗОРУКОСТИ МНЕ ОТКАЗАЛИ В ПРИЕМЕ». В феврале 1942 года дед сумеет обмануть врачей и все же поступит в военное училище. Его одноклассники немного постарше оказались там сразу же после школы.

          Витя Кобяков, попавший на год раньше деда в Московское военно-пехотное училище, 6 июля 1942 года писал родным: «Здравствуйте, дорогие мои мама, Вова, бабуся! Шлю горячий привет и желаю наилучшего в здоровье. Пишу вам на перекуре, между часами занятий. Поэтому очень спешу. Мама! Как твои руки и ноги? Вылечилась ли ты? Напишите все подробно. Опишите всю жизнь Богородицка… Любящий вас сын, брат, внук Витя». Витя Кобяков остался под Сталинградом.

          В условиях военного времени учеба в военных училищах велась по сокращенной программе. Уже примерно через полгода ребята выпускались лейтенантами и попадали в самую гущу событий.

          Из писем Володи Селиванова: «Мама, вы спрашиваете, курю я или нет. Отвечаю вам всю правду. Я не курю и не думаю начинать. Пользы от этого никакой… Пишите больше о себе и что знаете о моих знакомых… Еду на фронт мимо нашего дома… Хоть город издали посмотрю. Обидно. Но, может быть, еще увидимся. Очень хочется с вами повидаться… Если будет все благополучно, пришлю фотокарточку, где снят в новой форме с погонами». Летом 1943 под Белгородом несколько немецких «тигров» окружили и атаковали танк лейтенанта Селиванова. Когда вышла из строя поврежденная «тиграми» пушка, Володя открыл люк башни и стал отбиваться гранатами. Одного «тигра» Володя даже сумел поджечь, но вражеский снаряд разорвал башню его танка.

          Ребята буквально рвались на фронт. Не внести свой вклад в разгром врага казалось им преступлением. Самого молодого в классе Колю Никонова, родившегося в 1925 году, на фронт не брали дольше всех. После окончания школы его направили школьным учителем в Тепло-Огаревский район. Помимо возраста, он не подлежал отправке на фронт как сельский учитель. Тем не менее, Николай добился направления в военное училище, воевал, выжил после ранения, имеет боевые награды.

          ДЕД ВСПОМИНАЛ: «В НАШЕМ 10 «А» БЫЛО 17 МАЛЬЧИКОВ. ВОЙНА ШЛА ДО 9 МАЯ 1945 ГОДА И ОКОНЧИЛАСЬ НАШЕЙ ПОБЕДОЙ. ПОСЛЕ ВОЙНЫ ОСТАЛИСЬ ЖИТЬ ТОЛЬКО 4 ЧЕЛОВЕКА. ОСТАЛЬНЫЕ ПОГИБЛИ».


               МЕЧТЫ, МЕЧТЫ…

          ЗАПИСЬ В ДНЕВНИКЕ ДЕДА ОТ 5 МАЯ 2005 ГОДА: «ХОДИЛ НА ОТКРЫТИЕ МЕМОРИАЛЬНОЙ ДОСКИ НА ЗДАНИИ БЫВШЕЙ «ОБРАЗЦОВОЙ» ШКОЛЫ №1, КОТОРУЮ Я ИМЕЛ ЧЕСТЬ ЗАКОНЧИТЬ В 1941 ГОДУ. НА ДОСКЕ ОЧЕНЬ ПАМЯТНЫЕ МНЕ РЕБЯТА, ПОГИБШИЕ В ТУ ВОЙНУ. НА ДОСКЕ ИМЕНА И ВЫПУСКНИКОВ 10 «Б» (ВЫПУСКНЫХ БЫЛО 2 КЛАССА). ВМЕСТЕ С ШЕРШОВЫМ ЛЬВОМ СЕРГЕЕВИЧЕМ («ЛЕВКОЙ») СТОЯЛИ У ДОСКИ В ПОЧЕТНОМ КАРАУЛЕ. С НИМ МЫ СИДЕЛИ В КЛАССЕ НА ЗАДНЕЙ ПАРТЕ, «НА КАМЧАТКЕ», И ОБА ОСТАЛИСЬ ЖИТЬ. ОБА СТАРЫЕ И ПЛОХИЕ ПО ЗДОРОВЬЮ».

          После войны здание образцовой школы №1, взорванное в декабре 1941 отступавшими из Богородицка гитлеровцами, поднимали из руин пленные немцы. В восстановленном здании разместился дом культуры «Горняк», долго блиставший трофейной германской мебелью. Был даже резной рояль «Bekker» на точеных ножках.

          Сегодня в этих стенах обосновался Дом творчества юных, при котором работает небольшой музей «Отечество». Хотя юридически он имеет статус музея «школьного», но на деле является самым настоящим. Само за себя говорит то, что музей Дома творчества юных регулярно одалживает свои экспонаты для выставок старшим братьям - большим музеям. Музей «Отечество» неоднократно побеждал в областных и даже всероссийских конкурсах, в чем несомненная заслуга его руководителя Ольги Андреевны Кунаевой. Особое место в музее занимает история образцовой школы №1 и ее выпускников 1941 года, ушедших из этих стен на войну.

          Ребят из легендарного выпуска 1941 года осталось совсем немного. После всего пережитого никто из оставшихся в живых не спился, не наложил на себя руки, не опустился. Все, как один, чему бы они ни посвятили жизнь, стали людьми. Они жили за тех, кто не вернулся? Старались наверстать лучшие годы юности, украденные войной? Или просто каждого из них научили стремиться стать человеком?

          Удивительно, но те из них, чьим мечтам не позволила осуществиться война, нашли свое продолжение в детях. Тамара Никашина не стала врачом, зато ее дочь Оля поступила в Московский медицинский институт. Не сбылась мечта Ани Селиверстовой стать учительницей. Педагогический институт закончил ее сын Валерий.

          Мой дед воплотил свою юношескую мечту. Владимир Владимирович Саморуков, полковник юстиции, больше 40 лет отдавший работе в правоохранительных органах, воспитавший множество учеников, вошел в историю российского следствия как родоначальник первой в стране династии следователей, которой посвящен раздел экспозиции музея МВД в Москве. Эстафету подхватил зять – Мусаев Гашам, а сейчас в правоохранительных органах трудятся его внуки: названный в его честь Владимир и я, Рагим.

          Воплотила девичью мечту Аня Митяева: Анна Трофимовна Крапивина более 40 лет вела в школе русский язык и литературу, вырастила 2 сыновей и 3 дочерей, стала бабушкой. И даже в преклонном возрасте Анна Трофимовна, не утратив интереса к жизни, продолжала, насколько позволяло здоровье, общаться и переписываться со своими одноклассниками. В письме деду от 20 мая 2003 года она сетовала на утрату красоты эпистолярной романтики, так как люди «перестали писать письма, все стали звонить по телефону».

          Следующую мысль из письма Анны Трофимовны я неоднократно слышал от своего деда, да и, по-моему, под ней могли бы подписаться все их одноклассники:

          «Нашим детям, внукам и правнукам есть, чему у нас поучиться. Пусть сейчас многое воспринимают не так, как мы, когда строили светлое будущее, но в нашем поколении живет гордое сознание того, что жизнь прожита честным трудом не ради славы и денег, меньше для себя, больше для других».

          Интересно, что почти у всех одноклассников, даже в преклонном возрасте, отмечали удивительную увлеченность жизнью, внутреннюю молодость, преданность своему делу, чудом сохранившиеся чувства доброты, чуткости и деликатности. Многие из нас, ныне живущих, даже в более юные годы об этих качествах могут только мечтать.

          И из последнего письма Анны Трофимовны деду: «Из нашего выпуска остались только ты и Лева Шершов… У меня на столике всегда под рукой список наших одноклассников, чтобы было легче поминать «за упокой». Ты, Володя, конечно, их всех помнишь. Вечная им память. Доброго здоровья живущим. До свидания. Твоя одноклассница Аня Митяева».

                Рагим Мусаев




          И С Т О Ч Н И К И
1. А.Векшина «Повесть о настоящем человеке» // «Богородицкие вести» от 23.05.1998г.
2. А.Гребенев «У десятиклассников» // газета «За уголь» от 25.05.1941г.
3. С.Лиокумович Серия публикаций «Великая Отечественная. 10 «а» класс» // газета «Ленинская правда» с 17.07.1974г. по 07.08.1974г.
4. С.Лиокумович «Будни тревожные» // газета «Ленинская правда» от 02.08.1974г.
5. С.Лиокумович, О.Леонов «Мальчишки, мальчишки, вы первыми ринулись в бой» // газета «Молодой коммунар» от 27.10.1984г.
6. С.Лиокумович, О.Леонов «Выстрелы после войны» // газета «Молодой коммунар» от 27.10.1984г.
7. Е.Полякова «Встреча с выпускниками 1941 года» // газета «Ленинская правда» от 29.04.1988г.
8. В.В. Саморуков «Вместо родословной», дневниковые записи и письма разных лет.
9. А.Шахно «Завтра была война». Последнее интервью В.В. Саморукова. // газета «Новотульский металлург» № 63 (7089) от 8 мая 2008 года.

          Особая благодарность за предоставленные материалы руководителю музея «Отечество» Дома творчества юных Ольге Андреевне Кунаевой (г.Богородицк).