Отзыв на книгу Владимира Леви Нестандартный ребено

Светлана Журавлёва
Обладаю весьма скромным опытом чтения литературы по детской психологии и воспитанию. И можно счесть за удачу, что, первой из попавших мне в руки книг на эту тему, оказался довольно известный труд довольно известного автора. - «нЕСТАНДАРТНЫЙ ребенок» вЛАДИМИРА лЕВИ
Но, с уверенностью могу сказать - книга «нестандартна»… Это «замечание» (потому что было «замечено») с номером ноль… Нестандартна по форме, по манере изложения, по оформлению (даже с авторскими или детскими рисунками) для серьезного медицинского труда – труда, отражающего психотерапевтический опыт авторов (там же еще периодически мелькает добрый гений Дмитрия Сергеевича Кстонова – в просто-народии, а точнее, в просто-писании – просто ДС) Другой вопрос, что этот опыт приобретался авторами с самого-самого детства. Работа души – она такая – иногда стоит начать… всЁ – на всю жизнь… А без работы души – и жизни то нет… Так – условность, «принуждение», почти «гипноз», почти сон с повторяющимся сюжетом… Так что не сна ради, а, скорее, от… читаю книгу В. Леви…

«Докладываю обстановку»… т.е свои впечатления и возникшие по ходу дела мысли.
Книга о детях и о детстве.
Книга для детей…
 Книга о родителях, родительстве и для родителей…
Книга о человеке, человечности и соответственно…

А теперь подробнее… Книга состоит из глав (чего бы тут не-стандартного?) - да вроде стандартно – как в любом труде о детской психологии – они так и называются: «Испорченный телефон», «Кот в мешке», «Леонардо Подбитый Глаз»….
Каждому ребенку сразу становиться «ясно-понятно», что первая из перечисленных – это про родителей:   «Ну, не слышат ведь – сколько уже велосипед прошу! А как об стенку горох… Или того хуже – скажешь «велосипед», а оттуда странным эхом доноситься «пол-подемел-пол-подмел…»… Испортил же кто-то всех родителей! -  Теперь нам всем «переводчики» нужны… И детям, и родителям… Чем, в общем-то, и занимается Владимир Леви – и не только в упомянутой главе – переводами с детского и обратно, и ….
(а потом уже переводят и Владимира Леви на прочие языки мира) 2
 В общем, в ряде глав «вы найдете и поймете», как из «неправильного» родителя сделать, - ну хоть мало-мальски терпимого родителя…
//Причем, как мы узнаем из последующего быть «совсем уж розовым» родителем вредно как для ребенка, так и для самого родителя. - Устроишь ему рай, а он или «ножки на шее свесит» или «крылья сложит», т. е. в любом случае, возникнут трудности с покиданием или родительских плеч или родительского гнезда, а это «высшая и последняя ступень воспитания – наблюдаемая самостоятельность»… /вот я уже дословно цитирую автора.
И на самом деле, его хотелось цитировать, запоминать дословно, делать выписки, не надеясь на масштабы собственной памяти: … «- Я в твои годы таким не был - Я в твои годы таким не буду»… … «а вдруг не трудный ребенок, а непробудный родитель?!» … … «слушай, ты молодец, сегодня тебе вовремя захотелось спать, гляди-ка, правый глаз уже закрывается»… Может, это я излишне тяготею к удачным фразам и тонкой наблюдательности… Но иногда даже мимолетное наблюдение восприимчивой души (коей как раз и располагают оба выше обозначенные автора) и даже непринужденное замечание – а какая глубина, можно сказать, философия…

Не играть с ребенком в воспитателя, но играть с ребенком… Играя с ребенком, мы живем с ним жизнь…
 
Не остались без внимания такие важные вопросы - чем «сдвинутый» родитель отличаются от «гармоничного», стоит ли наказывать ребенка (или родителя), и как, когда ругать и за что (методики особых ругательств прилагаются), почему не послушны дети, почему не послушны родители, и почему иногда полезно быть «непослушными» и тем и другим… И почему все-таки иногда стоит и послушать, и прислушаться… В книге сделан особый акцент на том, как важно родителю во время «услышать» своего ребенка – не навязывать, не внушать свое видение, а именно понять, чем он живет, чем дышит, к чему стремиться … Любящее сердце не может «не слышать»…
И как приятно и непринужденно, и совершенно без насилия над собой «слушался» Владимир Леви…
Чтобы детское «не-по-слушание, и взрослое «без-слышанье» обернулись вдруг слухом с обеих сторон, чтобы общая для всех «глупляндия» – стала «умляндией», чтобы ваше – бес-сердие – стало «ух-каким-сердием» (справедливо и для случая с приставкой у-)  В.Л. и Д.С. рекомендуют – «операции по обретению слуха» или - психоаналитические эТюдЫ, где опять все перепутано, перевернуто с ног на голову – где Я – это мОЙ Папа, сосед дядя Гриша – это моя мама, а моя мама при этом – наша собака породы чао-чао по кличке Ириска… С каким же восторгом я кричал: «Ириска! Принеси-ка мне мои любимые тапочки!»…

Дальше и того больше…

Книга смешила и радовала, заставляла грустить, иногда плакать, «вызывала на откровенные разговоры» - о себе, о своём детстве, о своем родительстве…
 Фраза «вызывала на разговоры» не случайна и даже не метафористична, потому что автор все время находится в непосредственном диалоге с читателем, чего только стоят эти периодически появляющиеся вопросы – а вы помните? – вспомните, как оно было у вас? Волей-неволей ныряешь мыслью или в свое детство или в свои отношения с детьми или даже со взрослыми. Книга смотрит гораздо шире и дальше, чем просто взаимоотношения родитель-ребенок. Конечно же, не возможно не влюбиться в книгу, в детство как таковое, во Владимира Леви, в конце концов… во всех этих безликих, но бесконечно живых, интересных, со своими судьбами- проблемами героев.
Кое-что (и кое-кто) просто шокирует, или производит очень мощное впечатление. Для меня таковой оказалась история об однокласснике ДС – маленьком гении и вундеркинде Владике К. Мало того, что вся биографическая зарисовка прочиталась на одном дыхании и с замиранием сердца … (и интересны были, мне – как девочке – наблюдения-переживания именно мальчика, мальчика-подростка)… и «поднят» (как будто вопросы имеют привычку падать) вопрос о «воспитании» «нестандартно» одаренных детей… - в плане описания жизни героя он решается в пользу «само-воспитания» с вытекающими последствиями само-отчуждения-от-общества… Вопросы «инаковости» всегда открыты и любая «инаковость» часто в обществе не находит должного внимания, или натыкается на непонимание… Об это и говорят авторы… И эта глава, судя по всему,  писалась еще в далекие - казалось бы ушедшие, от того и далекие - советские годы, и возможно, современная отечественная ситуация по отношению к одаренным детям несколько изменилась… Но «история» отнюдь не потеряла ни актуальности, ни проникающей силы в сознание, в душу… И мне в жизни попадались очень талантливые дети, у которых очень не складывались отношения ни с иными учителями, ни тем более с «обычными» одноклассниками… истории о том, как «талант» порою служит ступенькой к отчуждению… Но дело даже не в этом. Описанный случай уникален и меня поразили сам герой и рассказ о нем… В голове мелькало «Бывает же!»

Глава под названием «Исповедь Негипнотизера» - автобиографичная часть - показала, что мы с Владимиром Леви, в некотором роде, - «братья» (или, вернее, брат и сестра)… Еще с первого слова книги, а может, и названия - мне почуялось какое-то родство… Как выяснилось – не спроста. Конечно, я имею в виду – не генетическое родство, а то самое, пресловутое – душевное, а оно, как известно, и как, опять же, где-то подметил и сам Владимир Львович, - прослеживается даже между людьми из разных эпох… Но что касается моего родства с Владимиром Леви, то это «родство душ» (может быть, в некоторой степени родство характеров и отношений к жизни) несет под собой довольно прочную основу. Оказалось, что у нас «родственное» детство, или лучше сказать, – схожие детские переживания, впечатления, мысли…  Высокая «внушаемость» или чувствительность к окружающему миру, впечатлительность по отношению к «старшим кумирам», ранние влюбленности, ссоры родителей «пилой» по сердцу и кувалдой по нервной системе… Может быть, у каждого читателя найдутся такие куски, фрагменты или целые главы текста, где он захочет воскликнуть – «Это про меня!» «Я почти соавтор, я думаю также!»… Прочувствованное на уровне души (вынесенное из собственного детства) - обрело в книге Леви законченное словесное выражение. Пусть примеры другие, но чаще даже схожие, где-то уже виденные, встреченные…потому что они все из жизни, из нашей повседневности. Хотя, конечно, некоторые места в биографии и Леви-ребенка и Леви-подростка, и других героев  опять же шокировали, вызывали недоумение…

В общем, книга явилась своеобразным откровением. Откровением о детстве, о родителе, откровением обо мне, откровением о Владимире Леви, откровением о жизни…

Трудно переоценить и писательский дар автора. Тонкая ирония, находчивость или же наоборот – жесткость и непоколебимость, мужская уверенность в истине, и ее отстаивание, защита. В общем, действуем по обстоятельствам, и в силу задач и правоты.

 Мы рождаем детей не для себя, а для них, ребенок растет и живет, а не «изготовляется на космических фабриках» словно из заготовки в определенную и конкретную деталь по размерам и стандартам… Это опять же недословное цитирование и «схожесть мыслей»…

 Ну, не бывает стан-дарт-ных детей!.. как утверждаем - я, и Владимир Леви – ребенок, отец, психолог, учитель… одним словом – человек ...

__________________
1 Владимр ЛЕВИ Нестандартный ребенок: - М.: «Леви Центр», 1996, - 352 с.
2 Книги Леви издавались и переиздавались, и в разных странах и на разных иностранных языках /об это и в Ин-те в том числе…